Найти в Дзене
АкКаз

Противостояние Сибири в 90 лет.

Белое пятно в истории Сибири. Покорение Сибири. Экскурс в прошлое...                                          Подробнее остановимся на одной из страниц освоения Сибири. Борьба здесь была долгой, и история ее чрезвычайно интересной. Причем, поскольку разные исследователи трактуют одни и те же события по-разному, то повествование займет у нас не одну страницу. Кому-то оно может показаться слишком подробным и длинным, но это продиктовано масштабом действия.                                      Сибирь и Центральная Азия.                             Данная статья ставит своей целью свести воедино ту информацию, которая в разрозненном виде дается в различных источниках и разбита на множество фрагментов. В истории Сибири достаточно много спорных и запутанных вопросов. Один из самых дискуссионных - какие именно народы проживали здесь до прихода русских, и что влияло на развитие народов Байкальского региона.                                           Проблемой является наличие многочисленных теорий освоения Сибири, порой не согласующиеся друг с другом и оставшиеся в наследство от советского периода и, наверное, еще более многочисленные версии истории ученых национальных образований последнего времени.                     В настоящее время многие понятия и названия территорий, которые появились в XX веке, переносятся в глубокую древность, где они не только не применялись, но и вообще не были известны. Граница, установленная в начале XVIII века в Сибири и на Алтае, искусственно отделила Сибирь от Центральной Азии. Собственно, это был чисто политический раздел, который, однако, перешел в область исторических исследований. Это произошло потому, что Сибирь, попавшая под власть России, стала изучаться научными экспедициями с 20-х годов XVIII века. Довольно подробные исследования провели Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин и другие исследователи. Государства Средней Азии, Ирана, а также Монголия, оказались за пределами этого научного изучения вплоть до конца XIX века. В это время они воспринимались как сопредельные территории, и их описанием занимались военные и дипломаты. Упор при этом делался на современное положение. Когда началось систематическое изучение восточных письменных источников, главным образом арабских, персидских и китайских, положение изменилось с точностью до наоборот. Полем для этого научного востоковедения стала только Центральная Азия, тогда как Сибирь, несмотря на очевидные географические связи с южными регионами, и известные факты истории из рассмотрения исключались. При образовании Казахской ССР, значительная часть территорий, которые раньше относились к Сибири, оказались северными областями Казахстана. Чисто административно изучение истории степи, главным образом казахов, но вместе с ними и всех остальных народов здесь живших, перешло в ведение Академий Наук Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. На долю сибирских историков осталась, только археология и история русского завоевания Сибири. Век XVI - и первая половина XVII вв. - сложный и переломный период для Сибири. Говорить о ее самостоятельном политическом существовании нет оснований. Общие политические процессы и этнокультурные взаимосвязи определялись здесь главным образом внешними факторами, теми событиями, которые происходили в государствах Монголии, а также в Тибете и Китае. Все это и объясняет то, почему русские землепроходцы шли сначала по северным рекам, и лишь затем началось освоение юга. Население Сибири составляло множество отдельных народов, имевших различное этническое происхождение и говоривших на разных языках. Наблюдалось разрозненность без четких структурных элементов. Исследование показало, что многие из них представляли собой не единый народ, а объединение иного порядка, скорее политическое. Вокруг отдельных господствующих родов происходило объединение самодийских, тюркских, тунгусских и других групп. В это новое объединение вливались другие подразделения, создавались временные родоплеменные союзы, не составлявшие единой народности. Они, во-первых, были недостаточно многочисленны, во-вторых, для образования народности не было соответствующего политического фактора. Некоторые из племен, находились в политической зависимости от больших Монгольских княжеств, но, тем не менее, не отождествляли себя с их населением и представляли абсолютно самостоятельные родоплеменные группы. Становление и развитие маньчжурского государства по временным рамкам совпадает с продвижением на восток русского народа. Оно складывается в XTV-XVI вв. и в конце XVI в. начинает движение за пределы своей исконной территории. Подчинив на протяжении одного века огромные пространства Китая и Монголии, оно создает крупнейшую в пределах Восточной и Центральной Азии империю, просуществовавшую в течение трех столетий. В середине XVII в. эти два народа - маньчжуры и русские встречаются в Юго-Восточной Сибири, а к началу XVIII в. с заключением графом Саввой Рагузинским Буринского мирного договора России с маньчжурским Китаем (1727), фиксируют здесь границу своих государств, тем самым определяя дальнейший ход развития народов Сибири, Дальнего Востока, Центральной и Юго- Восточной Азии. Енисейские кыргызы После завоевания Сибирского ханства Ермаком дальнейшее продвижение русских землепроходцев на юг и восток развивалось достаточно успешно. В 1594 г. в устье Иртыша был поставлен Обский городок на месте лагеря И. Мансурова. Выше по Оби в 1594 г. был поставлен Сургут, в 1598 г. из-за постоянной военной опасности со стороны «Пегой Орды» под предводительством остяцкого князя Вони, было решено на Оби в центре орды построить Нарым. В 1604 г. в русское подданство перешел еуштинский князь Тоян и бил челом царю Борису Годунову о постройке в его земле города Томска. В 1618 г. был поставлен Кузнецкий острог, в 1619 г. построен Енисейский острог. После чего продвижение на юг было приостановлено неожиданным препятствием енисейскими кыргызами. В истории Енисейских кыргызов исследователи выделяют несколько этапов, связанных как с основные типами археологических памятников, так и с важнейшими событиями в их политической истории. Первый период (VI-VIII вв.) - эпоха Чаа-Тас. Основные события этого времени происходили на ограниченном пространстве Минусинской котловины и Алтая. Кыргызам удалось установить торговые и дипломатические связи с земледельческими государствами Средней и Юго-Восточной Азии (танский Китай, Согд, Тибет, Восточный Туркестан). С кочевыми же народами они враждовали, ведя с ними непрестанные войны по большей части неудачные. В военном отношении кыргызы были слабы, их политику на этом этапе можно охарактеризовать как оборонительную. . . . Следующий период (IX X вв.) получил название эпохи Великодержавия. В это время кыргызские племена одерживают несколько крупных побед. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конница вместе с отрядами кыштымов вышла в Центральную Азию. «Впервые, по словам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д. Г. Савинова, народ северного происхождения, создавший высокую культуру в бассейне Северного Енисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей». По описаниям средневековых авторов, у кыргызов наблюдались резко выраженные европеоидные черты внешности: высокий рост, белая кожа, рыжие волосы, голубые глаза. УЙГУРЫ древний тюркоязычный народ Центральной Азии. Предками уйгуров были кочевые племена, жившие в древности в монгольских степях и упоминавшиеся в китайских летописях с IV века. В V VIII вв. уйгуры входили в состав Жужаньского, а затем и Тюркского каганатов. После падения последнего в середине VIII века уйгуры в долинах рек Селенга, Орхон и Тола основали свое собственное государство Уйгурский каганат. В 840 г. он был разгромлен енисейскими кыргызами. Уйгуры переселились в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе (847 1369) и Ганьсу (847 1036). Государство в Ганьсу было уничтожено тангутами, а население восточно-туркестанского государства уйгуров в XIV веке подчинено монголами и вошло в улус Джучи. Около 818 г. кыргызкий князь (ажо) провозгласил себя каганом, что было равносильно объявлению войны уйгурам: традиционно считалось, что в Центральной Азии не должно быть двух высоких правителей. В ответ на этот вызов уйгуры в 820 г. направили на Енисей войска. Началась война, которая велась с переменным успехом в течение 20 лет. Военные неудачи обострили борьбу внутри уйгурского каганата. Многоснежной зимой 840 г. начались падеж скота, голод и эпидемии. В это тяжелое для каганата время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь кыргызов. Они привели под стены столицы каганата - Орду-Балык стотысячную армию, разгромившую уйгурские войска, кыргызы взяли и сожгли ставку кагана, который погиб в бою. Остатки уйгуров бежали в Китай, Восточный Туркестан и Забайкалье. Уйгурский каганат перестал существовать. На месте каганата уйгуров образовалась держава кыргызов. На западе ее границы проходили по р. Иртыш, на севере и востоке - по р. Селенга и хребту Большой Хинган, на юге - по пустыне Гоби. Каган кыргызов после разгрома уйгуров перенес свою ставку в местность близи впадения реки Тес в озеро Убсу-Нур в Туве. После прекращения военных действий во главе разобщенных групп местных жителей кыргызский каган ставил доверенных лиц из своих феодалов, определяя им уделы. Тут нужно заметить, что кыргызы не последовали традиции всех предшествовавших им степных империй, и не основали своей ставки в Орхонской долине, что и сказалось в последствие на их влияние на восточных границах каганата. Отдельные уделы не могли удержать большие территории и со временем просто влились в многочисленные степные племена, жившие своей жизнью. На своих южных границах кыргызы поддерживали дружеские связи с Китаем. В X в. в Китае обучалось много кыргызских молодых людей из знатных родов. Некоторые из них достигали такой высокой учености, что приглашались на службу к иноземным дворам. В Тибете, к примеру, работал переписчик китайских книг о буддизме, выходец из «княжеского дома страны Кыргыз». Существование каганата оказалось непродолжительным. Вскоре каганат вновь заметно уменьшился в размерах, часть отрядов откочевала на Тянь-Шань, основная же масса кыргызов возвратилась на родину. Третий период в истории енисейских кыргызов (XI XII вв.) иногда называют эпохой Сууктэр. Эпоха Сууктэр получила свое название от погребальных памятников «хыргыстыр сууктэр», что значит «киргизские могилы». Такое погребение представляет собой кольцевую насыпь со стенкой в основании. Иногда близ насыпи стоит вертикальная стела. Под насыпью находятся остатки погребального костра и сожжённых человеческих костей, железные детали конской сбруи, оружие, украшения, остатки погребальной тризны (кости лошадей и овец). Здесь же встречаются и погребения собак. Это время постоянных войн разворачивавшихся в районах Саяно- Алтая, где кыргызам пришлось обороняться от агрессивных кочевников киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческими цивилизациями юга. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один за другим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. Накануне монгольского завоевания имелось два крупных кыргызских княжества: Кем-Кемджиут, которое располагалось на Енисее, и Кыргыз, занимавшее территорию в трех днях пути к северу от Монгольского Алтая. Скорее всего, княжество Кыргыз обосновалось в верховьях Енисея и Горном Алтае. Владетели княжеств имели титул «иная». В Монгольскую эпоху (XIII XTV вв.), после разгрома найманов войсками Чингисхана, кыргызские княжества добровольно влились в его империю, окончательно утратив политическую самостоятельность. Впервые русские знакомятся с народом, носящим имя «кыргыз», в конце XVI века. Знакомятся именно с енисейскими кыргызами. Кыргызы в русских документах часто называются «брутами» или «бурутами», возможно по причине того, что джунгары называли их «бурутами». Например, И.Е. Фишер в конце XVIII в. и А.И. Левин в первой половине XIX в. считали, что енисейские кыргызы известные, как «буруты», после переселения в Джунгарию стали называться тянь-шаньские кыргызы. Однако не совсем понятно, кого именно из кыргизких орд джунгарские монголы называли «бурутами». Судя по данным упоминаемых в более поздних документах, так называли кыргизов, не являвшихся кыштымами джунгар и сохранявших определенную самостоятельность или бывших в подданстве Алтан-хана. В начале XVII века они, так же как и все остальные степные кочевые народы, делились на несколько родов. Алтысарский улус (от хак. «Алтыасархы» север, низ), которым правил князь Номча. Это был старший род среди кыргызов. По Уйбату кочевали кыргызы Алатырского улуса (от хак. «Алатыр» пестрые горы). Ими правил князь Талай. Этот улус простирался до низовий Уйбата и до современного Аскиза и Абакана От междуречья Уйбата и Ербы, притока Енисея, и на север, вплоть до Ангары, располагался Исарский улус (от хак. «Истысар-хы» внутренняя сторона), самый большой среди кыргызских княжеств. Князем Исарского улуса был Батарай. А на правом берегу Енисея, по Тубе, Ое и вплоть до Саянского прохода, располагались земли Тубинского улуса. Князем тубинцев был Набыдай. Главными кочевьями кыргызов считались те, что лежали на Белом Июсе и в районе Большого Озера или Тенгери-Куль (его потом называли Божьим озером, русским эквивалентом кыргызского названия). Там находилась ставка кыргызского князя Номчи, которую русские называли «Каменный городок». Судя по всему, это была крепость, выстроенная недалеко от озера, на вершине сопки. Ныне в 3 километрах к востоку от берега озера, на вершине высокой сопки сохранились стены этого укрепления, сложенные из плит красного песчаника, широко распространенного в этих местах. Западная граница кыргызских владений проходила по реке Кие, притоке Чулыма, восточная по Енисею. Северной границей их владений была река Кемчуг, которая тоже впадает в Чулым в том месте, где она делает довольно резкий поворот на запад, к Оби. Южнее кыргызов, у реки Уйбат, кочевали маты, которые в 1616 г., разгромленные русским отрядом в Кузнецкой волости на Томи, откочевали за Саяны, во владения Алтын-хана. Из всех противников русских в Сибири кыргызы оказались самыми опасными и серьезными, несмотря на их малочисленность. Это объяснялось тем, что кыргызы это народ с древней культурой. Род кыргызских князей тянется из глубокой древности. Большую часть своих достижений кыргызы и их кыштымы сохранили до прихода русских. К числу важнейших таких достижений относилось поливное земледелие. Население Алатырского княжества продолжало пользоваться каналами, проложенными в VIII-XI вв. Сохранились достижения в металлургии и обработке металлов, они умели делать хорошую сталь «молат», которая использовалась для изготовления клинков. Кыргызское войско, несмотря на малочисленность, представляло собой очень серьезную военную силу. Воины имели отличное оружие и доспехи. Кыргызы использовали панцири из металлических пластин, кожаные доспехи и кожаные боевые рубахи. Использовались и кольчуги. Голову воина защищал конический шлем с забралом, козырьком и кольчужной «бармицей». Русские также ценили кыргызское оружие, и казаки, особенно конные, старались купить кыргызский «куяк», и вообще активно вооружались местным оружием. Вскоре после основания города Томска, в 1608 г. пьяные томские «головы» Матвей Ржевский и Семён Бартенев ограбили жену алтысарского князя Номчи, прибывшего в Томск с ясаком для царской казны, сняли с неё дорогую соболью шубу. Досталось и самому князю. В ответ Номча пожег все томские волости на реке Чулым, и Россия получает первый серьезный бунт от кыргызов. Происходят вооруженные столкновения с казаками, и кыргызкие князья начинают запрещать своим поданным - кыштымам, платить ясак в царскую казну. В1609 г. были убиты казаки, посланные к ним для сбора ясака. В 1614 г. князья склонили всех кыштымов, обложенных ясаком и находившихся на русской службе, отпасть от России, и тогда же опустошили окрестности Томска. В 1619 г. часть их принимает подданство Алтан-хана. В 1622 г. нападают на Кузнецк, разоряют обинских татар и нынешний Томский уезд. Томские служилые люди силой оружия вновь облагают ясаком кыргызских кыштымов и возвращают их в русское подданство. В верховье реки Томь, в 1618 г. был построен Кузнецкий острог, и кыргызы лишились своих данников, живших в бассейнах рек Мрассы и Кондомы. В 1622 г. на реке Чулым был поставлен Мелецкий острог на земле милисов. По Енисею продвижение на юг началось со строительства Енисейского (Тунгузского) острога, основанного в 1619 г. Из-за постоянной угрозы нападения острог оказался скован в своих действиях и не мог регулярно собирать ясак. В 1628 г. воевода Андрей Дубенский при впадении реки Качи в Енисей поставил Красноярский (Качинский) острог. Русские воеводы полагали, что Красноярский острог будет служить не только для защиты Енисейска от набегов кочевников, но и для сбора ясака с местного населения, и для дальнейшего продвижения владений России на юг в бассейн верхнего Енисея. В период строительства острога ариские и качинские кыштымы кыргизов несколько раз нападали на русских, строивших острог. Когда же укрепление было кончено, после нескольких поражений они начали платить ясак, и обещались отойти от Алтан-хана, если построят им для защиты от него крепость на реке Камчик. Однако перемирие продолжалось недолго и в 1629 г. кыргызы предприняли первый штурм Красноярского острога. Красноярцы еле выдержали натиск только благодаря хорошей защищенности острога. После отражения штурма Красноярска томские и красноярские воеводы поссорились между собой за право самостоятельно собирать дань. Томск с 1629 г. по царскому указу становится уездным городом, а Красноярск формально подчинялся ему. Томичи претендовали на сбор всей дани с местного населения. Красноярцы, в свою очередь, считали, что коли и принимают удары от «набегов кыргызов», то имеют право сами взимать ясак. Причем и те, и другие свою конкуренцию объясняли «заботой о наполнении царской казны». Когда приезжали томские ясатчики, выяснялось, что красноярцы, угрожая войной, уже собрали ясак. Вскоре в Красноярск пришло указание - ясак не собирать, а казаки, угрожавшие войной кыргызам, были привезены в Томск и «биты кнутом». Красноярским же воеводам была поставлена задача: расширить своё влияние на правобережье Енисея, где жили кыргызы-тубинцы и далее. В 1636 г. на реке Кан был основан Канский острог. Кыргызские князья не прекращали совершать набеги на Красноярский острог и близлежащие села. В 1633 г. или 1634 г. князь Бехтенем подступил под Кузнецк и разграбил его окрестности, а другой отряд опустошил земли, лежащие около Красноярска. В1635 г. киргизы опять напали на оба города, но были отбиты. В 1642 г. джунгарский хан Батур при переговорах с русскими посланцами уже называл кыргызов своими подданными, а их князя родственником и ссылался на заключенный с ним договор. Непокорность кыргызов уже стала рассматриваться как серьезная проблема. В1639 г. воевода Яков Тухачевский получил задание «смирить кыргыз войной» и построить острог на реке Абакан. Яков Тухачевский выступил в 1641 г. имея с собой 870 человек. Поначалу служилые люди сумели разбить два улуса, взяли в плен женщин и детей, захватили 150 - верблюдов. Кыргызы, возглавляемые князем Ишеем, были сосредоточены на реке Абакане при впадении в него реки Уйбат и там встретили русское войско. После жестокого сражения отряд Тухачевского был вынужден отступать. На обратном пути, из-за недостатка припасов, в отряде начался бунт. Служилые люди самовольно, ослушавшись приказа Тухачевского, ушли в Томск. Тем не менее, Яков Тухачевский сумел поставить острог, названный Ачинским. Местонахождение этого первого Ачинского острога точно не установлено. Предполагают, что он располагался при впадении реки Сереж в реку Июс. В 1642 г. воевода Иван Кобыльский совершил поход из Ачинского острога и кыргызские войска потерпели первое крупное поражение. Но, в то время у сибирских воевод не было достаточно средств и служилых людей для полного присоединения этих земель. В противостояние между кыргызами и русскими начали вмешиваться монгольские государства. Монгольские отряды поддерживали кыргызов и совершали совместные набеги. Тогда же сложилось парадоксальное положение с данью. Собирать дань с кыргызов, как со своих давних подданных, приезжали монголы-хотогойцы из государства Алтын-ханов. Вторые сборщики дани наведывались к кыргызам из Джунгарии, ссылавшиеся на более поздние договоры. Выходило, что с приходом русских, местное население превращалось в троеданцев. Но между монголами-хотогойтами Алтын-хана и джунгарами шла многолетняя война. Каждую из сторон поддерживали свои данники, что привело к тому, что и между кыргизкими князьями шла непрерывная война. Алтан-хан, испытывавший трудности в своих сокращающихся владениях, неоднократно пытался установить дипломатические отношения с русскими, и даже принял подданство, чтобы заручится их поддержкой в войне с Джунгарией. Узнав об этом кыргыские князья не только не поддержали его, но и перешли на сторону джунгар. Весной 1667 г. джунгарский предводитель Сенге-тайша со своим войском разгромил немногочисленный отряд Алтын-хана Ловсана на территории Кыргызской земли и взял его в плен. В то время кыргызов возглавлял алтысарский князь Иренек (Ярнак Ишеев, Иреняк), бек Алтысарского улуса енисейских кыргызов, третий сын кыргызского князя Ишея, внук Номчи. При поддержке джунгарского правителя Сенге и сменившего его хана Галдана он сумел объединить под своей властью все кыргызские княжества. При нем кыргызы стали играть роль младшего союзника Джунгарского ханства. Именно Иренек сумел надолго приостановить продвижение русских в Южную Сибирь. Летом 1666 г. за год до разгрома Алтан-хана джунгарами он переправляется через Енисей с отрядом из 300 человек и начинает войну против кыштымов, принявших подданство России, захватил Удинский острожек. На обратном пути кыргызов догнал атаман Елисей Тюменцев со 100 пешими людьми на судах. 2 сентября 1666 на реке Иштыюле Иренек потерпел поражение и, бросив пушечную казну, лошадей и пленников, ушел к себе. В том же году красноярский воевода Г.П. Никитин отправил «в Кыргызы» послов. Брат Иренека - Айкан Ишеев им сказал: «...только де великого государя подгородные качинские и арийские служилые ясачные татаровя калмыцкому Сенже Таише ясаку не дадут, де будут на них войною...» А брат его Иренек Ишеев «в то время вскакивал и бранил казаков матерны по-киргизски». В1665 г. в улусе Иренека было враждебно встречено, направлявшееся из Томска к Алтан-хану русское посольство, возглавляемое Романом Старковым и Степаном Бобарыкиным. Старков просил Алтан-хана Лоджана выдать Иренека русским. Попытка выполнить эту просьбу закончилась для Алтан-хана полной неудачей. В мае 1667 г. войска Иренека вместе с воинами джунгарского предводителя Сенге-тайшой выступили на Красноярск. Город был взят в плотное кольцо. Воеводы знали о готовящемся походе и подготовились к обороне. 13 мая началась осада Красноярска. Красноярцы потеряли 125 человек из гарнизона, 48 человек добровольцев, 17 подгородных татар и 9 человек из вспомогательного отряда, присланного из Енисейска. Окрестные села и деревни были сожжены, кони и рогатый скот отогнаны, но острог взять не удалось. Джунгары и кыргызы согласились снять осаду на условии обмена аманатов (заложников). В сентябре Иренек повторил набег на Красноярск. В результате этих походов было сожжено много деревень, почти весь скот угнан. Красноярский гарнизон понес тяжелые потери: из 376 человек было убито 194, кыргызы и джунгары захватили много огнестрельного оружия. О потерях нападавших источники не сообщают. 15 августа 1668 г. из Томска в Джунгарское ханство было отправлено посольство Матвея Ржицкого, безрезультатно выразившее протест по поводу действий князя Иренека. Весной 1669 г. Иренек попытался уладить отношения с русскими властями. Кыргызы поймали красноярских сборщиков ясака и привели их к Иренеку. Тот отпустил их домой и просил передать воеводе, что он желает мириться. Он вместе с ними отправил своего представителя для заключения мира. Красноярский воевода решил выяснить намерения Иренека и отправил к нему Якова Зыряна. Но переговоры не состоялись, потому что «в Кыргызы» приехал джунгарский наместник Киличин Кошиочи, и Иренек не пожелал при нем вести переговоры. В 1670 г. Иренек начал подготовку к новому походу. Он хотел отторгнуть своих бывших кыштымов от России. Собственных сил у него было недостаточно, поэтому осенью он вместе с тубинским князем Талаем Иликовым поехал к джунгарам просить помощи. Однако из-за смены власти у джунгар поход не состоялся. В 1671 г. Иренек снова требовал от красноярского воеводы ясак с качинцев и аринцев теперь уже от имени джунгарского хана Галдана. Он не отказывается от мысли отвоевать кыштымов. По его просьбе к нему на помощь опять прибывают джунгарские войска. 26 июля 1671 г. красноярцы отправляют письма в Москву, «били челом государю и просили смирить киргизов и тубинцев войной и на их земле построить острог». 9 октября 1672 г. А.И. Сумароков предложить кыргызам перейти в подданство России и дать «шерть» (присягу на верность договорным отношениям). Иренек занял непримиримую позицию, «шертовать» отказался, а сам требовал ясак с качинцев и аринцев для хана Галдана, в случае отказа он угрожал войной. В сентябре 1673 г. джунгары и кыргызы выступили в двух направлениях. Один отряд во главе с Иренеком и джунгарским тайшой Должином 15 сентября пошел на Кузнецк. Второй отряд под начальством алтысарского князя Шанды 20 сентября появился под Томском, затем в Енисейском уезде. В 1674 г. начались выступления против русских, восстание охватило верхнеенисейские волости. Жители убивали ясатчиков (сборщиков дани) и уходили к кыргызам. Тубинский кыргызский князь Талай перестал давать заложников в Красноярск. А через три года, захватив Канский острог, спалил его дотла. Для борьбы с этими выступлениями, в 1675 г. на острове Карагас (Сосновый), расположенном несколько ниже устья реки Абакан, был сооружен острог. Иренек дважды штурмовал крепость, пытался поджечь его, но безуспешно. В том же году Иренек в течение трех дней осаждал новопостроенный Караульный острог, но казаки во главе с пятидесятником О. Мезениным отстояли его. В1675-1676 гг. Иренек и другие кыргызские князья уезжают в Джунгарию. Там они находились около года. В сентябре 1677 г. новый красноярский воевода Д.Г. Загряжский вновь предложил кыргызам бить челом государю принять российское подданство. Все предложения были снова отвергнуты. Однако уже в октябре 1677 г. Иренек послал в Томск и Красноярск своих представителей, которые просили принять их под государеву руку в вечное холопство и просили прислать к ним атамана Родиона Кольцова со служилыми людьми, чтобы дать «шерть» государю. Переговоры возобновились. Иренек добился того, что обе договаривающиеся стороны брали на себя определенные обязательства. Одним из пунктов договора было обоюдное обязательство о выдаче беглых. Обе стороны обязались не приходить войной друг на друга. Присягали кыргызы на верность государю на той же реке Тоочаке, где еще в 1642 г.  «шертовал» отец Иренека - князь Ишей. От имени своих улусов «шертовали» алтысарские, езерские, тубинские и моторские князья по два человека от каждого рода. Текст присяги гласил: «... чтоб им быть кыргызам, и алтысарам, и езерцам, и моторцам, и тубинцам под государскою высокою рукою в вечном холопстве против прежние шерти отца своего, что им, кыргызам, служить великим государем и прямить, и всякого добра хотеть против шертовальной записи». Кыргызы обещали сообщать о приходе воинских людей под государские городы и уезды с войною, оказывать военную помощь государевым ратным людям, «в Томской и на Красный Яр и в Кузнецы аманатов давать по-прежнему добрых людей». По шертовальной записи кыргызы должны были платить ясак с кыштымов, «которые в прежних годах великим государем ясаку не плачивали». С Кольцовым Иренек отправил на имя государя письмо на монгольском языке. В письме Иренек вину за войну возлагал на русских. Затем он вкратце изложил содержание заключенного договора, где упомянул лишь о взаимных обязательствах сторон. Иренек совершенно умолчал об уплате ясака и строительстве острога, чего так усиленно домогались русские. Таким образом, Иренек проявил себя умелым дипломатом и добился большого успеха, заключив союзнический договор по которому границей между кыргызскими и русскими владениями признавалась река Июс. Мир, установленный в 1678 г., оказался непрочным. Московские власти были не удовлетворены тем, что не сумели добиться согласия Иренека на строительство острога. В январе 1679 г. государь снова указал заложить острог в Тубинской земле, где удобно «воинский приход переняти». Сибирские воеводы начали готовиться к большому походу силами Томска, Красноярска, Енисейска и Кузнецка. Поход должен был возглавить томский сын боярский Роман Старков, и приказ о его выступлении прибыл из Москвы в Томск в начале июня 1679 г. Томский воевода Львов назначил поход на 10 августа. Но Иренек опередил русских. Неожиданно, 15 июля под Красноярск пришли «безвестно изгоном киргизские и алтырские, и езерские воинские люди, и кизыльские татары». Кыргызы сожгли две деревни под городом, побили в них служилых людей и пашенных крестьян, а жен их и детей взяли в плен, и скотину отогнали. В Кыргызы были уведены качинские, арийские, ястынские и бохтинские ясачные татары с женами и детьми (171 человек). Иренек попытался взять острог, сражение продолжалось трое суток «безпрестанно». Не добившись успеха, кыргызы ушли. Этим выступлением Иренек расстроил планы сибирских воевод. Поход, намеченный на август, не состоялся. Красноярский воевода Загряжский без помощи Томска и Енисейска не рискнул отправить служилых людей в погоню за Иренеком. Тот попытался закрепить успех, собрал большое войско из кыргызов, алтырцев, тубинцев, моторских татар, байкотовцев аринцев, качинцев и других кыштымов, и выступил в новый поход на Красноярск. На этот раз застать противника врасплох не удалось. В сентябре Иренек обложил Красноярск по обе стороны Енисея, окрестности подверг опустошению, сжег 16 деревень, а в них 143 двора, город хотел взять приступом. 14 сентября целый день продолжалось сражение. Чтобы спасти город, гарнизон пошел на крайние меры. Служилые люди вывели аманатов и их кашеваров - семь человек и на глазах наступавших, повесили. Из тюрьмы выпустили ссыльного полковника Василия Многогрешного (брата украинского гетмана Демьяна Многогрешного, сосланного в Селенгинск) и поручили ему командование гарнизоном. Несмотря на малочисленность, казаки совершили вылазку и вступили в сражение в открытом поле. В бою чуть было не погиб сам Иренек, выбитый из седла Кыргызы не устояли перед огнем артиллерии, которой руководил Многогрешный, и отступили. Преследуемый красноярскими служилыми людьми, Иренек ушел, угнав с собой из-под Красноярска почти всех ясачных людей. В начале 1680 г. в ответ на кыргызские набеги сибирские воеводы организовали большой поход под руководством Романа Старкова. Они выступили 11 января во главе войска и - 1018 человек - из томских и кузнецких служилых людей. Отряды должны были сойтись с енисейскими и красноярскими служилыми людьми «по край Киргизской земли на Белом озере, внизу речки Сереси, на устье речки Тереклы-юл». Старков и Гречанинов прибыли на место встречи с красноярцами и енисейцами, но тех не нашли. Они ушли. Выяснилось, что красноярские и енисейские служивые люди поймали двух «языков». Те сообщили, что Иренек кочует на устье двух Июсов от Божьего озера в полуднище. Получив такое сообщение, отряды красноярских и енисейских служивых людей пошли за войсками Иренека, который начал отступать. Служивые люди шли в поход с обозами. В итоге, енисейские и красноярские отряды «трое суток наспех бежали за Иренаком», но догнать не смогли. От скорой езды лошади устали, обозы отстали, и пришлось целый день простоять на месте. 5 и 7 февраля произошли сражения с главными силами кыргызов. Иренек, оттягивая время, предлагает переговоры воеводам Старкову и Гречанинову. Сначала они поверили Иренеку и начали переговоры. Но им удалось разгадать замысел Иренека, и переговоры были прерваны. Отряд снялся с места и пошел обозами на Белый Июс на выручку красноярским и енисейским служилым людям. Красноярский отряд состоял из 472 человек, а енисейский - из 108. Спеша на помощь, отряды Старкова и Гречанинова вышли из Красноярска 18 января. Их войска, стараясь как можно быстрее добраться до поля битвы, шли не по степи, как было предписано, а по льду Енисея. По пути их поджидали отряды кыргызов и их союзников. Они всячески пытались задержать русских. Бой длился три дня, днём и ночью. Иренек 9 февраля вступает в переговоры, трижды в расположении русских приезжал джунгар Барчикай в качестве посредника. Было объявлено перемирие. Барчикая проводили с честью, а сопровождавшие его кыргызы, на время перемирия, остались в расположении русских, но один из кыргизов был убит красноярцами. Узнав об этом, Иренек со своими людьми отступил. Русские преследовали его семь дней до Уйбата. Тогда Иренек снова запросил мира. В ходе сложных переговоров Иренек согласился дать присягу на верность русскому царю, был согласен на оборонительно-наступательный союз против всех неприятелей, кроме хана Галдана. Затем договорились о возвращении ачинских пушек и о выдаче аманатов. После «шертования» князья уехали к себе в полк. Скоро выяснилось, что Иренек не собирается безусловно выполнять условия договора. Аманата он прислал «плохого», дальнего своего родича; пушкари, ездившие за пушками, вернулись ни с чем. 12 февраля Старков и Гречанинов послали своих людей к Иренеку требовать лучшего аманата, немедленной уплаты ясака и выдачи пушек. Иренек переменить аманата отказался, для ясака предложил оставить несколько служилых людей и, не дожидаясь окончания переговоров, отступил. При этом кыргызы угнали у русских часть лошадей. Пребывание русских среди степи принимало катастрофический характер: служилым людям нечего было есть, лошади устали. Неудачи способствовали разложению войск. В итоге, енисейцы и красноярцы самовольно ушли в Енисейск и на Красноярск. Главная часть войска отошла к реке Уйбат. О дальнейшем походе и о строительстве острога не могло быть и речи. 23 февраля двинулись в обратный путь и отряды Старкова и Гречанинова. Многие служилые люди в пути умерли от голода. 14 марта выжившие стрельцы Старкова и Гречанинова вернулись в Томск. Итак, поход Старкова закончился полным провалом. Русские власти не могли примириться с неудачей и в 1681 г. условия договора были нарушены. Старков вторично отправился в поход, на этот во главе войска в 1600 человек. На р. Уйбат кыргызы дали бой. В сражении погибло 30 служилых людей, потери кыргызов неизвестны, потому, что всех своих погибших они крюками утаскивали с поля боя. У русских было угнано более 100 лошадей. После битвы заключили перемирие. Князья обещали на русские владения не приходить и ясачных людей не разорять, войны не затевать. После долгого обсуждения западной границей решили считать р. Кию. По этому договору князья уступали кыштымов из чулымских и мелетских волостей. Иренек снова дал «шерть». В 1682 г. из Тобольска в Томск прибыл военачальник Иван Суворов с войском из 420 тобольских и 210 татарских служилых людей. Был организован новый поход, на этот раз силами шести сибирских городов: Тобольска, Тары, Томска, Кузнецка, Красноярска и Енисейска. Перед ним ставилась задача: «Смирить киргиз за многое воровство, за их измену и на их земле, на Абакане, построить острог». В нарушение инструкции Суворов выступил в поход не зимой, а летом. В июне с отрядом из 1800 человек он прибыл на устье речки Ербы, где к нему должны были присоединиться енисеицы и красноярцы, но те к условленному месту не подоспели. Иренек был извещен о готовящемся походе, и был готов его отразить. Собрав около 4 тысяч воинов, он сам напал на отряд Суворова. Используя численное превосходство, кыргызы поражали неприятеля копьями. Суворов убедился, что «с кыргызы биться невмочь» и начал отступать. Иренек в течение 10 дней преследовал русских до Черного Июса. Войско Суворова понесло большие потери: было убито 61 человек, ранено 69. Был ранен и сам предводитель. Поход закончился большим позором для Суворова: в бою кыргызы захватили два знамени; в том числе одно полковое с изображением Михаила Архангела. Иван Гречанинов, посланный к Иренеку, был вынужден согласиться на установленные границы между Россией и Кыргызской землей, иначе говоря, отказаться от притязаний на эту территорию. Границей снова была признана река Июс. Таким образом, все походы, организованные в 1680-1682 гг. с целью овладеть Кыргызской землей и построить там острог, оказались неудачными. Причины поражения заключались не только в несогласованности действий сибирских воевод. Им противостояли хорошо организованные кыргызские воины-дружинники (по русской терминологии - «боевые люди»), которым воинское дело было «за обычай». При поддержке ополченцев они представляли внушительную силу. Немаловажная роль принадлежала князю Иренеку, который сумел объединить ранее разобщенные княжеские улусы. Весной 1683 г. посольство, во главе с сыном боярским Иваном Петровым привезло Иренеку указ великих государей, где было написано, чтобы кыргызы «государям служили и прямили, под города и остроги войной не ходили, ясашных государевых людей не грабили и ясаку с них на себя не собирали, из горных и порубежных волостей ясаку собирали без недобору и присылали в Томск». На этих условиях кыргызы должны были учинить «шерть». Петров и Поспелов говорили Иренеку, чтобы он вернул пушки, знамя и отгонных лошадей, ружья и панцири, а в аманаты дал бы своего сына. Князь Иренек ответил, что он «шерть» даст на том, что русские города и остроги воевать не будет, ясак на государя с горных и порубежных волостей давать будет по-прежнему, ясашных государевых людей грабить не будет, в аманаты сына своего даст, но на Бошокту-хана ясак собирать будет. Трофеи вернуть он отказался, «потому де взято войною за боем». Русские посланники хотели, чтобы Иренек собирал ясак только на государя, и настаивали, чтобы Иренек «шертовал» на тех условиях, которые перечислены в наказе. Но Иренек с ними не согласился и сказал: «Пью де я великих государей вино и золото на том, что говорил прежнюю речь», налил чашку вина, и золота положа, выпил. Послы были вынуждены согласиться с его условием по поводу сбора ясака на джунгарского хана. За Иренеком «шертовали» князья и лучшие люди. Иренек просил пропустить в Москву своих послов Кубогая Кашку и Богдая. 14 мая 1683 г. русские посланцы вместе с представителями Иренека приехали в Томск. Разрешение на пропуск кыргызских послов в Москву было получено. В качестве приставов их сопровождали И. Петров и А. Поспелов. 26 ноября их принимал в Сибирском приказе боярин И.Б. Репнин. Послы подали ему "калмыцкое письмо" Иренека и сказали, что «Галдан, Иренеку приходить под государевы города и остроги и биться с государевыми людьми не велел». Репнин в развязывании военных действий обвинил кыргызов. Затем он сказал, что великие государи велели принять князя Иренека и его людей под свою государеву руку. Репнин потребовал, чтобы кыргызы дали в своей земле поставить острог для их же защиты. Кыргызские же посланцы в развязывании войны обвинили сибирских воевод. Присягу, данную Роману Старкову, им де пришлось нарушить, потому что он пошел на них войной. С Суворовым бились потому, что он сам пришел к ним войной и их, кыргыз, побивал. Захваченные трофеи они обещали вернуть. Вопрос о строительстве острога они обсуждать отказались, потому что у них не было полномочий вести переговоры на эту тему. Не удалось решить вопрос о сборе ясака с «порубежных волостей». Кубогай Кашка сказал, что кыргызы с этих волостей в давних пор собирают ясак на государя, и себе с них берут «албан». 28 ноября послы были на приеме у великих государей. В начале 1684 г. послы в сопровождении Петрова и Поспелова с надежной охраной выехали из Москвы. Томские воеводы получили указание освободить из томской тюрьмы Таганая - сына погибшего князя Шанды. Заключив мир с Москвой, Иренек продолжал собирать ясак для себя и джунгарского хана с ясачных людей, принявших подданство России. Иренек послал своих людей в Красноярск требовать с качин цев и аринцев «албан» на джунгарского хана Галдана. В том же 1684 г. к Иренеку вместе с возвращавшимися кыргызскими послами приехал томский сын боярский Иван Петров, который заключил новый договор на прежних условиях. Кыргызы обязались государю служить, на русские города, остроги и уезды войной не приходить, платить ясак с порубежных кыштымов в размере традиционных 100 соболей. Нарушение границ каралось с обеих сторон. Летом 1687 г. Иренек с отрядом из 600 воинов по требованию хана Галдана отправился к нему на помощь против монголов. В сентябре на Алтае недалеко от Телецкого озера халхаские монголы преградили путь джунгарам и кыргызам, которые направлялись к джунгарскому хану. Сражение продолжалось четыре дня. Джунгары и кыргызы потерпели поражение. Джунгаров было убито несколько тысяч, а потери кыргызов составили 300 человек. Иренек с сыном Шалом и двумя пасынками погибли в сражении. Домой вернулись только 30 воинов, остальные попали в плен. Со смертью Иренека заканчивается наиболее тяжелый период противостояния между русскими и кыргызами. В1698 г. 3-х тысячная армия халхаских монголов, подданных манжуров, вторгается в улус алтырского князя Дайн Ирки. Кыргызы успешно противостоят вторжению. Но набеги не прекращаются. В начале XVIII в. джунгарский хан Цеван-Рабдан, учитывая осложнившуюся обстановку и опасаясь возможности захвата манжурскими войсками населения, решил переселить енисейских кыргызов к своей ставке в Или- Иртышское междуречье. Переселению предшествовало посольство от хана Цеван-Рабдана к Петру I (1701 - начало 1703), в ходе которого предметом переговоров были енисейские кыргызы. По кыргызскому вопросу Петр I проявил жесткую позицию, приказав воеводам Томска, Красноярска и Кузнецка «кыргызских людей смирить войною тремя городами», что также послужило дополнительным мотивом к переселению енисейских кыргызов. Несмотря на активизацию действий в 1701-1702 гг. русских войск против кыргызов, походы, совершаемые на северные владения кыргызов, имели ограниченный успех и не ставили кыргызов в критическое положение. Енисейские кыргызы с Джунгарским ханством были в отношениях «албату» (покровительство за военную службу) и неоднократно привлекались джунгарами для ведения боевых действий. Посланные представители кон тайши, ставя перед собой цель - примирить кыргызов с русскими, старались делать как можно меньше уступок русской стороне, опасаясь потерять доверие кыргызов и тем самым подтолкнуть их к отложению от джунгарского подданства. Например, в 1702 г. представитель кон тайши Арамжама, как и его предшественники, отказал в удовлетворении претензий томских посланцев о возмещении ущерба, нанесенным кыргызским набегом на Томский и Кузнецкий уезды, и наказании виновных, указывая на то, что «на Чулымцов надлежит ясак сбирать на кон тайшу». В условиях войны на два фронта джунгары опасались допустить завладения манжурами населения севера Алтая и появлению новой угрозы на своих северных границах. В июне 1703 г. кон тайша Цеван-Рабдан для осуществления своего плана отправил 3 тысячи воинов во главе с тремя чайзанами: Духаром, Сандыком и Арамжама Ченбилем. Он приказал своему наместнику Аба-зайсану всех кыргыз и кыргызских кыштымов привести в Джунгарию, дабы они «от него контайши не отложились». Население было собрано в долине р. Абакан в устье р. Аскиз. По трем дорогам жители алтысарских улусов под конвоем джунгарских отрядов были препровождены в Джунгарию. В 1705-1706 гг. российские власти продолжили политику «усмирения» енисейских кыргызов. Так, в 1705 г. отряд Саввы Цыцулина «побил досмерти» 43 человека кыргызов, «да в полон взяли мужеска и женска полу 67 человек». В 1706 г. Осип Качалов с казаками на озере Белом разбил 31 кыргызскую юрту, уничтожил «кыргызских воинских людей» 29 человек, «в полон взяли 72 человека». После этих событий Цэван Рабдану стало окончательно ясно, что джунгарам не удастся остановить процесс полного подчинения Кыргызской земли русскими и сохранить свое влияние на Верхнем Енисее. Джунгарские власти приняли решение пересилить в свои кочевья оставшихся кыргызов и их кыштымов. В 1706 г. состоялось еще одно крупное переселение енисейских кыргызов во внутренние районы Джунгарии. Переселена была большая часть населения - 15-20 тыс. человек. Кыргызский вопрос еще долго будет использоваться как российской так и джунгарской стороной, как повод для претензий на дипломатических переговорах, что мы видим неоднократно на протяжении первой половины XVIII в. Например, посол джунгарского правителя Цеван-Рабдана Борокурган 7 сентября 1721 г. при встрече с графом Г.И. Головкиным в Москве заявил ему: «Через указ его великого государя, при границах обретающиеся начальники и прочие управители чинили многия обиды его кон тайши поданным киргизским улусам, о чем на обидящих посылал посланцев просить на них управления, и посланных его, Кон тайши, до великого государя не допущали и назад возвращали, не показав никакого надлежащего удовольствования, отчего он кон тайша принужден был из тех мест, где его подданные кыргызы кочевали, перевести в свои ближайшие улусы, не желая дать притчины всяким ссорам с обеих сторон». Переселенцы первоначально были размещены на приграничной территории, где тут же подверглись нападению соседей: «за Иртышом рекою на Кокоре озере с кыргызским князем Кулегене в улусе и напали де на них кыргыз бруты и разбили Кулегенев улус». Однако, основная часть переселенных кыргызов избежала разгрома и через два месяца после выхода обосновалась при большой урге (ставке) кон тайши. В дальнейшем они расселяются на р. Эмель - южном притоке р. Иртыш. В Джунгарии енисейские кыргызы составили отдельный оток, находящийся в личном подчинении джунгарского хана. Причем в Джунгарии из 24 отоков было только два неджунгарских, иноплеменных по этническому составу отока: кыргызский и теленгутский. На протяжении первой половины XVIII в. русское население опасалось возвращения кыргызов. Несмотря на прямые указания российского правительства, долгое время россияне не хотели селиться на незащищенной острогами территории «волостей немирных». Время от времени опасения подтверждались возращением частей переселенных кыргызов. Возвращались группами от нескольких человек до нескольких сотен. Порой до русских доходили отголоски событий в Джунгарии, в которых участвовали и их недавние соседи. Например, 23 августа 1707 г. к кузнецкому воеводе Качанову явился «выезжей белой калмык» Алагыз Балаев и сообщил, что он в июле месяце этого года был у князя белых калмыков Шола Табунова, ставка которого находилась между реками Иртыш и Обь. «При нем же де, Аягызе, прибежали два человека белых калмыков ранены, и сказали де они ему, Алагызу: Буштуханов сына Данжилай да Данжин, оба соеденясь за одно. Кон тайшину ургу разорили и многих людей побили и которые де были калмыки и киргизы взяты в Ургу для осторожности от бурутов 700 человек и те де калмыки и киргизы побиты все безостатку, только де ис тех людей прибежали к нему, кон тайше, князец белой калмык Матай в 30 человеках, а ис тех де 30 человек, вышеописанные калмыки два человека от него, кон тайши, убежали» Жизнь переселенцев в Джунгарии по-видимому, была не легка, что вынуждало пускаться в опасный путь в направлении родных мест в надежде обрести безопасность, как от постоянных войн, так и от «обид» со стороны джунгарских тайшей. Так, летом 1746 г. группа киргизов, в числе 12 человек с женами и детьми, явилась в Усть-Каменогорск и заявила о своем желании перейти в русское подданство. В следующем году на р. Чулым были задержаны два человека, называвших себя «киргиз-калмыками», которые показали, что предки их кочевали в сагайской степи между Кузнецком и Красноярском, где до сих пор кочуют их сородичи, состоящие в русском подданстве, и что они жили в «Зенгорском владении», т. е. в джунгарском владении на р. Или. Так же были задержаны и другие «киргиз-калмыки» после ухода с р. Белый Июс жившие при Большой Урге «в Монголии» Вплоть до 50-х гг. XVIII в. джунгарские сборщики собирали «албан» с районов Алтая. Есть сведения, что среди сборщиков были и переселенные енисейские кыргызы. Например, упоминается князь Богорак, который сам скоро «будет де на прежнее свое жилище... на то место, на котором ныне живут кузнецкого ведомства... русские люди». Во время аудиенций у джунгарского кон тайши русские послы отмечают присутствие кыргызских князей. Например, во время аудиенции посольства «сибирского гварнизона плацмайора Угримова» (1731-1733) присутствовал «киргизский зайсан Бото». Известно также, что в 1740- х годах находился при ставке кон тайши князь Чайлыш - сын Тангыт Тайн Ирки. Во время междоусобной борьбы в Джунгарии кыргызы сохраняли верность хану Даваци. После пленения Даваци кыргыз-калмаки поддержали Амурсану. По свидетельству маньчжурского полководца Делена 24 марта 1756 г. его армия, пройдя горные хребты Болобуегэсу и Чжиргалаи, прибыла в Кульджу, где ей оказали сильное сопротивление повстанцы - кыргызы (около 8 тыс. человек) под руководством Курбанходжи - предводителя (цзайсаня) цзиэрцзиского отока. Однако сопротивление повстанцев было сломлено. По приказу Цянлуна Курбанходжа вместе с братом и всеми членами семьи были казнены публично, а все имущество конфисковано. Вслед за ним были казнены цзайсаны элутского отока Хээрдай, Нелкоху, Балаи, Улэмуци. Дала-Цзунбу, Абагэсы, Куши, Кэисим и несколько лам, поддержавших Амурсану. Курбан-ходжа или Курбан-Кашка - князь Исарского улуса Хонгорая, сын Иченей Мергена, брат Шарло Мерген-тайши, ушедшего в 1703 г. в Джунгарию. В том же 1756 г. кыргызы во главе 4 зайсанов вместе с телеутами также во главе 4 зайсанов в количестве «тысяч десять кибиток», а также мингаты решили бежать в сторону родного Алтая. Однако по пути следования недалеко от Усть-Каменогорска их настигла манжурская армия во главе с генералом Цэбдэнджабом. Почти все мужчины были перебиты. Например, от тысячи кибиток, подчиненных кыргызскому чайзану Гурбан-Кашка (Курбан-Кашка), осталось в живых только 168 человек. Несмотря на это, кыргызы продолжали свой путь на север на Алтай, но их захватили халхаские монголы, которые поселили их в местности Хемыцык. Оттуда часть их бежала и добралась, наконец, до Алтая, выдержав на пути несколько схваток с урянхайцами. Если в 1701 г. на Енисее к югу от Красноярска не было ни одного русского селения, то в первые 15-20 лет XVIII в. вся прииртышская долина и присаянская часть долины Среднего Енисея были присоединены к России. В это время началась русская крестьянская колонизация верховьев рек Тобола, Иртыша и Енисея. В 1728 г. общие границы Российской империи с Манжурами были юридически оформлены Вуринским и Кяхтинским мирными договорами. Территория, на которой проживали ушедшие в Джунгарию кыргызы, была заселена другими племенами: качинцами, сагайцами. Качинцы проживали под г. Красноярском, в районе где протекает р. Кача. и после ухода кыргызов основная масса качинцев передвинулась вверх по р. Енисей, на свободные земли по рекам Июсы и Абакан. Сагайцы были переселены преимущественно из бассейна р. Мрассы в бассейн Абакана, что подтверждается и письменными историческими источниками. По мнению Л.П. Потапова занимавшегося изучением и описанием этого племени, выяснилось, что «сагайцы» сами себя так не называют и даже отрицают этот термин в качестве названия племени. Они поясняют, что это название закрепили за ними до революции по имени «Сагайской думы», в административное ведение которой они входили. По этническому признаку они являются шорцами. По некоторым источникам сагайцы и качинцы в период кыргизской войны имели статус служилых инородцев, что выделяло их от остальных местных племен и давало некоторые привилегии, в том числе и выделение новых земель для расселения. В феврале 1692 г. по жалобе канских ясачных людей в Красноярске была снаряжена военная экспедиция под начальством Василия Многогрешного и Тита Саломатова. Перед выступлением в поход служилые люди перебили всех кыргызов, которые издавна кочевали под Красноярском, чтобы в отсутствие служилых людей «худа над городом не сделали». Придя на Кан, Многогрешный хотел вступить в переговоры, но воинственно настроенные служилые люди требовали боя. Сражение продолжалось целый день. Тубинцы, потеряв множество убитых, стали разбегаться и уходить в Засеки. Красноярцы два дня преследовали их, брали засеки штурмом. В итоге 500 тубинцев было убито и 600 жён и детей взято в плен. После этого поражения Тубинское княжество уже не могло оправиться. После ухода кыргызов в Джунгарию в Кыргызской земле осталось не более 300 мужчин из числа тубинцев, а также бывшие кыргызские кыштымы - мадовцы и комбальцы. Телеуты Горный Алтай и прилегавшие к нему с запада верхнеобские степи от озера Чаны на северо-западе до Абаканского хребта и Кузнецкого Алатау на востоке в русских архивных документах называются ,,Телеутской землицей". (Продолжение следует)

-2