Найти тему
Камералкин

Когда исправят проблемы с едиными налоговыми счетами?

Кстати, коль скоро зашла речь про ЕНС, выскажу ещё пару мыслей.

Первое

Ходят слухи, что критиковать ЕНС взялись не только сенаторы и губернаторы, но и президент с премьером. Якобы оптимизационный процесс сильно затянулся (надо будет посмотреть, как обстоят дела с личным кабинетом – у меня он ещё неделю назад так и не работал), а премьеру отдельно не нравится деградация ведомства: когда он был в должности руководителя службы, они заметно проще и с меньшим количеством накладок внедряли АИС «Налог-3». Была обратная связь, а сейчас есть либо уговоры («Вы потерпите, всё скоро будет замечательно, но, когда именно скоро – никто не говорит»), либо неуверенное и напряжённое молчание.

Второе

Самая серьёзная для предпринимателей проблема, связанная с ЕНС – получить реальную и достоверную информацию о сальдо своего счёта.

На этот счёт было письмо ФНС, где сказано, что взыскивать будут только подтверждённое отрицательное сальдо (правда, авторы деликатно умалчивают, что должны были закончить сверку по сальдо ещё к 1 марта, а воз и ныне там).

Нет, работа идёт.

Но – исключительно в ручном режиме. Сидят сотни людей и методом сопоставления, с карандашом и калькулятором (пусть с клавиатурой и мышкой) просматривают данные ЕНС и старого КРСБ.

Сотрудников мало, налогоплательщиков много. Отсюда логический вывод: если предприниматель не обратился в ИФНС за сверкой, шансы получить подтвержденное сальдо у него примерно, как у Дмитрия Рогозина долететь до Луны на той штуке, в которой он таксу топил. В порядке общей очереди ждать можно до морковкиного заговения, сальдо останется неподтверждённым.

При этом, даже если верификация прошла, взыскание ещё не стартовало. Сидите в убежище и ждите ответного гудка…

Вот, к слову, о гудках. В октябре-ноябре минувшего года от региональных органов исполнительной власти требовали бравурных рапортов, что всё отлично. Они их и слали. И окончательное решение о том, что ЕНС пора внедрять везде и всюду, без исключений, было принято благодаря такой вот порочной обратной связи. Тем временем накапливалась критическая масса ошибок, которые игнорировали по методу страуса, а налоговики осваивали методы ручной проверки значительных массивов данных.

Когда это кончится, и кончится ли в принципе?

Заходим на сайт почти любой ИФНС и без труда находим график проведения видео-конференц-связи (либо прямо на сайте, либо отсылкой на сайт ФНС). Что мы видим? Консультации проводятся каждодневно, и число выявляемых в штатном режиме ошибок явно превышает физическую возможность IT-отдела даже самого крупного ведомства исправлять их.

Чего далеко ходить за примером, расскажу только о том, на что мне лично жаловались люди. Типовые ситуации:

  • Не работает личный кабинет. У кого-то совсем, где-то есть цифра сальдированного результата без расшифровки, а это, согласитесь, никуда не годится. Как можно платить то, не знаю что? Вот, и я о том;
  • При подаче уточнёнок потом приходят кривые начисления. Вот просто ощущение, что цифры из головы. Представляете радость человека, который добровольно (плюс-минус) уточнился и получил абракадабру на миллионы? При этом ответить, что это за начисления, сами мытари не в состоянии;
  • Из личного кабинета нельзя отправить заявление на зачет;
  • Регулярные рассылки с некорректными вложениями. Теперь представим, что письма счастья получили сотни тысяч, если не миллионы предпринимателей. Многие запросили сведения повторно, кто-то сделал это в письменной форме, кто-то пожаловался в центральный аппарат или прокуратуру. Всё. Работа ведомства парализована, одни отписки полгода писать.
-2
Дошло до того, что народ отчаялся и по телеграм-каналам и профессиональному сообществу бродят странные слухи: дескать, ЕНС вот-вот отменят и вернут всё, как было. Какие-то открытые письма готовят, ещё что-то.

А толку нет. И не может быть толку, потому что проблема, кажется, как в том анекдоте про сантехника: бесполезно стояк менять, вся система прогнила. А заложниками выступают бизнес, и без того издёрганный, и простые работяги из ФНС, которым инструкции по общению с клиентами даже запрещают использовать слово «проблема».

#ФНС #ЕНС #цифра #письмасчастья #юрлица #ИП