Предыдущая часть тут. Там же ссылки на остальные. А мы продолжаем рейтинг любимых альбомов автора, открытых с 2013 по 2023 гг. Главный принцип: без повтора исполнителей, кроме пары исключений. Вперёд дальше!
30. Голод (2003, Звери)
Продюсерский проект Александра Войтинского, ранее работавшего с t.A.T.u, позже снявшего самим Зверям основные клипы и спродюсировавшего наше новое ширпотребное кино, стартанул не сразу как год спустя, однако именно на Голоде Звери начали формировать уникальный имидж. Точнее имидж фронтмена, работавшего на группу и наоборот. Это потом на неё посыпятся призы и награды всех мастей, а тогда, в начале нулевых, молодого Романа Билыка-Зверя, обнаружили случайно, как и его талант сочинять свойские народу песни. Вдвоём с приглашёнными по интернету музыкантами и в соавторстве с земляком Валерием Полиенко записали дебютник. Стиль нашёлся, а без переезда в столицу не обошлось.
В своих вроде незатейливых стадионно-дворовых песенках Звери будто назло любой критике с лёгкостью явили публике по-южному безудержную супер-стихию. Она – мгновенно заедающий в голове школьно-ПТУшный поп-рок с воздушными аранжировками и провинциальной энергетикой. Эта музыка оказалась универсально чуждой для всех и всеми любима: для рока попсово, для попсы тяжело, но слушали их почти все. И даже Наше Радио сперва принимало их на фестивале Нашествие, правда потом этого не потребуется: Звери придут в массы и закрепятся в коре головного мозга миллениалов вплоть до конца нулевых.
Для тебя, Просто такая сильная любовь, Дожди-пистолеты, Маленькая с, Капканы... Два десятилетия спустя эти, и другие песни первого альбома не устарели вместе с харизмой Ромы Зверя. Поразительно и объяснимо.
29. Cyou (2022, Тальник)
Перебравшийся из дальних уголков России в Москву, дуэт Тальник все десятые годы делал интересную музыку с вымышленным приветом из прошлого, идя наперекор стримингам, чартам и коммерческим расчётам. Под занавес 2022 года дуэт выпускает небольшой альбом из шести песен, таки проникнув незадолго до этого в музыкальные сервисы. На выходе получилась сломанная поп-музыка пойманного момента, когда даже вне ужаса 2022-го находишься сам по себе, в мире меланхолии и приятной усталости.
Дуэт маскированно щеголяет отрывочными мелодиями, четверостишиями и фразами, из обрывков которых создаётся своя волна, длиною менее получаса. Музыка на любителя, она обрывочно ловит слушателя своим трансово-отрешëнным состоянием, местами оторапливая его восприятие и устанавливая с ним контакт будто бы мгновенными флешбеками в виде якобы давно не слушанных русских песен начала двухтысячных. Во многом за счёт творческой импровизации.
Хотя Света и Саша и до этого, и после заверяли про отсутствие намеренной ностальгии в творчестве. Просто дух сам навевает, возможно. Отсюда и необъяснимая магия, неподвластная любому. Идеальное завершение 2022 и начала 2023 года.
28. Восставший из ада (2000, Сектор газа)
За считанные месяцы до скоропостижной и загадочной смерти уроженец Воронежа Юрий Хой-Клинских с оставшимися коллегами по полуподпольной народной группе Сектор газа записывает посмертный тринадцатитрековый, тринадцатый по счëту за тринадцать лет существования коллектива альбом. Получился он, пожалуй, самым тяжёлым на всём постсоветском пространстве начала века, а глубина и полнота звучания достигнуты Юрием Клинских с багажом студийного опыта за пазухой. А его увлечение смешивать металл с рэпом воплотилось также здесь.
Соединились они с мистически-стёбным чёрно-юморным хоррор-панком и хард-роком. Каждая песня будто выстрадана из преисподней от восставшего из склепа мертвеца. А студийное пространство забито всякой нечистью. Вурдалаки, зомби, демоны-черти-дьяволы-сатана, вампиры, и прочая грязь, за которой со страхом ночами по кладбищам охотятся их истребители и охотники, наводят жути, шума и много чего не самого положительного. Как вам такое, фанаты Короля и Шута?
Парадокс, но известность релиз получил за счёт песни Демобилизация – негласный гимн воинских частей, одно время даже игравшейся на Русском радио. Включить вообще не подходящую альбому песню настоял именно Хой; ходили даже слухи, что именно из-за боязни не дожить до выхода релиза, что и вышло, увы. А если сложить цифры в дате его смерти, получится то самое несчастливое число, которым окутан Восставший из ада. Возможно большей популярности помешала масса плагиатов релиза.
27. Ghost Stories (2014, Coldplay)
В 2014 году у британских поп-рок-стадионщиков Coldplay родилось маленькое чудо из восьми колыбельных и одного EDM-хита, вынашиваемое ещё с начала десятилетия с идеи о создании акустического альбома с пресущей ему тихостью и робостью. Правда, получился Mylo Xyloto (2011), чья цветастость размазывала слушателя каждую очередную песню, впрочем это уже другая история.
Ещё больше к созданию призрачных историй подтолкнул развод фронтмена Криса Мартина с женой Гвинет Пэлтроу. Тогда будто сработал стимул оттолкнуться от дна при приближении к нему, чтобы всплыть на поверхность в рвении к кислороду. Это, и не только, сделало релиз по-настоящему камерным, нежным и даже чересчур интимным, раскрывая творческие грани всех участников квартета. Тут и эмбиент, и синти-поп, и рок, обрамлённый женскими голосами, и просто вольность, склонность к уединённым экспериментам.
Ghost Stories искусно соединяет умиротворение со скорбью, романтику полуночи с грустью, печаль и смирение. А ночное настроение было присуще Coldplay как никогда, и через год вышел абсолютно противоположный альбом. А этот остался незаслуженно забытым аутсайдером, раскритикованным за блеклость и общую слабость. Нередкий случай, когда по вкусу это не так.
26. Долгая счастливая жизнь (2004, Гражданская оборона)
К двадцатилетию легендарного сибриского андерграунд-коллектива Гражданская Оборона (в простонародии ГрОб) её главный идеолог Егор-Игорь Летов с компанией остальных участников выкатывает самое масштабное произведение.
Да, после политических поворотов направо-налево, открещивания от любых идеологических движений, альбома каверов на советские песни, творческого кризиса и лечение в клинической реанимации от вредных привычек, другого альбома можно было и не ожидать. В нём плотная стена звука психоделического гараж-панка, присущая Летову и Ко, обрела несоразмерные масштабы, которые до сих пор сложно объять. Послушайте, например, заглавную песню, Вселенскую большую любовь и Без меня.
...Отныне и впредь музыка Летова, принявшего происходящее тогда вплоть до самой своей смерти в 2008 году, про вечность, бытие и просто мир. Избыточной поэзии, электро-гитар, рыка и нарочито-эстрадного баса Летова переставали сторониться. Тем более часть его последних песен отдавали чем-то ностальгическим, лёгким, словно мелодия к советским мультикам. А качество записи осталось самым высоким за всё время существования коллектива. В том числе и это повлияло на появление коллектива на Нашем радио.
25. Last Young Renegade (2017, All Time Low)
Американские рокеры эпохи застоя поп-панка конца нулевых выпускают свой самый необычный и наполненный в музыкально-лирическом плане альбом. Жанр вроде и остался, никуда не девшись, правда с другой стороны от поп-панка ребята отдалились куда-то далеко, выйдя где-то на уровень стратосферы с собственными взрослением, осознанностью и новым подходом к записи.
За счёт размазанного сведения, нестандартных структур, искажений гитар, частому применению клавишных и синтезаторов, получилась музыка, блещущая красотой и одновременно универсальностью, эклектикой во всех отношениях и яркими красками, глубоким звучанием и лирикой с осознанием на взрослые темы. Хоровая эйфория стадионов с салютами, элементы поп-музыки и инди в лучших отношениях. Даже синти-поп, электроника, EDM и новая волна неплохо вписались, намешиваясь в поп-номерах. Каждый из десяти уникален, большинство обзавелось клипами.
Возможно даже хорошо, что этот среднеформатный поп-панк-бриллиант остался незамеченным массовой аудиторией и был обласкан положительными отзывами критиков. Собственно, как минимум такого он заслуживает. Тем более данная музыка призвана объединять.
24. Люди-инвалиды (2005, t.A.T.u)
Ко второму альбому дуэт из двух бывших школьниц подошёл с мировым признанием, скандально-провокационным имиджем и новыми проблемами. А именно: третье место на Евровидении, провальное шоу Тату в Поднебесной, беременность Волковой, опровержение имиджа ЛГБТ (движение и его пропаганда запрещены в РФ), разрыв отношений с продюсером Шаповаловым и утрата интереса западной аудитории.
Итог: записали альбом с трагической историей, которому не суждено было стать сенсацией. Несмотря на много соавторов/композиторов и простую концепцию – любовь и безэмоциональность. Пронзительная лирика про моральных уродов, их чувства и поглощающую машинность новых технологий. Звук подходит для компьютерных игр и взрослых мультов. Не стоит забывать, что тут есть взрывная All about us и She loves me not. А Люди-инвалиды с приставучим электро-хуком чуть ли не лучшее в исполнении дуэта Волкова-Катина.
Релиз звучит лучше дебютника: девушки повзрослели, аранжировки крепче, интереснее, со стержнем, и так же на уровне мировых исполнителей. Но публике оказались важнее скандальность. Однако если опустить такие факты, это один из главных поп-альбомов 2005 года, с электро-поп-роковым звуком России той эпохи. Он мог засиять, но так и остался в тени 200 по встречной.
23. Driving Rain (2001, Paul McCartney)
В новый век экс-битл вошёл с напряжением, будто созвучным с трагедией 9/11: жена Линда Маккартни умерла от рака, с новой женой ещё предстоят проблемы на радость желтизне, а творческий кризис к 60 годам накрыл вовсю. Сам сэр Пол Маккартни постарел.
Всё это отразилось на музыке едва ли не самого мрачного и одновременно самого изысканного альбома, записанного за считанные недели с новой командой молодых музыкантов. С другой стороны он наполнен камерными поп-рок-номерами, качество которых останется непревзойдённым. В альбоме хватает отличных песен (Lonely Road, Tiny Bubble, Heather, и другие), светлых моментов, а также студийной игры, чародейства, качества и поп-мелодий.
Новое вдохновение подарило знакомство, помолвка и дальнейшая свадьба с Хизер Миллс, которой альбом посвящён целиком. А последнюю песню Пол записал аккурат сразу к тому самому 11 сентября, прервав печать готового тиража альбома. Отсутствие крупных хитов и неформатная обложка со скриншота с наручных часов возможно сделали Driving Rain самым некоммерческим в дискографии Маккартни; упущенным публикой. Зря. Как минимум по звучанию он вкусен, хорош и интересен.
22. POP (1997, U2)
В 90-е ирландские рок-стадионщики U2 намеренно уходили от классических корней в сторону индастриал-электро и экспериментальной альтернативы, без ущерба себе и на радость миру. Апофеозом студийного безумия квартета стал данный неформат, обстёбывавший и высмеивавший саму группой с её подачи и весь шоу-бизнес, концертную деятельность, и многое другое.
В дальнейшем квартет окончательно отвергнет этот по их мнению провал во всех отношениях, не переиздавая и избегаялюбого упоминания релиза. Недоделанность, спешка перед поставленным дедлайном графиком тура, качество звучания, общая стилистика, сырость, и неравномерность, – всё это с того времени старается не вспоминать каждый участник U2.
И тут тоже зря. Ибо это реально чумовой альбом, финальный аккорд экспериментов ирландцев, которые до сих пор этого стесняются. Они единичный раз не то чтобы вышли за рамки, – они их прошибли с ноги в пользу безбашенного веселья, смелых экспериментов и кислотного звука, который разъел все ожидания слушателей. Причём сначала идёт полнейший разнос, потом спад, а затем погружение куда-то глубоко в депрессию. Так и закончился субъективно лучший альбом U2, после которого они вернулись к привычной формуле, вероятнее всего в пользу поп-коммерции.
21. Боже, храни кьют-рок (2020, дора)
В идеале каждому десятилетию своя певица. Если в 00-е и 10-е была Земфира и Монеточка соответственно (обе иноагенты в РФ), то в начале 20-х тон задавала певица Дарья Шиханова, на год-два популяризировавшая кьют-рок в одном альбоме, на котором есть отсылки и к той, и к другой.
Девушка под псевдонимом дорадура дора выдумала жанр давно, когда записывала на айфон песни под гитару и искала себя в разных стилях, взрослея. Нового в жанре нет: нежный женский вокал поп-рока под гитары/клавишные. Симбиоз из музыки и вайба разных современных поп-исполнительниц или Тик-Токерш, в тёмном светло-розовом романтичном стиле. дора, будучи #нетакойкаквсе витиевато соединяет в своей музыке ходы, понемногу взятые у Аврил Лавин, Тэйлор Свифт, Юлии Савичевой, альтернативы нулевых и женских дэнс-попперш. Разные жанры и направления соседствуют друг с другом, не мешая, что при качественном продакшене получается динамичнее. Соединились радийная попса, акустика, рэп-биты, IDM, электро-дэнс и примесь гитарного рокапопса пятнадцатилетней давности.
Ключевой трек, он же заглавный, – конечно Втюрилась: Здесь дора в образе девушки с гитарой с целой рок-группой проникновенно-тонко голосит о любви. Сама же госпожа Шиханова может подкупить своей "стрёмной" естественностью или наоборот отпугнуть, тут уж каждому своё. Если прислушаться, это не просто ванильный поп, а женский плач от бессилия при незрелой девчоночьей влюблённости. И чем плаксивее, тем более массивные мужики будут слушать данного исполнителя в производственном цехе и орать на концерте песни.
Продолжение уже скоро!
–
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.
Телеграм-канал #музРельеф