От автора:
Перед вами список моих самых любимых альбомов за 10 лет увлечения музыкой. Его я составил, ориентируясь на собственные предпочтения того времени. Изначально количество релизов чуть не дотягивало до 100, потом решил отсеять лишнюю часть. Получилось 70, далее 60.
Решающая битва была, когда дошло до 50, потом снова до 70. Оставалось примерно один-два альбома, от которых следовало избавиться. Не хотелось, но зато в пользу остальных, имеющихся здесь. Получилось личное подведение итогов ежегодно прогрессировавшего хобби, что и вылилось в творчество на канале.
Многие релизы не вошли в список, зато остались любимейшие из любимых. Под эти альбомы я жил 10 с лишним лет, заслушивая кучу раз. В трудные мгновения они мне помогали, были как кислород вместе с остальной музыкой. Многого не расскажешь, ибо это многое было, за каждый прожитый год. В общем, читайте мой опус-магнум с прямолинейным назначением "Вспомнить всё".
Со временем любимых альбомов станет ещё больше, а пока пришло время предварительно подвести итоги, расставить точки над i.
- В первой части можно почитать про места с 7 по 61. Погнали!
70. Градус 100 (2016, Градусы)
Ставропольский коллектив Градусы прославился в начале 10-х хитом Режиссёр и несколькими другими поп-рок-треками под фанк-гитару, с абстрактно-пофигистическими текстами. С середины десятилетия состав обновился, а дуэт из Руслана Тагиева и Романа Пашкова сохранился; и хорошо, ведь именно на нём держится основная магия музыки коллектива.
На очередном релизе после нескольких новостей о распаде и очередного обновления состава группа Градусы предстала ещё более поп-ориентированной перед публикой: заглавный трек с начальным названием группы замахивается на EDM и в попсу (видеоклип тому доказательство). #ВалиГуляй мешает все стили сразу. А легендарная Хочется в один миг завоевала чарты и ротации типичного Русского Радио.
Оставшиеся треки – сольные замашки господина Пашкова и Тагиева, оставшиеся с прошлых лет, с похожим звуком. Да и в целом данный мини-альбом подойдёт под фоновое, и не только, прослушивание. Остроумно, мелодично, позитивно, узнаваемо, пускай это во многом повторение пройденного, и нет масштабных суперхитов.
69. Байполар (2022, Три Дня Дождя)
Уроженец Кызыла Глеб Викторов выпустил третий альбом своего проекта, будто с прицелом на 2007-й год, но для детей нулевых, возвращая тинейджерский эмо-рок в массы и на высшие строчки чартов отечественных музыкальных стримингов. Как минимум за такие песни, как Выдыхай (дуэт с певицей Zivert, который мало кого оставил равнодушным), Отпускай, Я и одиночество, заслуженно воздвигают Байполар в данный список.
Получилось продолжение мамбл-рока 2к17 от Пошлой Молли и Френдзоны, с оглядкой на новое десятилетие. Коронавирус, вакцинация, СВО, мобилизация, и другие события не могли не повлиять на содержимое альбома от человека с биполярным расстройством. Об этом весь релиз, а политико-расстройственные склонности господина Викторова ещё дадут о себе знать.
...Вернулась мода на громкие припевы, депрессию и стремление сделать громче потёртую ДжиБиэЛьку. Ну и грех не включить данные песни на поношенном смартфоне через AUX, пока сабы битой тачки окончательно не заставят оглохнуть. А размазанный звук гитар и программинг ударных добавил уникальности: кальян-рэп и мамбл-рок будто совокупились вместе, образовав новоявленный кальян-рок. Пороки, страсти и прочие элементы кальянной музыки вкрапляются сами, и такие песни не покажутся посторонними между какими-нибудь Мияги и Джони. Как и весь релиз.
68. 30 Seconds to Mars (2002, Thirty Seconds to Mars)
Сильный, хорошо оформленный одноимённый дебют некогда малоизвестной американской рок-группы 30 секунд до Марса, записанный в сельской местности Вайоминга на территории пустого склада в 15 000 акров, включает в себя концептуальную тему борьбы и самоопределения, обрамлённую музыкой полностью в духе времени.
Новаторства от голливудского актёра-музыканта Джареда лето (он никогда не совмещал карьеру в кино и в музыке) и компании немного, за исключением пары. Коллектив создал кричащий металл на стыке альтернативы, электроники, прогрессива и спейс-рока, тяготевшему к ню-металлу начала двухтысячных, и никогда им не являвшимся (во многом за счёт личных текстов фронтмена).
Сильных песен на альбоме хватает: разрывающий Capricorn, засветившаяся в Need for Speed Edge of the Earth, и другие. Позже группа выпустит пару альбомов, которые возведут её в ранг стадионных рок-суперзвёзд; и всё же не стоит забывать пусть менее выразительный, но важный старт.
67. ƎVOLVE (2017, Imagine Dragons)
Американские инди-стадионщики Imagine Dragons на десятые годы стали спорным явлением стадионно-попсового рока. В их музыке оба жанра сходились и расходились, а творческий запал и бизнес-чуйка оставались на уровне, в сердцах массы фанатов, игроманов и простых обывателей. Идеальный образец коллектива, для которых все туры, ротации и коммерции открыты.
На третьем альбоме музыкально-коммерческие противоречия Дракош обострились: пока Дейн Рейнольдс оглашал ƎVOLVE как эволюцию группы, критики разносили релиз, называя его безжизненным и ориентированным на массы. Одни увидели очередные выходы за рамки, другие за ширмами красок текстур песен улавливали бесполезный шум аренного поп-рока с оттенками электро; называли ƎVOLVE клишированным релизом, одним из низкорейтинговых в 2017 году. Было за что.
Одако при спорных составляющих, альбом (неоднозначный, будто испражнённая на стол радуга) обладает своим шармом. Сейчас он (вместе со следующим, вышедшем год спустя) воспринимается как слепок второй половины 10-х. Когда музыка стала потребительской, запросы аудитории заканчивались на приятных подборках, а продажи альбомов влияли слабо (стриминги только захватывали планету). А за такие песни, как Believer, Thunder, Whatever It Takes, Walking The Wire, и другие, стоит группе и релизу отдать уважение.
66. БИ-2 (2000, БИ-2)
Официальный дебют одной из главных российских рок-групп начала века, задолго до кенселинга два десятилетия спустя. Создан он в течение 90-х, во время странствий Лёвы* и Шуры по Израилю, и Австралии. Там за 1998 год записали часть имевшихся песен и немного новых. Потому чувствуется веяние южных морей в каждой песне.
Альбом наполнен другими хитами: Варвара, и сейчас не теряющая популярность, Счастье, метившее в золотую обойму репертуара... И конечно Серебро, – субъективно лучшее, что создала группа с одноимённым дебютником, содержимое которого режиссёр Алексей Балабанов изначально решил использовать для фильма Брат 2. История помнит, что вмешался Михаил Козырев, и всё пошло иначе.
Осталась легендарная Полковнику никто не пишет, которая сделала группе дальнейшую карьеру. Пойдёт она по волнам мутировавшего русского шоу-бизнеса, дальше уходя от наследия данного пласта, изначально названного И корабль плывёт. А по-южному выверенный звук БИ-2 от первой до последней секунды во всех красках и очертаниях стоит оценить уже сейчас.
65. ЙАЙ (2020, FEDUK, prod. by Cream Soda)
В пандемийном 2020-м бывалый околофутбольщик и наследник творчества Ивана Дорна Фёдор Инсаров самоизолируется на даче под Ярославлем. Вместе с парнями из хаус-дуэта Cream Soda, пилит Русский народный трэп, и постигает искусство занятия с музоном любовью. О чём ведает в одной из песен, да и весь альбом, развлекаясь, умиротворяясь, как-то очищаясь...
Результат – воздушная, лайтовая, перегруженная зудящими булькающими плывущими звуковыми эффектами пластинка. Вводящая в диссонанс одной обложкой... Воспринимающаяся как воздушная вата со сладким сиропом, чьи прыгающие во рту кислейшие вкусы салютами разлетаются, заставляя вкусовые рецепторы вибрировать то ли от недоумения, то ли в качестве защитной реакции.
Сахарное R&B с заплывшим продакшеном и литрами автотюна являет собой от трио танцевальный разнос и баллады, не лишённые интимности, раскрывающей личные стороны каждого. К слову, хорошая примета 2020 года, который, казалось бы, стал одним из худших.
64 V (2014, Maroon 5)
Выпустив свой пятый студийник, американские музыканты из Maroon 5 фиксируют своё погружение на дно в мир коммерческого электро-поп-рока. Отполированного, яркого, глазированного гламуризированного, местами безвкусного и нацеленного на первую десятку чартов Billboard, ITunes и TopHit.
Жевательно-радийно-форматный стиль V вопиющ с заглавного сингла Maps, хотя, к примеру, от живых инструментов господин Левайн, зачастую пускающийся в фальцет, и компания не отказывались. Другие синглы с налётом провокации, а также фит с Гвен Стефани составили компанию. Особо выделился Sugar, чей клип набрал миллиард просмотров на Youtube. Но и выпущенный годом позже цензурируемый This Summer's Gonna Hurt like a Motherfucker собрал кассу и стадионы, разукрасив альбом пышным цветом.
11 поп-номеров, плюс 4 бонуса и 1 доп. сингл. Ни до, ни после Maroon 5 не приближались так близко к статусу попсовейшего бойз-бенда с гитарами. Примерьте оставшиеся песни к N'Sync, и не почувствуете особой разницы.
63. Виселицца (2015, ЛСП)
С первых секунд Метеоритного дождя до последних мотивов За бортом белорусский дуэт в лице господина Савченко и ныне покойного продюсера Романом англичанином Сащенко за 25 минут рассказывает истории в виде мини-повестей про дилеров, девок, принимающих запрещёнку одноклассников, убийц, дьяволов, извращенцев, трупов и других тленных персонажей.
Сорителл-хип-хоп охватывает элементы современной поп-музыки, вплетаясь в неё. А рэп в виде обаятельного речитатива хитро прячется за ширмой EDM (балансирующего на грани клубного драм-н-бейса, дэнса и частично дабстепа). Чуть ли не впервые он так выразительно многогранен. Ведь мало кому удавалось до этого изворотливо излагать мрачные сказы про человеческие пороки в танцевальной обёртке.
Потому на 2014 год восьмитрековый опус дуэта – новое слово в современном русском рэпе, который два десятилетия не сходил с пьедестала лидирующего в массах жанра. Так ознаменовался вход ЛСП в мейнстрим, где он позже закрепится.
62. Life thru a Lens (1997, Robbie Williams)
Участник бойз-бенда Take That Робби Уильямс покидает его в 90-х, чтобы в 00-х сделать успешную карьеру за счёт хитовых номеров и стать одним из главных представителей британского муз-мейнстрима в шоу-бизнесе для многочисленных селебритис мира. Этаким секс-символом, так и норовящим развлечь. Однако начинал он буксуя, в эмоциональных расстройствах, ища звук. А дружба с братьями Галлахерами из брит-поп-коллектива Oasis давала о себе знать, что сказалось на первом альбоме, в котором господин Уильямс явил будущую харизму.
Безусловный фаворит дебютника – Angels, от которой старина Робби будет отталкиваться всегда. Медляк на клавишных с пронзительной лирикой и поп-рок-аранжировкой – формула дальнейшего успеха. Правда остальной альбом на неё вообще не похож.
Крепко заряженный рок-бенгерами от первой до последней секунды, он стал хорошим началом для зашедшего в тупик музыканта. И пока брит-поп в Англии уходил в мир иной, старина Робби модифицировал его остатки и подстроил под своё формировавшееся амплуа. Дальнейшие релизы сделают из него мировую звезду, однако началось всё с Жизни через объектив. Он явил Робби миру с умеренным успехом в рок-обёртке. Единичный раз за его биографию.
61. Here & Now (2011, Nickelback)
Канадские рок-мейнстримщики из нулевых к новому десятилетию нащупывают баланс между тяжëлый металл-роком и поп-коммерцией. Результат – альбом с более скромной замашкой и с намёком на качественную масс-музыку для рядового слушателя.
Первые синглы показали стилистическое разнообразие музыки коллектива (вспомните When We Stand Together с гитарками в поле, уже ставшую классикой и Lullaby, выжимавшая слезу в 2012 году почти у каждого). А тяжёлых и попсовых треков на альбоме хватает 50 на 50.
Вопреки склонности к однообразию и местами не самому лучшему проявлению альтернативного метала, получилось лучше, чем когда-либо в дискографии квартета из города Ханна. Пускай альбом разочаровал трушных пост-гранжеров и других рокеров, любивших топтаться на месте, судя по всему, никогда ещё Nickelback не были так близки к мировому музыкальному мейнстриму.
–
* Иноагент в РФ
Продолжение тут!
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.
Телеграм-канал #музРельеф