Вместе с распространением автомобилей увеличился и спрос на шины, и в настоящее время в мире ежегодно производится более 2,5 млрд. автомобильных шин.
За прошедшие годы автомобиль превратился из предмета роскоши, доступного лишь избранным, в повседневную необходимость для миллионов людей по всему миру. Поэтому спрос на железные диски увеличил потребность в шинах, которые с годами претерпели значительные преобразования.
Люди, чьи фамилии сейчас известны практически всем, — Джон Бойд Данлоп, Шарль Гудиер Андре и Эдуард Мишлен — своими изобретениями и открытиями способствовали экономическому развитию не только автомобильной промышленности, но и всего мира.
Вспоминая, что сейчас все автомобили должны сменить летнюю резину на зимнюю, попробуем заглянуть почти на полтора века в далекое прошлое, чтобы узнать интересные факты об истории шин, а также посмотреть, что ждет в будущем.
Изобретение, которое изменило все
Первые резиновые покрышки появились только в середине 19 века. Произошло это практически сразу после того, как в 1839 году Чарльз Гудиер изобрел вулканизацию, которая значительно облегчила производство каучука для шинного производства. Если бы не это открытие, не было бы пневматических шин, которыми оснащены практически все легкие, а также тяжелые автомобили.
Идея использования воздушной прослойки для смягчения толчков и уменьшения трения качения принадлежит шотландскому инженеру Роберту Томсону, который 10 декабря 1845 года получил патент на изобретение «улучшенного тележного колеса».
Изначально такие шины представляли собой деревянные диски, на которые надевался обод из слоя жесткой резины. Шины из литой резины стали прорывом в области комфорта вождения, и хотя использование таких шин уменьшало тряску и вибрацию, вождение все равно было некомфортным.
В 1887 году Джон Бойд Данлоп, основатель известной ныне компании по производству шин Dunlop, изобрел первую пневматическую шину, наполненную воздухом.
Им двигало желание улучшить комфорт вождения для своего десятилетнего сына. Данлопу пришла в голову идея надеть на трехколесный велосипед сына широкие обручи, сделанные из садового шланга, и наполнить их воздухом.
Через год Данлоп запатентовал свое изобретение, но коммерческое производство пневматических шин началось в конце 1890 года, когда Данлоп передал свой патент Уильяму Дюкро в обмен на 1500 акций молодой компании. Следует отметить, что впоследствии Данлоп не заработал на своем изобретении многого.
Братья, усовершенствовавшие пневматические шины
Легенда гласит, что идея пришла в голову владельцам резиновой фабрики братьям Андре и Эдуарду Мишлен после того, как к ним за помощью обратился владелец двухколесного транспортного средства с поврежденной пневматической шиной.
Несколько часов они ремонтировали шину, прилипшую к велосипедному колесу. И тогда младший из братьев, Эдуардс, подумал, что нужна пневматическая шина, которую можно было бы легко снять с колеса в случае необходимости.
Эдуард, экспериментируя, создал несколько прототипов и через два года, в 1891 году, братья Мишлен получили патент на съемную пневматическую шину.
Это было значительное улучшение по сравнению с изобретением Данлопа, которое мгновенно стало популярным. Вскоре они поняли, что можно добиться еще большего роста, адаптировав свое изобретение к автомобилям.
Синтетические шины и массовое производство
В 1920-х годах были развиты возможности производства шин, но только в 1931 году началось массовое производство синтетического каучука, когда-то полностью зависящего от натурального.
Следующий значительный шаг в истории автомобильных шин был сделан после Второй мировой войны, когда братья Мишлен изобрели радиальные шины. Это изобретение во многом позволило компании «Michelin» добиться 100% контроля над рынком шин в 1968 году.
Самое значимое нововведение, которое произошло за последние 50 лет, – шина «Run Flat», изобретенная в 1979 году. С ней можно продолжать движение по дороге около 80 километров со скоростью 80 км/ч даже после прокола.
Будущее шин, которое начинается сейчас
С 2012 года новые легковые автомобили должны были оснащаться системами контроля давления в шинах, но первоначальная концепция накачанной воздухом или пневматической шины не менялась уже более 130 лет.
Производители активно работают над созданием шин будущего. Компании регулярно представляют новые идеи и исследования, которые часто имеют мало общего с сегодняшними шинами.
Первые безвоздушные шины могут выйти на рынок уже в 2024 году. Протектор шины в них поддерживается конструкцией, состоящей из гибких пластиковых спиц, непосредственно соединенных с профилированным протектором. В зависимости от концепции эти трости могут быть изготовлены из полиэфирной смолы или стекловолокна и, что немаловажно, они будут чрезвычайно прочными.
Производитель Goodyear в настоящее время работает над шинами следующего поколения, которые больше не будут наполняться воздухом, с целью к 2030 году произвести первые шины, на 100 % экологичные и не требующие технического обслуживания. Такие шины будут состоять из трех элементов: наружного кольца (включая протектор), соединительной стенки и диска.
Другой производитель шин, Michelin, также разработал концепцию, предусматривающую создание шины, которую фактически никогда не нужно менять. Это станет возможным благодаря капсуле, заполненной специальной жидкой резиновой смесью, которой можно автоматически наполнять протектор.
Независимо от того, насколько революционными могут показаться различные концепции и подходы, разработка новых шин будет по-прежнему направлена на повышение безопасности и производительности автомобиля. Также будет важно экономить природные ресурсы и снижать расход топлива.
**************
читайте также