Похоронные традиции народов мира удивляют своим разнообразием. В одной части света принято как можно дольше не хоронить своих покойников, в другой это делают в течение часа после смерти. В Тибете покойного оставляют на съедение грифам, в Корее делают бусы из праха умершего, а на Мадагаскаре принято через год выкапывать останки и наряжать их в другую одежду. Цыгане устраивают из могил настоящие подземные дворцы, индонезийцы просто относят умерших в джунгли на съедение зверям.
Но, пожалуй, самая интересная традиция похорон сложилась в небольшой африканской стране Гане, которая расположилась на западе континента на берегу Атлантического океана. Это государство ничем не отличается от своих соседей, разве что живет чуть побогаче, потому как имеет на своей земле обширные месторождения золота. Однако похоронный ритуал, который существует здесь, отличает Гану не только от остальных африканских стран, но и от всего мира.
Ни единой слезинки
Главное, что определяет весь процесс — это отношение к смерти. Гана — почти на 100% христианская страна. Но, пожалуй, только здесь как нигде сильны традиции язычества, которые вполне органично вплелись в традиционную религию. Душа умершего возносится на небо и оттуда пристально наблюдает как хоронят его бренную оболочку. А делать это надлежит очень пышно и весело, ибо если на похоронах будут литься слезы, то значит жизнь покойника была пуста и никчемна. От этого душа может разозлиться и забрать к себе на небо кого-то из живущих на земле. Вот поэтому родственники и стараются устроить не просто прощание с усопшим, а превратить это в красочное шоу с танцами, плясками, ночной дискотекой и обязательным фуршетом.
Интересная деталь — плакать запрещается только родственникам. Вместо них этим занимаются профессиональные плакальщицы, и эта профессия в Гане весьма и весьма востребована. Делают они это настолько искусно, что "вытье" совершенно естественно вписывается в общее веселое настроение и совершенно не диссонирует с ним.
Но это только заключительная часть обряда под названием похороны. И настать она может через три месяца, через полгода, а в отдельных случаях и через год после смерти человека. Первым делом покойника помещают в морг — лежать ему там предстоит ой как долго. А все из-за того, что подготовка к похоронам — процесс едва ли не главнее самого прощания с усопшим.
Родственные коллизии
Самое странное и необычное тут — это то, что ни супруга, ни дети покойного не имеют абсолютно никаких прав на тело, на похороны и даже на наследство. Всем распоряжаются исключительно родственники по линии родителей — братья, сестры, отец и мать (если живы), их братья и сестры. При этом можно составить хоть трижды нотариально заверенное завещание, но после смерти оно не будет играть никакой роли. Как решат родственники, так и будет.
И если даже покойный со своей кровной семьей не общался последние 50 лет, все равно слово троюродного брата, которого тот никогда при жизни не видел, имеет важный голос в организации похорон. А вот голоса жены (мужа) и детей — нет. Разумеется, за много лет ганское общество изобрело своеобразные лазейки: супруги и дети через взятки и подарки подкупают лояльных родственников, чтобы через них можно было полностью взять похороны под свой контроль. Но тут важно понимать, что если вдова (или вдовец) были в плохих отношениях с родней покойного, то родители и братья почти наверняка обвинят их в "убийстве", выставят живодерами-изуверами и лишат наследства.
А его распределяет "главный плакальщик" (на местном наречии — алакосо). Он выбирается коллегиально из числа кровных родственников и полностью ведает процессом похорон. На его плечах лежит главная обязанность — составить список приглашенных. И это очень важный аспект, так как из-за одного лишнего гостя или наоборот, одного недоприглашенного может разгореться нешуточный скандал. Поэтому каждая кандидатура проходит много уровней согласования, сопровождаемых жаркими спорами. А покойный все это время лежит в морге, дожидаясь своего часа. Процесс утверждения может длиться и полгода, и год — никто на время не смотрит. Главное — чтобы все пришли к согласию и тогда похороны пройдут легко и весело.
Похороненный в ботинке
А для этого надо постараться и проводить покойника в последний путь так, чтобы наблюдающая за всем с небес его душа осталась довольна. Главный атрибут похорон — это гроб. Мы привыкли к тому, что форма этого предмета мало отличается в различных похоронных культурах. Но только не в Гане. Здесь назвать гроб гробом не повернется язык. Точнее будет окрестить его "футляром" для покойного, ибо он бесконечно далек от традиционной прямоугольной формы. Гроб в Гане может быть в форме автомобиля, фотоаппарата, швейной машинки, рыбы, кроссовка, курицы, телефона, саксофона, самолета — прообразом служит любой предмет, который был близок покойному. Часто это отражение его профессии — например, фермера похоронят в гробе-овце, рыбака в рыбе, продавца в весах, чиновника в авторучке. Иногда гроб — просто отражение мечты умершего или его образа жизни. Самолеты, мерседесы, сигареты и бутылки пива — вполне распространенные футляры.
Часто гроб имеет такую необычную форму, что положить туда тело умершего не так-то просто. Но родственники не особо беспокоятся по этому поводу и размещают покойника как получится, лишь бы влез. Иногда форма такого футляра такова, что он не пролезает в дверной проем. С этой целью некоторые его части делают съемными (например, крылья самолета), чтобы их легко можно было прикрепить обратно.
Внимание к деталям у такого гроба поражает. Сторонний наблюдатель, рассматривая уменьшенную (или увеличенную) модель привычного предмета, даже не поймет, что перед ним не просто вещь, а настоящий гроб вычурной формы. Попробуй-ка, угадай, что двухметровая бутылка колы или кровать с красивыми резными спинками и украшениями скрывает в себе тело умершего.
Скорая помощь вместо цветомузыки
Но гроб хоть и важная, но не основная деталь похорон. Впереди само торжество. После того как круг родственников определен, начинается сбор зрителей. Да, в похоронах участвуют зрители, ибо это настоящее шоу. Для привлечения участников на радио и по телевизору даются объявления, на улицах расклеиваются листовки, и в пятницу с вечера (похороны проходят исключительно по субботам) чуть ли не полстраны собираются в путь и едут на прощание с человеком, которого совершенно не знали. С собой принято везти небольшой презент семье покойного. Неважно какой он будет, тут действует хорошо известный принцип — "главное не подарок, а внимание".
А родственники между тем стараются — раскидывают шатры, готовят еду, приглашают диджея с огромными колонками, заказывают скорую помощь или пожарную машину, чтобы доехать до кладбища с сиреной и цветомузыкой. И, конечно, нанимают профессиональных носильщиков-танцоров. Несколько лет назад ролик с танцующими гробовщиками так распространился в интернете, что его увидел без преувеличения весь мир. Это тоже непременная часть похорон — всё должно быть весело, красочно и по высшему разряду.
Разумеется, описанные выше обряды под силу соблюсти только богатым семьям, ибо затраты на такие похороны достигают сумм в 20 тысяч долларов, а такие деньги есть далеко не у всех. Но и бедные ганцы тоже стараются следовать традициям, хотя бы по части гробов. В среднем "фигуристый" футляр стоит 500–600 долларов и бедный ганец разобьется в лепешку, но проводит своего родственника достойно. Кстати, интересная деталь — разные необычные формы гробов использует только средний класс и бедняки. А вот ганские богачи предпочитают традиционные гробы. Видимо, с ними удобно танцевать на потеху и веселье собравшейся публики.
Но жители Ганы своих покойников хотя бы просто зарывают в землю по христианским канонам. А вот цыгане превращают могилы в шикарные дворцы, богатые и... неприступные 👇:
(Статья подготовлена по материалам сайтов: bigpicture.ru; ritual.ru; factroom.ru; perito.media)