Найти в Дзене
Исторические мелочи

«Орлеанская дева русской армии» 1812 г.

Наряду со всем известными, «находящимися на слуху» героями Отечественной войны 1812 г., такими, как Кутузов, Багратион, Раевский, Кульнев, Давыдов, есть герои гораздо менее известные, а подчас и вовсе забытые. К таким менее известным (к счастью, не забытым совсем) можно отнести и генерал-майора (позднее – генерал-лейтенант и генерал от инфантерии) Евгения Вюртембергского.

Принц Фридрих Евгений Карл Пауль Людвиг родился в 1788 г. и принадлежал к правящему дому Герцогства Вюртемберг, правда, к одной из его младших ветвей, то есть не мог претендовать на получение в свое время высшей власти в государстве. Но зато он приходился племянником Софии Марии Доротее Августе Луизе Вюртембергской, более известной в России под именем Марии Федоровны, то есть жене Павла I. Поэтому еще в детстве был зачислен (формально) на русскую службу, а в начале 1801 г. прибыл в Санкт-Петербург и был удостоен аудиенции у Павла I. При этом Павлу юноша настолько понравился, что…. по распространенной версии, российский император решил назначить его наследником престола вместо своего сына цесаревича и великого князя Александра Павловича, который в то время пребывал у отца в некоторой опале. Насколько можно судить, документальных подтверждений такого намерения Павла не сохранилось, но слухи ходили, и на существование такого плана намекает (стоит отдать должное – с удивлением, а не с сожалением) и сам Евгений Вюртембергский в мемуарах.

Последовавшая вскоре гибель Павла I положила конец существованию подобных планов, если они и имелись, и Евгений отбыл на родину. Однако в 1806 г., достигнув восемнадцатилетнего возраста, принц прибыл к русской армии, действовавшей против Наполеона в Пруссии, и принял участие в военных действиях. Показал себя неплохо и остался на действительной службе и после заключения Тильзитского мира. Начало Отечественной войны 1812 г. встретил генерал-майором, командиром 4-ой пехотной дивизии. Зарекомендовал себя не только храбрым, но и весьма толковым командиром, а по некоторым отзывам современников – и вовсе одним из лучших генералов русской армии. Тогда же, в 1812 г. возникло прозвище принца Евгения, одновременное пафосное и ироничное – «Орлеанская дева [то есть Жанна д’Арк] русской армии», которым он был обязан с одной стороны своей храбрости, с другой – юному, «девическому» лицу. Евгений Вюртембергский отличился при Смоленске, Бородине, во время заграничных походов русской армии 1813-14 гг. – при Кульме и Лейпциге. При этом, несмотря, на родственные связи, особым расположением императора Александра принц не пользовался. Считается, что Александр Павлович не мог забыть возникшего у его отца (или, по крайней мере, приписываемого ему) плана объявить Евгения наследником престола вместо него, Александра. Тем не менее до конца жизни принц оставался страстным русофилом. Уже когда в пожилом возрасте Евгений, уйдя с действительной службы, проживал в своем поместье в Силезии там, к изумлению гостей, подавали экзотический русский напиток под названием prostokwascha, который очень любил хозяин. А сам принц моментально «заводился» и давал яростный отпор любому гостю, посмевшему сказать о России что-либо дурное.

У меня давно было желание написать материал о Евгении Вюртембергском, но посвящать статью просто пересказу представленных много где, в том числе и в интернете, биографических сведений о нем не хотелось. Но тут возник повод. На одном из зарубежных аукционных сайтов мне попался портрет принца Евгения в юном возрасте. И это, стоит отметить, «бомба»! Возможно, специалистам этот портрет известен, но широкого распространения пока не получил. Между тем привычный «иконографический фонд» Евгения Вюртембергского не так уж и велик. Итак, портрет

На аукционном сайте портрет сопровождает следующее описание:

«Иоганн Л. Крейль «14-летний Евгений Вюртембергский в русском генеральском мундире», пастель, 1801/02
Мы приобрели эту работу в апреле 2014 года через Лондонскую антикварную торговлю (вместе с портретом матери изображенного). Это чрезвычайно редкий (нам известен только еще один детский портрет персонажа, написанный тем же художником, изображающий его в возрасте 12 лет - см. наше изображение №13) пастельный портрет 13,5/14-летнего мальчика. Принца Евгения Вюртембергского.
Здесь, изображенный в русском генеральском мундире, он также носит две награды: белый шитый крест русского ордена Святого Иоанна (Мальтийского) (эта награда была пожалована ему царем Павлом I. лично в феврале 1801 г.) и вышитой звездой вюртембергского ордена св. Губерта (основан в 1702 г., этот орден дважды переименовывался: в 1807 г. — в «Орден рыцарей Золотого орла», а в 1818 г. — в «Орден Вюртембергской короны»).
Этот портрет выполнен в период с июля 1801 года (по возвращении юного герцога из России в родительский дом) по май 1802 года (26 мая 1802 года Александр I наградил герцога Евгения русским орденом Св. Андрея Первозванного (после этой даты можно было бы с уверенностью увидеть Евгения изображенным со звездой и лентой этой высшей из русских наград).
И (как убедительно доказывает сравнение с приводимым нами изображением №14) автором этого портрета является не кто иной, как вюртембергский придворный портретист (главным образом пастелист) Иоганн Лоренц Крейль».

К моему огромному сожалению, мне не удалось найти «портрет №13», изображающий Евгения Вюртембергкого в 12-летнем возрасте, так же, как и «изображение №14», при помощи которого эксперты доказывают авторство Крейля. По-видимому, они ссылаются на какой-то печатный каталог аукционного дома, к которому у меня нет доступа.

Но кое-что по поводу экспертной аннотации я таки имею сказать. Крайне странны приводимые аукционными экспертами сведения о награждении Евгения Вюртембергского орденом Св. Андрея Первозванного 26 мая 1802 г., на основе которых они датируют портрет. По данным Википедии Евгений был пожалован этим орденом только 22 августа 1826 г., уже при Николае I! И достоверность этой информации подтверждается тем, что на известном портрете принца Евгения работы Дж. Доу из военной галереи Зимнего дворца орден Св. Андрея Первозванного отсутствует. Так что вопрос точной датировки портрета остается открытым.

Но и это еще не все. Дело в том, что изображенная на портрете юного принца Евгения звезда больше походит не на звезду вюртембергского Охотничьего ордена Св. Губерта, а на звезду… российского ордена Св. Андрея Первозванного. Судите сами

И тут возникает легкое подозрение. А Евгений ли на аукционном портрете? Нет, я ни на чем не настаиваю. Но, вот, например, великий князь Михаил Павлович в детстве

Но это так… информация к размышлению. Все же стоит согласиться, что особенности покроя мундира на аукционном портрете говорят в пользу создания этого изображения именно в самые первые годы правления Алекcандра I, когда Михаил Павлович был еще совсем мал. Поэтому, по крайней мере, пока стоит принять атрибуцию портрета как принца Евгения Вюртембергского.

А достоверные его портреты (более поздние) – вот

Л. Де Сент-Обен «Портрет принца Евгения Вюртембергского», 1813-14 гг.
Л. Де Сент-Обен «Портрет принца Евгения Вюртембергского», 1813-14 гг.
Дж. Доу «Евгений Вюртембергский», около 1825 г.
Дж. Доу «Евгений Вюртембергский», около 1825 г.
Неизвестный художник «Принц Евгений Вюртембергский», 1863 г.
Неизвестный художник «Принц Евгений Вюртембергский», 1863 г.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.