7 подписчиков

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" Поль Гоген, 1898г, Музей изящных искусств, Бостон

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" Поль Гоген, 1898г, Музей изящных искусств, Бостон
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" Поль Гоген, 1898г, Музей изящных искусств, Бостон

Гоген до 7 лет жил в Перу в поместье своего богатого дяди, и на всю его дальнейшую жизнь оказывало влияние этой свободной размеренной жизни в окружении экзотической красоты тропиков и ярких одежд перуанцев. Приехав с матерью в Париж, он быстро выучил французский и подавал большие надежды на будущее, но не выдержал городской жизни и устроился моряком и в юности объехал весь мир. После смерти матери пришлось вернуться в Париж и он вполне успешно строил карьеру биржевого маклера. Женился, у него родилось пять детей, благосостояние росло, каждое новое жилище было больше и комфортабельнее. Но чем богаче Гоген становился, тем все больше он вкладывал и денег и своих сил в свою личную художественную мастерскую. В итоге хобби переросло в настоящую страсть, Гоген бросил работу ради своих картин. Не смотря на то, что Эдгар Дега ("Голубые танцовщицы") поддерживал молодого импрессиониста покупая у него картины, в итоге Гоген попал в полную нищету, его жена ушла от него с детьми, а сам Гоген чуть помыкавшись по Франции (включая период, когда он жил с Ван Гогом), устал в конец от цивилизации и уехал на Таити, где жизнь не требовала больших денег. Остаток жизни провел в нищете и страдая от болезней (среди которых был и сифилис). Известность и всемирное признание пришли к Гогену через три года после его смерти, когда в 1906 году в Париже устроили большую выставку его работ.

Самое известное полотно Гогена "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" было написано после известия о сверти его любимой двадцатилетней дочери Алины от пневмонии. В этот момент Гоген осознает свою вину перед семьей и решает покончить с жизнью, но перед смертью написать свое духовное завещание человечеству. Это огромное полотно 1,5 метра в высоту и 3,5 метра в ширину и по словам самого Гогена, он вложил в него всю свою энергию и силу. После окончания картины, художник взял мышьяк и ушел один в горы с твердым намереньем расстаться с жизнью. Но он выжил, проведя в одиночестве мучительные дни отравления, чем подорвал свое и так слабое здоровье. В последствии он не мог обходиться без морфия, настолько серьезные были последствия.

Картину следует "читать" с права на лево. Она раскрывает три этапа жизни, три вопроса, поднятые в названии полотна. Справа группа женщин с ребенком отожествляет рождение. Младенец еще чистая душа, и около него юные счастливые и беспечные девушки, с еще не истерзанным разумом от попыток понять смысл бытия. Но рано или поздно человек начинает познавать окружающий мир и тянуться к знаниям (мальчик тянется за яблоком), задавать вопросы и искать ответы, проводить время в мыслях и рассуждениях ( сидит, поедая яблоко), мучаться сомнениями и выбором (двое путников на заднем плане, проходящие мимо). То есть центральная часть картины показывает зрелое отношение к жизни, проведенное в поиске и трудах, но ответы врятли будут найдены, слишком материальное давит на людей, застилая их разум.

И остается только ужасаться в конце жизни, что и делает женщина, зажимая уши. Птица, около ее ног, олицетворяет вестник смерти и бесполезность слов, бессилие человека перед вопросами мироздания (здесь влияние тайской культуры в символах, используемых в картине).

Трактовка объектов на картине - тема многих работ и диссертаций, написанных и будущих. Искусствоведы обращаются к истории, библейским писаниям, тайской культуры, чтоб понять весь смысл, написанный Гогеном на своем бессмертном шедевре. Ответов картина не дает, а только обозначает вопросы, отвечать на которые должен каждый человек сам. Обнаженная счастливая женщина рядом с умирающей, тоже умирает (раз она находится в этой части картины), но она не мучается вопросами мироздания, какова ее участь? Как правильно жить? Кто мы? Зачем мы?