Найти тему
Биореактор

Стэнфордский тюремный эксперимент – ложь?

Шёл 1971 год. В США яростно осуждали расизм, нацизм, садизм и ущемление прав человека. Правда, в это же время на территории этой же страны бедных негров заражали сифилисом в течение последних 40 лет. Но это другое. Главное было показать, что нацизм и садизм – это плохо, что, к сожалению, ему подвержены почти все люди. И надо с этим как-то бороться.

Но, чтобы бороться со злом, нужно было доказать, что такое зло есть. На роль добродетеля вызвался широко известный в узких кругах психолог Филипп Зимбардо.

Будучи амбициозным и целеустремлённым человеком, он решил провести остросоциальный эксперимент, дабы доказать, что люди, облечённые властью и сознающие это, больше других подвержены проявлениям садистских наклонностей. Этот эксперимент по итогу вошёл в историю как Стэнфордский, поскольку был совершëн на базе одноимённого университета.

Для своей цели профессор отобрал 24 студента из семидесяти кандидатов. Далее было проведено "разделение труда": одной половине студентов определили играть роль заключённых, другой – надзирателей.

Затем данные группы разделили ещё на 4 группы по 3 человека. По одной группе с обеих сторон было оставлено в качестве запасных испытуемых, готовых подменить выбывших (предусмотрительность, оказавшаяся далеко не лишней). Оставшиеся три группы заключëнных поместили на круглосуточное содержание в отдельные камеры. Каждому осуждённому был присвоен личный номер, используемый охраной для наблюдения и обращения, а также выдан безличный комплект одежды без нижнего белья. На время заключения "арестантам" было предписано носить на голове чулки для имитации выбритых голов. Друг к другу в камере обращались по номерам, без имён, а надзирателя проинструктировали называть только "мистер офицер".

Охранникам же выдали качественную форму, дубинки, солнечные очки и предложили работать сменами по 8 часов в день (один надзиратель на одну камеру). По свидетельствам ассистентов Зимбардо все надзиратели также отдельно были проинструктированы не применять физическое насилие.

-2

Казалось бы, ничего не предвещало беды! Но уже на следующий день от начала эксперимента заключённые подняли бунт, который был успешно подавлен надзирателями.

И с этого момента начались "кино и немцы".

Жизнь заключённых ухудшалась с каждым днём. Охранники, вне ситуации эксперимента бывшие добродушными и весёлыми людьми, постепенно становились жестокими любителями пыток по отношению к заключённым.

-3

Они заставляли их спать на кроватях без матрасов, лишали еды, заставляли мыть голыми руками уборные и чуть ли не кормить "братишек" фекалиями. По ночам охранники будили бедолаг и проводили обыски, отправляли заключённых в карцер и сажали их на цепь.

Хорошие люди превращались в извергов и им нравилось издеваться над обитателями тюрьмы. В какой-то момент пришлось даже освободить одного заключённого раньше времени по причине нервного срыва. Подробно об этом написано в книге Зимбардо "Эффект Люцифера", если кому интересно.

Всё это и сейчас звучит немыслимо, а представьте, какую широкую огласку этот эксперимент получил в 1971 году! О нём говорили везде, где только можно. Сам же Филипп Зимбардо получил неслыханную славу. В будущем он напишет в своей статье следующее.

«Мой эксперимент наглядно показывает всю жестокость человека, который оказывается в такой обстановке, где нет никаких ограничений, где человек обладает безграничной властью. Такие люди начинают проявлять самые извращённые садистские наклонности».

-4

И действительно, казалось бы: уважаемый психолог доказал, что любой человек при определённых условиях может стать садистом, а в унисон его выводам неадекватные активисты стали ещё больше кричать, что человек есть всемирное зло и раковая опухоль на планете. Но вот наступил 2018 год.

Что же произошло?

А произошёл "привет, Андрей!", только по версии американской журналистики и с более качественным расследованием, чем у Малахова.

Некий французский экономист, социолог и режиссёр Тибо Ле Тексье, собиравшийся снимать документальный фильм об эксперименте с обзором важности исследования и вклада Филиппа Зимбардо, к своему разочарованию обнаружил в архиве Стэнфордского университета оригинальные протоколы и рабочие журналы профессора. Так, вместо хвалебного фильма Тибо Ле Тексье написал книгу «История одной лжи».

Чуть позже с результатами исследования также ознакомился американский писатель Бен Блум, который опубликовал на сайте Medium подробную статью с критикой результатов эксперимента.

Аргументы против научной ценности и достоверности исследования сводятся к следующим тезисам.

Студенты находились на постах "смотрящих" не круглые сутки, а в три смены по восемь часов, поскольку у всех были коллоквиумы, отчёты, зачёты и прочие дела. Однако весь эксперимент, собственно, был поставлен ради фиксации садистких проявлений именно на постах надзирателей, так что такое условие было недопустимо. Особенно с учётом того, что заключëнные как раз "сидели" круглые сутки.

Студенты не по своей воле проявляли садизм – они жертвы. Согласно вскрытым данным из архивов оказалось, что исследование было дешёвой манипуляцией со стороны организаторов эксперимента. Вы только вдумайтесь: сами ассистенты Зимбардо требовали от надзирателей вызвать у заключённых чувства беспомощности, отчуждённости, покинутости системой, страха!

Да, испытуемым не предлагали конкретных методов, но дали очень чёткие указания, которые, естественно, повлекли за собой всё зарегистрированное и описанное насилие над телом и личностью. Это называется эффектом экспериментатора и является грубейшим нарушением, за которые научные работы обычно не допускаются в печать.

Ну и как вишенка на торте: за всего шесть дней эксперимента не менее 100 сторонних людей (не относящихся ни к экспертам, ни к испытуемым) посетило эту "тюрьму". Из них в разное время за непосредственным проведением эксперимента через обзорное окно и на видеомониторах наблюдало около 20 преподавателей и выпускников Стэнфорда. Чувствуя такое давление со стороны условной общественности, под воздействием эффекта социальной желательности испытуемые могли начать (и по свидетельствам оных испытуемых, собственно, и начали) просто отыгрывать усвоенные из культурного опыта сценарии взаимодействия "надзирателей" с "заключёнными". Ни о какой чистоте эксперимента после такого не может быть и речи.

В массмедиа разоблачение вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Авторитет Филиппа Зимбардо был подорван. Началась культура отмены. Конечно, попытки реабилитации были, и до сих пор организаторы не признают своей вины, а в СМИ периодически выходят разоблачения разоблачений, и так по десятому кругу. Но прецедент довольно интересный, а перипетии человеческих судеб и Санта-Барбара по-американски продолжается до сих пор.

Биореактор не может сказать на 100%, был ли эксперимент фальшивкой, но автор данной заметки склоняется к тому, что действительно результаты этого исследования фальсифицированы. А истина, как всегда, где-то посередине.

Автор: Самир Ефимов