Эта статья не о том, что все плохо. Ее цель не спровоцировать или дискредитировать, а рассказать о реальности легкой промышленности, ее проблемах и задачах, с которыми сталкиваются предприниматели. А вообще, эта статья о том, как сделать нашу жизнь лучше. Это мой манифест.
Меня зовут Антон и я молодой предприниматель в сфере легкой промышленности. Я рассказываю о своем личном опыте открытия швейного производства с нуля. Любое производство – это, конечно-же, люди. Кадры решают все. Как раз о «кадровом голоде» и пойдет речь.
Немного из истории
Я представитель поколения, рожденного в 90-х, как раз после развала СССР. В то страшное время было серьезное падение рождаемости, экономика в упадке, производства встали и закрылись, люди пошли в коммерцию, просто чтобы выжить. Именно тогда появились те самые «челноки», которые на последние сбережения закупали дешевый товар за границей и везли в Россию, наводняя рынок Китаем, Индией и Турцией. В Советском Союзе все импортное считалось, по умолчанию, хорошим и дорогим, и люди скупали дешевые яркие шмотки по завышенным ценам, считая, что покупают качественный товар. Успешные «челноки» богатели на глазах, они начали расширяться, масштабироваться, открывая киоски, сети киосков, магазины, торговые сети. Рыночная экономика переехала на рынок.
Именно тогда рабочие специальности перестали быть востребованы. Рынок требовал хороших продавцов. Но советская ментальность требовала «упаковки» этой должности в красивую обертку, потому что в СССР продавцов, «торгашей», презирали и считали низшим звеном. Вспомните, сколько анекдотов про «совковых» продавщиц. Им не нужно было специальное образование или навыки, главное – научиться считать на «счетах», а на них учили считать уже в первом классе.
И действительно, новой реальности с красивыми яркими «заграничными» шмотками не нужна была пергидрольная блондинка с сиреневыми губами за прилавком, которая могла гаркнуть: «Не нравится – не бери, руками не трогай, весь товар на витрине!» Нужен был милый приятный продавец, который не отпугнет покупателя, а технично «втюхает» ему любую бесполезную, но очень нужную, «статусную» вещь, например, барсетку, и лучше сразу оптом.
Рождение новой реальности
Так появились продавцы-консультанты и менеджеры по продажам. Продавцы настолько нужны были стране, что в каждом ВУЗе, и даже ПТУ, появились факультеты менеджмента. Менеджером стало быть модно и престижно. Эту забавную тенденцию мы наблюдаем до сих пор, она уже стала мемом, когда уборщицу называют клининг-менеджером.
Хорошие менеджеры всегда были и будут нужны, это руководители, управленцы, директора, но кем они будут руководить, если элементарно не хватает рабочих рук?
Параллельно у новых «хозяев жизни», бывших «челноков», «новых русских», происходил рост бизнеса, от розницы к опту. А это уже договорные отношения. Нужно было правильно составить договор поставки, счет-фактуру, товарную накладную, чтобы обезопасить себя от «кидалова», а также, разрешать споры, возникающие во время ведения бизнеса, без крайних мер под названием «волына». Появилась частная собственность, возникла необходимость в нотариусах.
На рынке стали востребованы юристы и бухгалтера. Инженеры и экономисты, которых пачками выпускали ВУЗы, стали не нужны, экономики нет, производство загнулось. Тогда же начинают открываться курсы переподготовки и обучения: «менеджер», «бухгалтер со знанием ПК» (они часто тоже считали на счетах), «секретарь-референт» (официально трудоустроенная любовница «нового русского»).
Вы только оглянитесь, огромнейшая страна, колоссальный производственный мировой лидер, превратился в страну менеджеров «купи-продай». Стало немодным и непрестижным работать руками. А мозгами, по-прежнему, работать умел далеко не каждый. Рождение поколения менеджеров разрушало поколение рабочих специальностей.
Проблема профориентации
Люди, рожденные в СССР, помнят, как в школьном обучении были «внешкольные занятия». Министерство Образования требовало включать в школьное обучение экскурсии детей на предприятия промышленности, производственную практику и так называемые УПК. Дети посещали заводы и фабрики, смотрели, как производятся их любимые конфеты или как шьется школьная форма, как отливается стекло, бетон и металл. Советские фильмы романтизировали профессии монтажника-высотника, строителя, тракториста, штукатура. Культовый фильм «Москва слезам не верит», получивший Оскар, рассказывает о судьбе сотрудницы ткацкого производства, которая доросла до директора фабрики.
С распадом СССР и приходом «западной» культуры, свое - «советское», «отечественное», стало синонимом плохого, устаревшего, топорного, немодного. В языке стало больше англицизмов, народ начал поклоняться западным брендам, смотреть зарубежное кино про «успешный успех». Рабочие специальности стали не интересны молодежи, им захотелось заниматься бизнесом.
В СССР дети с 9 класса 2 раза в неделю обучались на УПК – учебно-производственных комбинатах, они получали начальную профессиональную подготовку по различным специальностям – штукатур-маляр, переплетчик, слесарь, электрик, художник-оформитель, швея-мотористка и т.п. Уже на этом этапе ученики могли найти свое призвание, выбрать себе работу по душе, а хорошие отметки на УПК давали льготы при поступлении на обучение по выбранной специальности. Сейчас УПК упразднены.
Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Дети, окруженные гаджетами, в лучшем случае, хотят стать программистами, чтобы придумывать игры. И дело не в родителях, а именно в школьном образовании, где отсутствует профориентация. Я уверен, что детям нужно устраивать не только развлекательные мероприятия, но и увлекательные экскурсии на предприятия, для знакомства с профессиями, с живыми людьми, которые производят различные товары и услуги.
Так же я уверен, что нужно возродить УПК. Многим людям они помогли выбрать профессию, дали нужные навыки и научили работать руками, что помогает в реальной жизни, в быту.
Работать руками, творить, созидать – эта потребность заложена практически в каждом человеке. Именно поэтому я начал создавать бизнес в сфере легкой промышленности.
Я и мои друзья – горнолыжники, и мне захотелось создать для себя и для них удобную, красивую и эргономичную одежду для занятия любимым спортом. Наша одежда так понравилась людям, что мы решили создать свой бренд одежды и открыть производство.
Так появилась необходимость в найме персонала для швейного цеха.
Проблема поиска персонала
До работы с производством я работал в маркетинге и рекламе, где найти сотрудника не составляет большого труда – тысячи резюме менеджеров по рекламе, таргетологов, директологов, и каждый день появляются множество новых. Когда я начал поиск сотрудников для швейного производства, то пошел тем же путем – в интернет.
Я был очень удивлен, когда обнаружил, что на известных ресурсах - HeadHunter, Зарплата.ру и Авито, за последние 4 года было только несколько сотен резюме, и каждый месяц появляется всего 10-15 новых. Причем, 95% таких кандидатов только думают, что умеют шить, без специального образования и возрастного сегмента 40+. Мы начали знакомиться с другими предприятиями, вступать в ассоциации, посещать мероприятия, связанные с легкой промышленностью и модой, чтобы понять, куда идти и как решить эту проблему. Потихоньку картина стала вырисовываться.
Начнем с технологии производства в легкой промышленности. Процесс изготовления изделия состоит из четырех этапов, каждый связан с определенной профессией - дизайнером, конструктором, технологом и швеей. В рамках узкой специализации, например, для бренда одежды второго слоя или трикотажных изделий с большим ассортиментом и сменяемостью моделей, также нужна швея-лаборант для отработки вариантов тканей и фурнитуры.
Если у вас производство верхней одежды или спецодежды, то можно обойтись без дизайнера и лаборанта. В этой нише ассортимент ограничен несколькими десятками изделий.
Рынок труда
Предположим, вы решили создать небольшую лабораторию для своего бренда. Первая задача - рекрутинг персонала и поиск руководителя. Однако, мы уже поняли, что стандартный канал рекрутинга не подходит для этой задачи. Призовем на помощь обычную математику. Следующая информация применима не только к Новосибирску, но и ко всей стране.
В Новосибирске есть порядка 2 000 предприятий легкой промышленности — от маленьких цехов, работающих на подряде и производящих одежду и аксессуары, до больших фабрик, которые производят всё, начиная от обуви, заканчивая кожаными изделиями и сумками.
По официальной информации от Колледжа Легкой Промышленности и Сервиса, в 2022 году только 130 человек получили такое образование. Если предположить, что на каждое предприятие требуется хотя бы один специалист, то нужно выпускать значительно больше студентов, здесь явный недобор.
Следует учитывать, что многие студенты после окончания образовательного учреждения не идут работать по профессии, а выбирают другую сферу деятельности или не устраиваются на работу вообще. Это - одна из причин недостатка кадров в некоторых отраслях.
Обучение профессии
В России отличное средне-специальное образование, там работают не теоретики, а практики, они так и называются – «мастера». Мастер - человек, владеющий мастерством, который сразу учит, как надо. Я долго могу вам рассказывать об устройстве швейной машинки, даже показывать картинки, но пока вы сами не попробуете и не сделаете первую строчку – вы не научитесь шить.
Кстати, я, как хозяин швейного цеха, знаю абсолютно все этапы производства, умею работать на всех агрегатах, которые есть у меня в цеху и могу обучить на них работать кого угодно. Считайте это и лайфхаком, и производственной необходимостью.
Почему молодежь идет учиться в колледжи или профлицеи (бывшие ПТУ)?
Здесь два варианта: или это призвание и желание научиться профессии, или - потому что больше никуда не берут, а платить за обучение нечем.
Студент, который пошел учиться по призванию, скорее всего, не захочет работать «на дядю», он для того и идет учится, чтобы работать на себя, заниматься своим делом или открыть свое производство. Среди них - будущие дизайнеры, открывшие свою студию, сварщики, открывшие свой цех, штукатуры, ставшие дизайнерами интерьеров и т.д.
Студент, который пошел в профучилище, потому что никуда не взяли, не поступил в институт – скорее всего, не останется в профессии, учиться идет только потому, что настояли родители и нужно получить хоть какое-то образование, часто это выпускники 9-го класса. Большая часть из них забудет про свой диплом раз и навсегда, найдя свое призвание за «свободной кассой». Небольшой процент, в процессе учебы, проникнется ремеслом, и возможно, попадет к вам на производство, войдя в те самые 130 человек на город. Неутешительная математика.
Пропаганда и маркетинг
В целом, есть два непростых, но глубинных и стратегических шага, которые могут повернуть развитие промышленности в России на 180 градусов:
- Прямая пропаганда профессий с акцентом на их значимость и высокую оплату;
- Маркетинговая «воронка» от начала обучения в школе до окончания среднего и высшего учебного заведения (экскурсии и УПК).
Нельзя предсказать точный процент успеха, но эти действия должны направить развитие промышленности в правильное русло. Прямая реклама и долгосрочная маркетинговая воронка - всего два шага, чтобы развернуть промышленность в России.
Я считаю, что дело в пропаганде, точнее, в ее отсутствии. Пропаганда – это вид агрессивной, навязчивой рекламы. Но, пропаганда работает! Давайте пропагандировать работу и обучение в сфере легкой промышленности. Просто завесьте баннерами весь город и трубите из каждого утюга – работа в легкой промышленности, за нами будущее! Нужно сделать рабочие профессии снова модными и популярными, как когда-то сделали такой профессию простого менеджера, который толком ничего не знает и не умеет. Быть швеей первого разряда – это престижно, на любом производстве с руками оторвут! Быть программистом швейного оборудования – круто, таких специалистов днем с огнем! Кончилась эра перекладывателей бумажек и скрепок, теперь людям платят большие деньги за реальные дела, а не за видимость деятельности!
Просто посмотрите, какая это классная, многогранная сфера, в которой реализоваться может каждый! Творческие люди могут реализоваться в дизайне и конструировании, люди с техническим, «цифровым» мышлением могут развивать технологии, сейчас можно создавать лекала с помощью 3D-принтеров, в дизайне использовать нейросети, здесь же понадобятся маркетологи и управленцы, технологи и наставники - работы множество!
И главное – эта сфера несет в себе стабильность и деньги, людям всегда нужна одежда, обувь, сумки, очки. И чем выше твоя квалификация, чем лучше работаешь и развиваешься – тем больше денег ты получаешь.
У нас уже есть талантливые дизайнеры, но им требуется поддержка и стимул для полного раскрытия своего потенциала. Необходима помощь как со стороны работодателей, готовых инвестировать в молодые таланты, так и со стороны государства, которое должно содействовать первым шагам в разных областях, включая образование и промышленность.
Мы платим налоги, создаем рабочие места, даем людям новую профессию, самореализацию, помогите нам на этапе привлечения людей, и мы поднимем легкую промышленность в России.
Проблемы нанимателя
Не все работодатели в сфере промышленности осознают текущую ситуацию и причины ее возникновения, особенно когда речь идет о швейном производстве.
Сейчас реальность такова, что привлечение и обучение персонала – это полностью ответственность предпринимателя. Вы должны понимать, что, исходя из сегодняшних реалий, когда на рынке кадровый голод, квалифицированного персонала не хватает – вам придется взять привлечение и обучение персонала на себя.
Вообще, с этого нужно начать – кто именно на вашем производстве будет обучать новый персонал? Хорошо, если у вас есть технолог-методист, который сможет и обучать всем этапам сборки изделия, и делать свою работу, но, возможно, вам придется нести расходы, нанимая отдельно технолога и отдельно - методиста, который, шаг за шагом, научит ваших сотрудников работать и выдавать то качество изделия, которое нужно вашему бренду, вашему производству.
Вы должны понимать, что каждый новый кадр на производстве – это ваши расходы, вы вкладываетесь в его обучение. Ваши сотрудники, в свою очередь, должны ценить, что вы даете им бесценные знания, и это не они сделали вам одолжение и пришли к вам работать, это вы дали им шанс проявить себя, разглядели их потенциал и сможете вырастить из них профессионалов при немалых вложениях с вашей стороны, при этом, вы не берете с них деньги за обучение, а еще и платите зарплату.
Главный показатель в рекрутинге - это не количество привлеченных людей на собеседование или тестовый период, а процент или количество людей, которые уходят в течение определенного периода. Если из 20-ти нанятых человек отваливается только 2-3, то это свидетельствует о качественной работе работодателя и положительном отношении сотрудников к компании. Значит людям всё понятно, они чувствуют себя в безопасности, вы держите свои обязательства и обещания, и люди взамен дают вам понимание того, что им интересно расти и развиваться вместе с вами, и, соответственно, таким же образом, будет развиваться ваше предприятие.
В России практически нигде не учат бизнесу, разве что в бизнес-школе Сколково, но там за обучение придется отдать несколько миллионов, вряд ли у малого бизнеса есть такие деньги, поэтому молодые предприниматели учатся в процессе производства, на своих ошибках, тем ценнее этот опыт и важнее результат.
О легкой промышленности в России
Когда у вас возникают мысли о том, что в легкой промышленности в России все очень плохо, вспомните мой контраргумент: это не проблемы, это задачи, к которым нужно подходить прагматично и творчески, находя нестандартные решения, особенно с учетом наличия ресурсов, каких не было 100 лет назад, таких как интернет-коммуникации, современные люди, технологии. Добавьте энтузиазма и используйте любую информацию во благо вашего предприятия, для его успешного развития.
Желаю всем терпения и успехов!