Картина «Шутники. Гостиный двор в Москве», 1865 г. принадлежит кисти русского художника, члена Товарищества передвижных художественных выставок Иллариона Михайловича Прянишникова. Если не знать подробности, то кажется, что на ней происходит что-то веселое: главный герой пританцовывает, люди вокруг смеются, но если начать изучать внимательно полотно, то выйдет, что перед нами довольно грустное произведение. Но обо всем по порядку.
Картина написана художником под впечатлением от пьесы Островского "Шутники"1864 года.
Суть пьесы, или бедность не порок
Немного о содержании пьесы, дабы вам стал понятен сюжет картины. Пьеса описывает проблему "маленького человека" Павла Прохоровича Оброшенова. Он чиновник в отставке, который хочет выдать своих двух дочерей замуж, но у него нет денег, по этой причине он подвергается насмешкам, шуткам и унижениям со стороны более успешных и богатых людей. Дочери стесняются своего отца и просят его противостоять этому унижению, но главный герой мирится со своим положением. Ситуация усугубляется, когда его будущий зять занимает деньги на похороны своей матери, которые нужно вернуть. Оброшенов готов на многое ради счастья своих дочерей, поэтому начинает помогать молодому человеку, становясь объектом для интриг и издевательств.
Пьеса поднимает проблему столкновения богатых и зависимых от них людей, последние из которых вынуждены унижаться и раболепствовать, перешагивая через чувство собственного достоинства. Пьеса заканчивается хорошо. Двух дочерей он выдает замуж, но такой финал лишь подчеркивает, то что пути достижения счастья принимают порой уродливую форму, если у тебя нет денег.
Смысл картины
Но вернёмся к картине. Она не является достоверным пересказом пьесы. Тут скорей художник решил в одном её сюжете выразить весь смысл литературного произведения, проявив тем самым самостоятельность. Главный герой находится в центре, вокруг него богатые лавочники, купцы и приказчики, которые потешаются над ним. Художник будто специально создаёт композицию таким образом, чтобы зритель понял, что с таким положением вещей главный герой не в силах справиться, не в силах противостоять. Он пишет его смиренным, пританцовывающим в аккуратной одежде с медалью за службу, которую он нёс честно и с достоинством. То есть перед зрителем образ достопочтенного персонажа, который совершенно не заслуживает такого обращения. Вся его беда — это отсутствие денег, но не чести, тогда как купцы, окружившие его, демонстрирует жестокость торгового мира, в котором нет способности ценить человека за заслуги. У них только один приоритет — это размер кошелька. Художник смог одной картиной указать характерные недостатки среды, в которой главный герой оказался жертвой сформировавшихся диких нравов.
Сначала живописец хотел изобразить героя более жалким и придать его образу неряшливость, потрепанность, но быстро понял, что это оттолкнёт от него зрителей. Задача же была в другом — подчеркнуть достоинство главного героя, заставить зрителя ему сочувствовать, принять безвыходность его ситуации, в которой он вынужден быть шутом и веселить надменную публику, имеющую совершенно другие ценности. Его ценность — это счастье двух дочерей, ради которых он так позволяет относиться к себе.
Критика картины
Остросоциальное полотно не понравилось многим, картину критиковали. Обвиняли её в отсутствии живописности, но это не так. Художник легко справился с трудной колористической задачей, используя черный цвет, с помощью которого выразил психологизм, это потом будет часто встречаться у импрессионистов. В картине всего три цвета и художник блистательно их обыграл, придав картине трагическое звучание. Художник поднял социальный вопрос и столкнул между собой консерваторов и демократов, которые спорили друг с другом после того, как картина была представлена на суд общественности. Были и те, кто утверждал, что в России это нетипичный случай и художником все надуманно. К слову, досталось и Островскому. Дошло до того, что картину не стали демонстрировать на выставке в Вене, дабы не обнажать проблемы в России перед иностранным зрителем. Но все же нашлись и те, кто поддержал художника, например, критик Стасов отнес картину к категории "наизначительнейших созданий», написав художнику, что в Европе не захотели просто показывать «язвы России».
Полотно все же прославило Прянишникова, он даже был удостоен серебряной медали Академии художеств, а в последствии стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок, продолжив писать картины в бытовом жанре, придерживаясь идеалов этого общества.
Сейчас картина находится в Третьяковской галерее и теперь зная о ней, надеюсь, вы не пройдёте мимо неё, если будете в музее.
Спасибо за внимание. Ставьте лайк, если статья понравилась и до новых встреч на этом канале.