В феврале 2023-го в Омске стартовал масштабный инфраструктурный проект стоимостью 2 млрд руб., в рамках которого предусмотрена капитальная реконструкция шестиполосного Ленинградского моста (653 м).
Энтузиазм и инновации
Этот переход через Иртыш начали строить в конце 1955-го — до этого летом здесь действовала паромная переправа, а зимой на другой берег перебирались по льду (вопрос о возведении капитального перехода поднимался еще при царе). В то время к таким жизненно важным стройкам, от которых зависело дальнейшее развитие города, комфорт и благополучие граждан, относились с особым энтузиазмом. Поэтому коллектив подрядной организации (Мостопоезд №413 — сегодня ЗАО «Омскстроймост») публично заявил, что завершит кампанию на год раньше намеченных сроков. Предстояло уложить не менее 14 тыс. куб. м бетона и смонтировать 5,5 тыс. тонн металла.
Для решения поставленных задач отечественные специалисты внедрили ряд инновационных на тот момент технологий. Например, впервые в СССР здесь применили буровые сваи с уширенным основанием, разработанные инженером Е. Л. Хлебниковым. Да и трудились на объекте буквально круглые сутки, причем каждая смена старалась перевыполнить план. Подобное стремление, безусловно, заслуживало уважения и похвалы. Действительно, некоторые технологии, примененные в ходе строительства впоследствии использовали на других аналогичных стройках.
Первый сталебетонный
Однако желание завершить проект на год раньше обозначенной в документах даты (что формально и удалось к ноябрю 1959 г.), так или иначе сказалось на качестве выполненных работ. Было обнаружено немало изъянов, которые незамедлительно пришлось исправлять, на что ушло несколько месяцев. В результате комиссия смогла провести испытание объекта лишь в середине весны 1960 года.
Так или иначе, у города наконец появилась широкая автодорога, заменившая неудобную паромную переправу. Она сыграла важную роль в развитии Омска, особенно его левобережной части. Возведенный объект стал первым сталебетонным мостом через Иртыш. В дальнейшем его несколько раз ремонтировали. Наиболее масштабные работы были проведены в 1988-м. С тех пор конструкцию, за исключением замены асфальтобетонного покрытия и деформационных швов, особо не обновляли.
Долгожданная реконструкция
В последние несколько лет неоднократно поднимался вопрос о реконструкции моста, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Решение вопроса периодически откладывалось. В 2018-м после очередного обследования конструкции выявили коррозию металлоконструкций, нарушение гидроизоляции и дефекты бетонных поверхностей. Тротуарную часть перехода и вовсе признали аварийной — движение для пешеходов закрыли из соображений безопасности в 2020-м, в отдельных местах появились дыры, в которые человек попросту мог провалиться.
Проектно-сметную документацию за 32 млн руб. разработало ООО «Мост». После ее одобрения Главгосэкспертизой РФ, в середине февраля 2023-го с подготовительных мероприятий в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» стартовали долгожданные работы по реконструкции объекта. Завершить их намерены к лету следующего года. Подрядчиком выступает ООО «СтройТраст».
В ходе кампании предусмотрен капитальный ремонт (усиление) опор и пролетов, лестничных сходов и конусов насыпей, строительство нового съезда на левом берегу; будет произведена замена мостового полотна, деформационных швов, судовой сигнализации, перильного и барьерного ограждения и др. Также предусматривается расширение пешеходной зоны за счет выноса на консоли опор контактной троллейбусной сети и освещения. При этом, как отмечается, объект и его отдельные элементы сохранят прежний вид. После завершения реконструкции мост сможет прослужить по назначению еще 30-35 лет.
Нужно расширять
Некоторые эксперты полагают, что для решения нарастающей транспортной проблемы Ленинградский мост необходимо расширять до восьми полос. Но в таком случае стоимость работ возрастет в разы, зато, как подчеркивают сторонники такого варианта, сооружение можно будет эксплуатировать не три десятилетия (как предполагается), а дольше.
В целом, в Омске мостовые сооружения находятся в нормальном состоянии и не требуют срочного ремонта, за исключением выше упомянутого сооружения, а также Комсомольского моста, построенного еще в 1957-м с применением так называемой кипящей стали — ее использование впоследствии при возведении таких объектов было запрещено. Отдельные наблюдатели утверждают, что это сооружение, если не принять меры, может в скором времени попросту обрушиться.