Рассказываем, как оформить сотрудничество с самозанятым в 2023 году: обязательно ли заключать договор и какой он должен быть, чтобы не нарушить закон. А для начала вспомним, кто такие самозанятые и какие есть плюсы и минусы работы с ними.
Кто такие самозанятые
Самозанятые — физлица или индивидуальные предприниматели, которые платят налог на профессиональный доход (НПД). Профессиональным называется доход, который физлицо или ИП получает от ведения деятельности или использования имущества, при этом не имея работодателя и не привлекая наемных работников по трудовым договорам.
Переход на НПД позволяет предпринимателю легально вести бизнес и получать доход от подработок, не рискуя получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Зарегистрироваться в статусе самозанятого может любое физлицо или ИП, за исключением случаев, которые указаны в ч. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Подробнее об этом расскажем дальше.
Какие налоги платят самозанятые
Физлица и ИП, оформившие самозанятость, платят с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4 % или 6 %. Налоговая ставка зависит от источника дохода. Если доход за товар, работы, услуги или имущественные права поступил от физического лица, то ставка 4 %. А если доход за товар, работы, услуги, имущественные права поступил от ИП для использования при ведении предпринимательской деятельности или от юрлица, то ставка — 6 %.
Кто может стать плательщиком НПД
Закон об НПД не перечисляет все допустимые виды деятельности, но содержит условия, которые помешают перейти на спецрежим. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ, самозанятыми не могут стать те, кто:
- Перепродают товары и имущественные права. Исключение: продажа имущества, которое использовали для личных, домашних и подобных нужд.
- Торгуют подакцизными и маркированными товарами.
- Добывают и продает полезные ископаемые.
- Ведут предпринимательскую деятельностью в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров.
- Доставляют товары с приемом денежных средств в пользу других лиц. Исключение: доставка, при которой покупателей рассчитывают на онлайн-кассе, зарегистрированной на продавца.
- Имеют работников, с которыми состоят в трудовых отношениях.
- Применяют другие специальные налоговые режимы или ведут предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ (кроме случаев, которые предусмотрены в ч. 4 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
- В текущем календарном году получили доход, который учитывается при определении налоговой базы, свыше 2,4 млн рублей.
Поэтому, если ваш подрядчик утверждает, что он самозанятый, и при этом занимается продажей духов, не поддавайтесь — вас пытаются обмануть.
Чем имеет право заниматься самозанятый:
- сдавать в аренду жилые помещения;
- консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
- предоставлять юридические услуги;
- продавать товары своего производства;
- заниматься копирайтингом, маркетингом, дизайном и т.д.
Полный перечень разрешенных видов деятельности для НПД доступен в приложении «Мой налог» при регистрации самозанятости.
Плюсы работы с самозанятыми
Не нужно думать о налогах. Самозанятый сам платит налоги. Вы перечисляете исполнителю оговоренную сумму сразу, без дополнительных удержаний. Самозанятый уплачивает налог в размере 4 % или 6 % от полученной суммы.
Не нужно платить страховые взносы. Работая с самозанятыми по договору или без, вы не перечисляете деньги в Социальный фонд России, а за работника в штате приходится отчислять в СФР до 30 % от зарплаты: на обязательное медицинское и пенсионное страхование, на случай временной нетрудоспособности, в том числе в связи с материнством. Предприниматель на НПД сам отчисляет часть заработка в СФР добровольно, если хочет получать выплаты во время декретного отпуска или другие пособия.
Большой выбор кандидатов. Когда компания работает с самозанятыми, она может выбирать между исполнителями из всех уголков России, что помогает найти подходящих специалистов без необходимости выделять бюджет на прием сотрудника в штат.
Меньше бюрократии и затрат на организацию работы. Самозанятые не сотрудники компании, поэтому не придется тратить время и деньги на то, чтобы обеспечить для них комфортные условия. Рабочий компьютер, место в офисе, кофе и прочее — всем этим самозанятый снабжает себя сам.
Минусы работы с самозанятыми
ФНС и трудовая инспекция могут счесть договор трудовым и начислить штраф. Если сотрудник каждый день выполняет одни и те же задачи, работает по графику и получает фиксированную оплату каждый месяц, отношения с самозанятым могут признать трудовыми, невзирая на его статус. Если это случится, ФНС доначислит работодателю НДФЛ и страховые взносы с момента начала сотрудничества, а еще может потребовать заплатить штраф за несвоевременную уплату налогов.
Кроме того, эта история привлечет трудовую инспекцию для внеплановой проверки вашей компании. А по результатам проверки юрлицо, которое по документам считалось заказчиком, могут оштрафовать на сумму до 100 тысяч рублей в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
ФНС может заподозрить уход от уплаты налогов. Поэтому рекомендуем перед заключением договора проверить, что контрагент не является вашим работником и не состоял с вами в трудовых отношениях в течение последних двух лет до даты заключения договора.
Самозанятый может потерять статус, и ФНС придет к вам. Человек, с которым вы работаете, может оказаться обычным физлицом, если он намеренно скрыл правду или не знал о том, что его статус аннулирован. Например, если его доход превысил 2,4 млн рублей в год. При этом уведомления от налоговой не будет.
В этом случае ФНС обяжет вас заплатить НДФЛ с перечисленной исполнителю суммы, внести страховые суммы за всё время сотрудничества, а также уплатить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, проверяйте статус исполнителя перед каждой выплатой и пропишите в договоре условие о том, что самозанятый обязан предоставить скриншот с сайта ФНС о статусе самозанятого на дату договора, приложения и акта. Он также обязан незамедлительно уведомить вас о прекращении применения контрагентом специального налогового режима.
Сложно планировать работу. Большинство самозанятых ведут несколько проектов одновременно. Чтобы избежать срыва сроков, нужно четко выстроить работу с самозанятым и мотивировать его выполнять свои обязательства.
Обязательно ли заключать договор
Нет, заключать договор с самозанятым закон не обязывает. Но контракт защищает интересы обеих сторон, делает их сотрудничество прозрачным.
- Наличие договора обеспечивает защиту прав и интересов компании. Соглашение определяет условия сотрудничества, расценки, сроки, гарантии, заказанные услуги и товары.
- Договор поможет предотвратить недоразумения и конфликты между заказчиком и самозанятым. В договоре должны быть четко определены права и обязанности каждой стороны, это уменьшает риск возникновения споров.
- Заключение договора помогает сторонам обеспечить налоговую и финансовую прозрачность. Если в контракте определена стоимость услуг и сроки оплаты, сторонам проще учитывать свои доходы, расходы и выплаты по налогам.
- Договор способен помочь компании защитить свою интеллектуальную собственность. В соглашении можно определить условия использования работ самозанятого, ограничить их распространение и передачу третьим лицам, а еще указать момент перехода заказчику исключительных прав на работы.
Какие договоры заключают с самозанятым
Для оформления отношений с самозанятыми подходит договор гражданско-правового характера (ГПХ). При заключении договора ГПХ исполнитель и заказчик не вступают в трудовые отношения.
Закон не предусматривает специальную форму документа для плательщиков НПД. Достаточно указать все важные условия, такие как сроки, стоимость, ответственность сторон и иные детали, чтобы избежать конфликтов в будущем.
Предмет гражданско-правовых отношений — результат работы или услуги исполнителя. Например, заказчик обязуется принять прототип сайта в определенный срок. Сам процесс при этом заказчику не очень важен, но при желании можно прописать сроки промежуточного контроля.
Договор ГПХ оформляется на конкретный срок, например на год. Если вы хотите продолжить сотрудничество, договор перезаключается на новый срок.
Исполнитель получает вознаграждение на основании двустороннего акта выполненных работ.
Чаще всего с самозанятыми заключают договоры подряда, возмездного оказания услуг и авторского заказа. Сравним их по основным признакам: тип деятельности, результат, кому подходит.
Стороны могут заключить и смешанный договор — когда один документ содержит элементы различных договоров. Главное, чтобы услуги или работы были в перечне допустимых для самозанятости. К примеру, плательщик НПД должен выполнить ремонт оборудования, а затем проводить техобслуживание в течение года. В этом случае стороны заключают смешанный договор — подряда и возмездного оказания услуг.
Пример смешанного договора с самозанятым — контракт на создание и поддержку сайта для компании. В рамках такого соглашения самозанятый выполняет работы по созданию и настройке сайта (что соответствует признакам договора подряда), а также берет на себя обслуживание сайта, например, наполнение контентом или обновление информации (что соответствует признакам договора возмездного оказания услуг).
Как заключить договор с самозанятым
Шаг 1. Проверить регистрацию самозанятого
Самый простой и надежный способ — проверить исполнителя на сайте Федеральной налоговой службы. Это бесплатно. Достаточно ввести ИНН человека и дату, на момент которой вы хотите узнать статус.
Если сервис ФНС показал, что человек с указанным ИНН — плательщик налога на профессиональных доход, вы можете заключать с ним договор ГПХ. А еще значит, что чеки, которые самозанятый сформировал в приложении, действительно уходят в налоговую, и вы можете учитывать их в расходах.
Шаг 2. Запросить документы
Что нужно для составления договора:
- скан-копия или фотография паспорта (разворот с основными данными, страница с пропиской);
- скриншот с сайта ФНС о статусе самозанятого на дату договора;
- скан-копия или фотография ИНН;
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- реквизиты банка (наименование банка, БИК, ИНН, к/c, р/c получателя);
- адрес фактического проживания для отправки оригинала договора на подпись (если нет возможности использовать электронную подпись).
Шаг 3. Составить договор
Итак, вы проверили статус исполнителя, собрали его данные и выбрали тип договора: подряда, возмездного оказания услуг или авторского заказа. На последнем этапе важно добавить в контракт все условия, которые защитят интересы каждой из сторон.
Исполнитель и заказчик. В шапке договора укажите, кто и с кем работает, а также пропишите налоговый статус исполнителя: «Петрова А. А. зарегистрирована в ФНС в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в соответствии с ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ».
Предмет договора. Сделайте акцент на том, что работа по этому договору проектная и нацелена на определенный результат. Укажите, что должен сделать исполнитель и в какой срок.
Права и обязанности сторон. Закрепите обязанность исполнителя оказывать услуги и выполнять работы лично. Укажите порядок оказания услуг и работ и предоставления отчетности. Если договором предусмотрена поэтапная сдача результатов, укажите сроки сдачи этапов.
Порядок расчетов. Пропишите, как, когда и сколько вы платите за работу:
- способ расчета, например, передача наличных или перевод на расчетный счет;
- сроки оплаты.
Еще важно добавить в текст соглашения пункт о том, что исполнитель обязуется сформировать и передать заказчику кассовые чеки в определенный срок с момента совершения оплаты стоимости работы или услуги заказчиком.
Ответственность сторон. Опишите, что произойдет, если стороны не выполнят свои обязанности. Например, если исполнитель утратил статус самозанятого и не предупредил об этом, то обязан компенсировать убытки заказчика.
Работа с самозанятыми выгодна для компаний, которые ведут проектную деятельность, имеют краткосрочные задачи, нуждаются в дополнительных ресурсах. Привлечение самозанятых может сократить затраты. Главное при заключении договора максимально точно определить все условия сотрудничества и минимизировать возможные риски для обеих сторон.