Найти в Дзене
Вестник истории

Лучший лётчик Российской Империи

В начале XX века появляется новый род войск – воздушный флот. В России с подачи Великого князя Александра Михайловича открывались лётные школы, строились аэропланы, которые и должны были войти в состав будущих соединений. И уже на самой заре истории отечественной авиации появляются настоящие асы, среди которых особняком стоял Пётр Нестеров – лётчик, впервые исполнивший знаменитую «мёртвую петлю».

Штабс-капитан Нестеров в 1914 году
Штабс-капитан Нестеров в 1914 году

Жизнь прославленного аса была короткой, но насыщенной и богатой на события. Родился Пётр Николаевич Нестеров в 1887 году в Нижнем Новгороде, с отличием окончил кадетский корпус и начал готовиться к военной карьере.

Как и все первые лётчики, в авиацию Нестеров пришёл из других родов войск – начинал он свою военную карьеру, как артиллерист. Уже на заре карьеры он проявил себя, как настоящий знаток своего дела, за что был рекомендован к зачислению в Михайловское артиллерийское училище, одно из самых престижных в России.

Надо сказать, курсанты этого училища обучались не только артиллерийскому делу – немалую часть учебно-подготовительной программы занимало инженерное дело, физико-математические дисциплины. Неудивительно, что выпускники считались настоящими профессионалами своего дела и были очень ценными кадрами для армии.

-2

В 1906 году Нестерова назначают подпоручиком в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, расквартированную на Дальнем Востоке. Уже тогда Нестеров заинтересовался воздухоплаванием. Но до поры его интересовали не столько полёты, сколько возможность использовать летательные аппараты для корректировки артиллерийского огня. И в скором времени удача улыбнулась будущему асу: он сумел попасть в качестве наблюдателя во Владивостокскую воздухоплавательную роту. Командование высоко оценило идеи будущего лётчика, и вскоре он был прикомандирован к крепостному авиапарку. В скором времени, освоив управление аэростатом, Нестеров совершил свои первые полёты.

Однако в полной мере реализовать свой потенциал Нестеров не смог – рота в скором времени была расформирована, а самого офицера отправили служить на Кавказ. Здесь судьба свела его с Артемием Кацаном – конструктором планеров. Нестеров всерьёз интересовался техническими возможностями аэростатов и задумал сконструировать такой летательный аппарат, который бы зависел не от погоды, а от человека.

Но по-настоящему судьбоносным событием для Нестерова стала встреча с конструктором Петром Соколовым, учеником Николая Жуковского. Случилось это в 1911 году, когда молодой офицер приехал в отпуск в Нижний Новгород. Там, в сарае Соколовых, и был собран планер, запущенный в воздух при помощи лошади. Полёт был недолгим и на сравнительно малой высоте – всего 2-3 метра. В скором времени Нестеров вместе с механиком Г.М. Нелидовым приступает к разработке нового, более совершенного летательного аппарата, и к концу лета проект был успешно завершён.

Нестеров и Нелидов
Нестеров и Нелидов

С той поры Нестеров окончательно принимает решение стать пилотом. В том же 1911 году он поступает на службу в лётную школу Санкт-Петербурга, а в 1912 году становится военным лётчиком. Нестеров проявил себя, как настоящий знаток своего дела – он не только совершал полёты, но и постоянно участвовал в разработках проектов по совершенствованию летательных аппаратов. Надо сказать, ещё до выпуска Нестеров успел зарекомендовать себя с лучшей стороны, совершив тринадцатичасовой полёт, пролетев 750 верст на высоте 3400 метров, что было отличным результатом для асов того времени.

А спустя год, он совершил свой знаменитый финт, сделав в воздухе «мёртвую петлю». И надо сказать, здесь сыграл свою роль азарт молодого лётчика, стремившегося опередить французского аса Адольфа Пегу. 27 августа 1913 года аэростат «Ньюпор» совершил под Киевом знаменитый финт, навсегда вошедший в историю и сделавший Нестерова одним из самых блестящих лётчиков эпохи.

Журнал «Искра» отмечал:

Он сделал мёртвую петлю в Киеве на Сырецком военном аэродроме 27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, где сказано, что Нестеров, действительно, совершил в это день «полёт по замкнутой кривой в вертикальной плоскости или так называемую мёртвую петлю». Уже после Нестерова французский авиатор Пегу, узнав об опыте русского авиатора, совершил в Париже свою первую мёртвую петлю. 11 мая с. г. Нестеров совершил большой перелёт из Киева в Гатчину, покрыв 1.200 вёрст в 8 часов. Он вылетел из Киева около 3-х часов утра, захватив с собою в качестве пассажира унтер-офицера киевского авиационного отряда Нелидова. Всё время Нестеров летел на высоте 600 метров со средней скоростью 125 вёрст в час. Своим последним перелётом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полёта, на скорость, на скорость с пассажиром и т. Д
Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю. Нижний Новгород
Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю. Нижний Новгород

Не забывал он и о технических наработках. Время от времени он посылал в штабы чертежи и проекты, призванные усовершенствовать имеющиеся в воздушном флоте модели. Возможно, Нестеров вошёл бы в историю, как гениальный лётчик и изобретатель, но грянувшая в 1914 году война изменила его жизнь.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны авиация поначалу использовалась преимущественно в разведывательных целях. Бомбардировки осуществлялись при помощи ручных гранат. Нестерова отправили в Карпаты, где во время битвы за Галицию он успел проявить изрядную изобретательность. Во время полётов он использовал тросы, именуемые «кошкой» для сбития вражеских аэропланов. Не меньше он запомнился тем, что впервые осуществил ковровую бомбардировку позиций противника. Пролетая над расположением австрийских частей, он отстёгивал от борта трос, на котором крепились артиллерийские снаряды.

Каждый такой полёт наносид ощутимый урон австрийским войскам. Дошло до того, что командование австро-венгерской армии объявило награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова, который раз за разом придумывал всё новые способы борьбы с пехотой и авиацией противника. За недолгий срок он совершил 28 вылетов, что было очень солидной цифрой для того времени.

Однако в скором времени жизнь лучшего аса России оборвалась. 26 августа (8 сентября) Нестеров заметил над русскими позициями у города Жолквы австрийский аэроплан. Поняв, что противник готовит контратаку, лётчик устремился к своему самолёту. Он так торопился, что даже забыл пристегнуться.

-5

В те времена аэропланы не были оснащены пулемётами, потому лётчики, обычно, таранили друг друга в воздушном бою. Нестеров намеревался протаранить австрийский «Альбатрос» с помощью шасси и зайти на посадку. Однако здесь мастерство подвело лётчика – удар пришёлся не под тем углом, под которым рассчитывал Нестеров. Самолёт в результате развалился в воздухе, а сам Нестеров погиб. Однако он всё же сумел сбить вражеский аэроплан и спасти жизни сослуживцев.

Так закончился короткий, но очень насыщенный боевой путь лучшего лётчика Российской Империи. Нестеров по праву вошёл в историю, как один из лучших авиаторов начала века, и больше всего, конечно, мы знаем его, благодаря «мёртвой петле».

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!