Найти в Дзене

"ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ" МОЕЙ ЖИЗНИ

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Разные книги попадаются на жизненном пути. Одни забываются сразу, после прочтения, к другим то и дело возвращаешься, то ли потому, что хочешь воскресить в душе то ощущение счастья, которое ты испытал при первом прочтении, то ли потому, что осталось болезненное ощущение недосказанности и ты снова и снова перечитываешь книгу, надеясь, что уж на этот раз ее тайна откроется тебе. А бывает так, что книга, хочешь ты того или нет, становится твоей судьбой. Есть такая книга и в моей жизни.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Впервые я прочел ее в журнале "Даугава" (№№ 1-7, 1987), в котором она была опубликована под названием "Время дождя". И поначалу, признаться, не придал ей особого значения. Время было такое - то и дело выходили совершенно неожиданные книги, казалось бы, хорошо тебе известных авторов. В то время я был юнцом без определенных занятий, хотя уже и с дипломом в кармане. Мне казалось, что вся жизнь впереди, что можно попытаться прожить ее как-то по особенному, ну почти так, как описано в фантастике. "Бойтесь своих желаний!" - вряд ли тогда я слышал об этом предупреждении, а даже если и слышал, то не придавал ему значения.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

А напрасно! Тот, Кто Ведает Моей Судьбой, с энтузиазмом принялся подыскивать ту самую фантастическую книгу, в мире которой, с известными оговорками, я, по Его мнению, мог бы прожить. И остановился Он на повести Аркадия и Бориса Стругацких "Гадкие лебеди". Повесть была написана еще в 1967 году и должна была стать второй частью книги-перевертыша, первой частью которой была повесть "Второе нашествие марсиан", но издательство "Гадких лебедей" отклонило и второй частью стала повесть "Стажеры". Имеет ли этот факт какое-нибудь отношение к моей судьбе? Только то, что родившийся за год до написания Братьями "Гадких лебедей", прочел я их только через двадцать с лишним лет.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

И здесь следует сделать важное уточнение! Говоря о том, что "Гадкие лебеди" стали моей судьбой, я имею в виду не влияние этой повести на мое собственное сочинительство, как некого образчика изящной словесности (хотя таковое тоже имело место быть) и уж тем более - не сознательное подражание ее главному герою, которому мне, признаться, очень хотелось одно время подражать. Нет. Речь идет о совершенно непостижимом, я бы сказал - мистическом влиянии. Я подозреваю, что оно случилось бы даже в том случае, если бы я вообще никогда не прочитал "Гадких лебедей".

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Напомню, что по сюжету повести, беллетрист Виктор Банев вынужден коротать ссылку в городе своего детства, где идут непрерывные дожди, интеллектуалы пьянствуют в кабаке, политическая элита - в санатории, а в самом городе, между тем, черте что творится. Какие-то мокрецы, обитающие в Лепрозории, необыкновенно умные и талантливые дети, которые без ума от мокрецов, обыватели, городские власти, полицейские, военные, доморощенные фашисты, шпионы и контрразведчики которые ненавидят мокрецов, и которым те нужны до зарезу. Баневу поначалу нет никакого дела до всего этого, но городские события постепенно втягивают его в свое коловращение.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Так случилось и со мною. Я был странным человеком в обоих смыслах - странствовал и искал странного. Я полагал, что можно отыскать какой-то хитрый рецепт, который выведет человечество из болота насилия, глупости и жадности на столбовую дорогу светлого будущего. И спасение я видел не в политике и не в религии, и даже не столько - в науке и искусстве, сколько в некой истине, сформулированной, где-то на стыке их. Самое удивительное, что я был не один такой. Нас собралась целая группа единомышленников. Мы все были без ума от фантастики и являлись активными участниками всесоюзного движения КЛФ, но внутри него мы представляли отдельную маленькую философскую коммуну. Иными словами, мы сколотили свой собственный "Лепрозорий" и стали его "мокрецами".

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

В нашей маленькой коммуне, состоящей из самодеятельных философов, поэтов и фантастов, самому старшему было чуть за тридцать, а самому младшему семнадцать. Я был отнюдь не самым талантливым и уж точно - не самым умным. Самый умный из нас был главным нашим идеологом. И однажды он создал документ в духе меморандума Айзека Бромберга (а мы все поголовно были поклонниками творчества Стругацких), но приближенный к современным нам реалиям. Вы и представить себе не можете, как я читал и перечитывал машинописную копию сего меморандума. Он мне казался тогда (да и сейчас кажется) той самой истиной, которую можно и нужно проповедовать человечеству во имя спасения оного.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Даже спустя годы, после того, как наша коммуна распалась, я жил под воздействием очарования этой истины. Вы спросите меня, в чем она заключалась? Не отвечу. Не помню. А сам меморандум утрачен. Да и человека, его создавшего, уже нет. События и сама суть внешнего мира, не способствовали бескорыстному энтузиазму маленькой кучки мечтателей и фантазеров. Коммуна распалась, хотя связь между ее участниками сохранялась еще долго. Учеба, карьера, семья - все это втягивало нас в то самое коловращение, в которое попал Банев. Творивший мою судьбу вытащил меня из теплого круга единомышленников-мокрецов и отправил в ссылку в маленький, захолустный город.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Там я обрел, как мне тогда казалось, семейное счастье. Сколотил уже вокруг собственной персоны, группу единомышленников и даже создал некое подобие философского-мистического трактата, причем, в стихах. Оное сочинение и в подметки не годилось меморандуму моего друга и учителя, но моим новым друзьям оно нравилось. Мы жили полноценной жизнью - веселились, пьянствовали, трепались, а иногда совершали общественно полезные акции. Например, поставили инсценировку по "Фантастической саге" Гарри Гаррисона, сочиненную вашим покорным слугой. Как говорится, премьера прошла с успехом. Тем временем, распалась страна, а вскоре - и моя первая семья. Подобно Баневу, я остался один, и моя дочь росла без меня.

Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников
Игорь Гончарук. Иллюстрация к журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Время дождя" ("Гадкие лебеди"). Изображение взято из открытых источников

Несмотря на эту "личную драму", жил я по-прежнему беззаботно, оставаясь свободным поэтом, мистиком и фантастом, которого, кроме кучки друзей, никто не знал и не понимал. Потом решил, что надо остепениться, чего-нибудь уже добиться в жизни. И, наконец, покинул маленький, заливаемый дождями, заметаемый снегом или иссушаемый летним зноем городок. Перебрался в столицу, закончил заочно Литературный институт. Работал. Снова женился. И однажды меня сбила машина. Черепно-мозговая травма. Работать я не мог около года. Супруга тащила семью, хотя и с моей тогдашней работы помогали. Трудно было чувствовать себя никчемным. Нужно было как-то вылезать из этого. И я стал сочинять... сценарий по "Гадким лебедям", впервые проследив параллели сюжета повести с извивами моей собственной судьбы.

Николай Николенко. Иллюстрация к суперобложке первой книжной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Гадкие лебеди". Изображение взято из открытых источников
Николай Николенко. Иллюстрация к суперобложке первой книжной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Гадкие лебеди". Изображение взято из открытых источников

Надо сказать, что сценарий этот вытащил меня из ощущения собственной никчемности. Опубликован он не был (издатель мотивировал тем, что там слишком много текста самих Стругацких). К фильму Константина Лопушанского никакого отношения не имеет. Спустя много лет я встретился со своей повзрослевшей дочерью и бывшей женой. О прошлом вспоминаю без ностальгии, но и без обиды, отчетливо понимая, что в большинстве собственных неурядиц виноват только я сам. Каким образом скажутся "Гадкие лебеди" на моей дальнейшей судьбе, слава Богу, не ведаю, но в глубине души верю, что будущее не станет меня карать, хотя и понимаю, что миловать - тоже. И уж точно убежден, что оно пойдет своей дорогой, вне всякой зависимости от моих прошлых надежд и последующих разочарований.