Несмотря на последнюю отчаянную попытку Германии добиться приостановки «зеленых» проектов, Европейский Союз недавно утвердил запрет на автомобили с газовыми двигателями с 2035 года, продвигая программу «нулевых выбросов». В США затраты на подобную программу будут огромными — $50 трлн., если цель будет достигнута к 2050 году. Но, как ни странно, увеличится и спрос на сырье, который значительно превысит текущий.
При этом воздействие на мировой климат будет незначительным. Выбросы в развивающихся странах продолжат расти, поскольку эти страны сосредоточены на росте благосостояния своих граждан, а не на экономической нищете для «спасения» климата. Хотя в недавней статье Washington Post предлагается рассматривать богатство с точки зрения «радости, красоты, дружбы, общности с природой», нишие люди, готовящие пищу на навозе (80% населения Африки), вряд ли найдут в этом много радости и красоты. Конечно, приготовление пищи на навозе обеспечивает некоторую «близость к природе», но вовсе не такую, как представляет себе подавляющее большинство людей.
Вместо того, чтобы реально подходить к энергетической политике, США (и большая часть западного мира) проводят так называемую энергетическую политику «чистого нуля», направленную на полную электрификацию западной экономики, почти полностью полагаясь на энергию ветра и солнца. Дополнительную необходимую электроэнергию — ведь ветер не всегда дует, а солнце каждую ночь садится — предположительно можно было бы получить от аккумуляторных батарей или генераторов на водороде. В основе этой политики лежат два фактора.
Во-первых, это климатическая истерия. Она выдвигает заявления, которые либо оказались ложными («конец снега» в Великобритании, «пропажа ледников» в Национальном парке Глейшер), либо выдают экстремальные сценарии (коллапс сельского хозяйства, резкое повышение уровня мирового океана, страшные ураганы). Фактические данные свидетельствуют об обратном: о повышении урожайности сельскохозяйственных культур, о незначительном повышении уровня океана, об отсутствии увеличения частоты ураганов.
Во-вторых, эта политика движима жадностью. Субсидии на зеленую энергию, которые и без того были большими, теперь были еще увеличены в соответствии с законом администрации Байдена. Это увеличивает стоимость электроэнергии, снижает уровень жизни простых людей. А в благословенной Европе уже полным ходом идет деиндустриализация, так как производить некоторые товары стало просто невыгодно.
Даже прогрессивнный американский штат Калифорния признает, что цели по нулевому уровню выбросов в атмосферу принесут больше пользы олигархам, чем остальным гражданам.
Современное общество, работающее исключительно на электричестве, должно опираться на три ключевых столпа. Во-первых, нужно производить много электроэнергии, гораздо больше, чем вырабатывается сегодня.
Во-вторых, вся эта электроэнергия должна быть доступна круглосуточно и без выходных. Этого нельзя добиться, полагаясь на энергию ветра и солнца, а также на огромные батареи для хранения электроэнергии, когда не дует ветер и не светит солнце.
Даже если кто-то считает, что решение проблемы изменения климата имеет важное значение и что технологии с низким или нулевым уровнем выбросов принесут пользу всему миру, нынешний подход к этому — самый дорогой способ добиться желаемого.
Нереалистичная энергетическая политика, существующая сегодня, в конце концов рухнет под собственной тяжестью. В результате затраты для потребителей и предприятий США и ЕС будут ошеломляющими.
Автор: Джонатан Лессер — президент Continental Economics и научный сотрудник Манхэттенского института.