Какие интересные гости бывали в Братцево, однако...
Сегодня хочется написать о зяте князя Николая Сергеевича Щербатова, муже его дочери Марии - графе Александре Александровиче Чернышёве-Безобразове.
Если вы думали, что лётное прошлое Тушина началось в 1930-е гг, то сильно ошиблись. Его начал на наших братцевских просторах граф Александр Чернышёв-Безобразов. Удивительный сын удивительного отца! Но про папеньку как-нибудь в другой раз...
Информации об Александре Александровиче очень и очень мало. Но и та, что есть удивляет, а иногда она вообще путанная донельзя.
Он родился в августе 1888 года в семье Александра Фёдоровича Безобразова, бывшего военного, вышедшего в отставку в 1883 году и посвятил себя общественной деятельности в Волоколамском уезде Московской губернии, где находилось имение "Ярополец", полученное им за женой, урожденной Чернышевой-Кругликовой.
Саша был старшим сыном в семье. Кроме него в семье было ещё двое сыновей и дочь. Все дети получили хорошее образование. Александр, закончив военную школу, в качестве военного инженера начал службу в чине корнета в Российском императорском военно-воздушном флоте.
К тому времени его отец Александр Фёдорович Безобразов с декабря 1908 года получил право на титул, фамилию и герб графов Чернышевых. А также право именоваться графским титулом. Трудно сказать был ли рад этому событию Александр, но это всё же открывало ему ( и его карьере) новые возможности.
В 1911 г. - уже граф - Александр Александрович Чернышёв-Безобразов женится на Марии Николаевне Щербатовой - дочери князя Николая Сергеевича и княгини Софьи Александровны Щербатовых. Злые языки говорили, что для княжны Щербатовой это был брак по чистому расчёту. Даже не шептались, а упрекали её, что вышла замуж за деньги молодого графа. Тот же в это время увлекся авиацией и конструированием летательных аппаратов. Первые опыты по конструированию и постройке летательных аппаратов граф А. А. Чернышев-Безобразов начал осуществлять в селе Братцево, подмосковной усадьбе Щербатовых, с полного одобрения своего тестя князя Николая Сергеевича.
Это уже потом была мастерская на Ходынском поле.
Начало работ А. А. Безобразова восходит к 1913 году, когда молодой энтузиаст задумал сделать аэроплан собственной конструкции, который должен был устойчиво держаться в воздухе, не имея никакого горизонтального оперения, т. е. быть бесхвостым. Идея была интересной и заманчивой, однако настолько необычной, что даже первые прорисовки вызывали скепсис и категоричные сомнения среди многих консультирующих доброхотов. В не меньшей степени специалистов смущал не только трехкрылый бесхвостый тандем, но и возраст изобретателя, отсутствие у него достаточного опыта и образования. Некоторые интерпретировали его фамилию следующим образом — без образования, мол.
В феврале 1914 года Александр показал свой проект известному итальянскому летчику-спортсмену Франческо Моска, который приехал в Россию на ловлю счастья в 1912 году. Тогда он поддался заманчивому предложению русских летчиков Макса фон Лерхе и Георгия Янковского построить вместе самолет ЛЯМ. Франческо Моска стал фактически соавтором Безобразова в создании вышеупомянутого «тримоноплана», взяв на свои плечи значительную часть конструкторской работы.
Самолёт строился на личные средства графа А.А. Безобразова, в арендованном помещении на Ходынке. Интереса особого, к сожалению, ни у кого не вызывал. Поэтому отъезд на фронт в действующую армию прапорщика Александра Безобразова чуть не остановил всю работу.
И всё же триплан Безобразова был достроен.
7 октября 1914 года московский генерал-губернатор С. И. Муравьев телеграфировал командованию авиации русской армии:
«сегодня было Москве первое испытание нового летательного аппарата три моноплана прапорщика Александра Александровича Безобразова тчк удачный полет сразу после окончания постройки без предварительных проб»
Далее генерал-губернатор утверждал, что Безобразов
«может быстро устроить большую мастерскую как для своего типа, так и для типов любой системы».
Военный приемщик, штабс-капитан Быстрицкий, присутствующий при испытаниях, докладывал Великому князю Александру Михайловичу:
"Полет, сделанный в присутствии московского губернатора графа Муравьева, был произведен около недели назад в часы занятия школы (Московской школы авиации - М.М.), почему я и многие военные летчики наблюдали его.
Полет был совершен с общей полезной нагрузкой около 85 кг, продолжался 10 мин., разбег при взлете около 60 - 70 м. Пробег при спуске - около 70 - 80 м. Высота полета не превосходила 100 м. Скорость около 100 км/час".
В декабре 1914 г. А.А. Безобразов после получения тяжелого ранения на фронте направился в тыл на излечение.
Одновременно, он пытался добиться финансирования для продолжения опытов со своим аппаратом. В конце года, в штаб верховного командования из соответствующих инстанций доносилось: "Чрезвычайно желательно оказать Безобразову помощь для немедленной постройки нового аппарата, что займет к тому же незначительное время, и аппарат может поступить в армию уже к весне".
Не желая терять время, автор триплана перевез его на территорию Севастопольской авиашколы, ближе к более благоприятной летной погоде. Здесь, на Александро-Михайловском аэродроме (с. Кача) им были установлены специально приобретенные два ангара: брезентовый ангар «Бессонно» и стропильный ангар «Кебке». В одном дорабатывался первый тип триплана, во втором строился следующий, определяемый как «тримоноплан тип 2», особенностью которого было отсутствие стабилизатора и руля глубины на хвостовой части фюзеляжа. Для нового триплана приказом № 62 от 3 марта 1915 г. по Офицерской школе авиации Великим князем Александром Михайловичем был выделен двигатель «Рон» 80 л.с. за номером 84 от 6-й авиационной роты «под расписку прапорщику Безобразову». Сам Безобразов характеризовал триплан как «разведочный, двухместный». Размах крыльев более 13 м, ширина - 0,5 м, площадь несущей поверхности около 18 кв. м. На задней кромке каждого крыла были сделаны особые зубцы «для облегчения стекания» и стабилизации. Вес аппарата без груза составлял 27 пудов (432 кг), вес с максимальной нагрузкой - 670-680 кг.
В марте 1915 г. «тримоноплан тип 2» был испытан летчиком-инструктором севастопольской школы Александром Евгеньевичем Раевским на скорость. Полученное значение составило 130 км/ч. «За скорость, превзошедшую предвиденную», аппарат «был принят Орловым в отряд истребителей на фронт». Летом того же года триплан перевезли в Москву. Здесь 6 августа 1915 г. при попытке взлета летчиком И.А. Орловым самолет потерпел аварию, в результате которой оказался значительно поврежденным. Причиной аварии стала довольно типичная для той поры поломка оси колеса шасси. После аварии самолет долго восстанавливался, но не летал, последние упоминания о нем датируются февралем 1917 г.
В это же время граф Александр Чернышев-Безобразов покупает землю под строительство заводских построек (стоимостью 30 000 руб.) в селе Всехсвятское (западная окраина Ходынки в районе нынешнего метро «Сокол» в Москве). Авиационное предприятие, именуемое «Заводом аэропланов», предполагалось образцовым, так как А.А. Безобразов много пишет о генераторах, двигателях вырабатывающих постоянный ток, вкопанных резервуарах для охлаждения машин и т. д. Все делалось основательно и занимало немало времени, достаточно сказать, что сам зачинатель предприятия при заводском хозяйстве обосновал летний кабинет и поставил пасеку. В архиве А.А. Безобразова сохранилось прошение от десятка солдат, датированное апрелем 1917 г., которые обращались к графу с ходатайством прикомандировать их к заводу: «...просим Вас установить жалованье по Вашему усмотрению. Порядок состоящих солдат на учете при заводе, остается прежний, все солдаты решили исполнять дисциплину так же, как и раньше, а также работу будем исполнять аккуратно и добросовестно на пользу Вам и нашей дорогой Родине и всеми силами постараемся заслужить Ваше доверие...».
Но планам по продолжению строительства аэропланов не удалось сбыться. В 1917 г. граф А.А. Чернышев-Безобразов, как и многие его соотечественники, вынужден был отправиться в эмиграцию.
Но я всё о работе и о службе...
В семье графа Александра Александровича и графини Марии Николаевны Чернышевых - Безобразовых родилось двое детей - сын Захар и дочь Мария. Супруги жили достаточно счастливо, однако каждый шёл по жизни своим путём. И если Александр Александрович все мысли отдавал авиации, Мария Николаевна занималась историей, как отец. Точнее под руководством известного историка, археографа, прозаика, мемуариста, коллекционера и генеалога Леонида Михайловича Савелова занималась изучением истории дворянских родов, составлением справочной книги по русским портретам.
В конце 1917 года, когда в Москве революция устанавливала свои порядки, супруги выехали в Краснодарский край. Александр Александрович как-то подвергся нападению толпы на улице только из-за того, что был одет в офицерскую шинель... Жена сумела спасти его от самосуда, спрятать от красноармейцев, а потом вывезти в Константинополь и далее во Францию. Однако этот брак не сохранился.
Граф Александр Александрович "ударился" в мистику и религии. Графиня Мария Николаевна терпеть это не стала, объявила мужа сумасшедшим и развелась с ним. Чернышевы считали, что она никогда не любила мужа, поэтому так легко с ним рассталась. Но разве можно сейчас делать какие-либо выводы о их жизни в эмиграции????
Отдельные источники пишут, что А.А. Чернышев доживал свою жизнь отдельно от жены и детей, с которыми он виделся очень редко, на юге Франции. Совершенно один. Однако известно, что еще в феврале 1951 г. Александр Александрович проживал в Париже, интересовался советской авиацией и, думается, гордился ее успехами. В газете «Le Figaro», оставшейся в его архиве, встретились аккуратные подчеркивания характеристик самолетов и вертолетов, построенных в СССР.
Первый инженер-конструктор российских самолётов граф Александр Александрович Чернышев-Безобразов скончался 25 мая 1964 года. И если в дате его смерти расхождений нет, то кто-то "оставляет" его на юге Франции, кто-то пишет о Париже...
Графиня Мария Николаевна в последние годы зарабатывала на жизнь перепродажей драгоценностей русских аристократок. Дети давно переехали в США. Сама же она умерла в Париже, предварительно продав в США письма сестер Романовых, которые достались ей от тетки, княгини А.А. Оболенской.
Очень жаль, что информация о подобных людях так мала, что её приходится искать буквально по крупицам. Думаю, и я совершенно спокойно прошла бы мимо биографии графа Александра Александровича Чернышева-Безобразова... Какие там самолёты? Я никогда не интересовалась этой темой! Но кусочек текста из статьи, опубликованной на "Тушинском хомяке", заставил порыться в различных источниках и открыть для себя новую историческую персону, совершенно несправедливо забытую российской историей... Ну а новые люди дают повод написать новые истории.
Источники:
https://www.flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28208.htm
Тримоноплан графа Александра Александровича Чернышева-Безобразова (forum24.ru)