Найти в Дзене

Фантаст Илья Варшавский был одним из последних, кто видел Маяковского перед самоубийством... Питерская фантастика-5. Илья Варшавский -1

После некоторого перерыва попробую возвратиться к хронопутешествиям в произведениях фантастов-ленинградцев. На очереди у нас Илья Иосифович Варшавский (14.12.1908 – 04.07.1974).

Илья Иосифович Варшавский (14.12.1908 – 04.07.1974).
Илья Иосифович Варшавский (14.12.1908 – 04.07.1974).

Варшавский окончил Высшее мореходное училище имени адмирала Макарова. Работал судовым механиком, потом инженером-конструктором на заводе «Русский дизель». В 1929 году в соавторстве с редактором ленинградской молодежной газеты «Смена» Николаем Слепневым и старшим братом Дмитрием Варшавским написал книгу «Вокруг света без билета» - нечто среднее между приключенческим романом и путевыми очерками. После этого до самого начала 60-х годов ничего не публиковал. Как писал критик Всеволод Ревич, возможно, Варшавского отвлекло от журналистики крупное изобретение в области электрохимии, которое он сделал по окончании училища. Он нашел способ оцинковывать (или хромировать) готовые изделия, не погружая их в гальваническую ванну, а с помощью особого пистолета, вроде современного краскораспылителя, как бы вынося процесс наружу. Испробовав эту технологию на железнодорожных вагонах, он перешел к подводным лодкам, одновременно добавляя в покрытие противообрастающий состав. К началу Великой Отечественной войны И. Варшавский - сотрудник одного из отделов завода "Русский дизель".

Илья Варшавский. Фото из авторского сборника "Тревожных симптомов нет". 1972 г.
Илья Варшавский. Фото из авторского сборника "Тревожных симптомов нет". 1972 г.

Будущий фантаст не был призван в действующую армию из-за травмы черепа: в детстве у него была удалена височная кость. Илья Варшавский работал на победу в Барнауле, но путь туда из Ленинграда был не гладок. Баржа, на которой он оказался, затонула в Ладожском озере, и ее пассажиры поздней осенью 1941 г. оказались в ледяной воде. Из полутора тысяч человек до берега добралось лишь около трехсот. Варшавскому удалось продержаться до прихода спасательного катера. На Алтае он оставался до 1949 года, а потом вернулся в Ленинград, снова на "Русский дизель", на котором и проработал еще почти двадцать лет.

Илья Варшавский был первым руководителем Ленинградского семинара писателей фантастов (в 1972 году его сменил Борис Стругацкий). Вёл на Ленинградском телевидении научно-популярную передачу «Молекулярное кафе». Отец писателя, Иосиф Викторович Варшавский, выпускник Цюрихского политехнического института, был инженером, специалистом по тепловым двигателям. Мать - Клара Ильинична Варшавская, урождённая Гинзбург, член секции переводчиков СП СССР, тётка известной писательницы и переводчицы Риты Райт-Ковалёвой.

Илья Варшавский.
Илья Варшавский.

В прошлом году я размещал на Дзене запись о том, как Илья Иосифович, будучи уже немолодым человеком, в результате спора со своим сыном-кибернетиком Виктором Варшавским о качестве и значении литературной фантастики, которую терпеть не мог и считал ерундой, неожиданно оказался в рядах писателей-фантастов. Остроумные короткие рассказы, созданные после этого спора, понравились и Виктору, и жене Варшавского. Ближайшие родственники стали первыми читателями "молодого" пятидесятилетнего автора. Супруга Варшавского Луэлла позже рассказывала, что Виктор в разговоре с переводчиком Станислава Лема Дмитрием Брускиным как-то заявил: «Что там твой Лем, ты приходи к нам, почитай моего папу!». Брускин пришёл, папочку с рассказами Ильи Иосифовича прочёл и отнёс её в ленинградский Союз писателей. А далее события развивались примерно так, как вспоминает писатель Андрей Балабуха в своём предуведомлении к рассказам Варшавского в журнале "Даугава", которое я недавно здесь выкладывал: комиссия по научно-популярной и научно-фантастической литературе рекомендовала малую прозу Ильи Варшавского к публикации, направив соответствующее письмо в Лениздат. Через пару лет, 1964 году, в этом издательстве и вышла тиражом 65 тыс. экземпляров первая фантастическая книжка Варшавского под названием «Молекулярное кафе».

С 1962 г. отдельные вещи ещё не признанного тогда мастера короткой формы стали выходить в газетах, журналах и сборниках. Дебютировал Варшавский в фантастике рассказом «Роби» (журнал «Наука и жизнь», № 4 за 1962 г.). С момента появления этого рассказа до смерти Ильи Варшавского в 1974 г. прошло двенадцать лет, за это время он написал около сотни рассказов и две повести, большая часть из этих произведений вошла в пять прижизненных авторских сборников писателя.

Попутно не могу не сказать несколько слов о жене Варшавского Луэлле Александровне (1910-2002). Луэлла была дочерью профессионального революционера, члена РСДРП с 1896 года, Александра Михайловича Краснощёкова (Авраама Моисеевича Краснощёка, 1880-1937), который эмигрировал в 1902 г. в Германию, а в 1903 уехал из Берлина в США, работал там сначала портным и маляром, а позднее, закончив университет, адвокатом. В 1917 с женой и двумя детьми через океан и Японию возвратился в российский Владивосток, возглавил Дальсовнарком, а в 1920 стал президентом Дальневосточной республики. Жизнь этого человека, занимавшего высокие должности, пользовавшегося поддержкой Ленина, по несколько раз сидевшего и при царе, и при большевиках достойна отдельной книги (такая книга, между прочим, написана и даже не одна). Женился Краснощёков ещё в США на Гертруде Тобинсон, девице родом из Варшавы, члене компартии США, там у них и родилась дочь Луэлла – Люля (кстати, Люля появляется в рассказе Варшавского «Молекулярное кафе» из одноименного сборника).

Люля.
Люля.

Жена Краснощёкова с шестилетним сыном через некоторое время вернулась в США, а дочь осталась с отцом. Отъезду матери из Советской России в немалой степени способствовал бурный роман Александра Краснощёкова с Лилей Брик, музой Маяковского, случившийся в 1922 г. В этом же году Краснощёков занял пост председателя созданного им Промбанка, в этом же году его приговорили к шести годам за растраты. В 1925 г. Краснощёкова освободили по амнистии, он снова занимал различные посты, возглавлял Главное управление новых лубяных культур Наркомзема СССР и Институт нового лубяного сырья, но в 1937 г. его всё-таки расстреляли (реабилитирован в 1956 г.).

После первого ареста Краснощёкова Лиля Брик стала приёмной мамой двенадцатилетней Луэллы. Девочка в то время много общалась с Владимиром Маяковским и кругом друзей странного любовного треугольника "Осип Брик-Лиля Брик-Маяковский". Между прочим, известное фото: Осип Брик, Лиля Брик и Маяковский – сделала юная Луэлла.

Брики и Маяковский. Эту фотографию в 1927 или 1928 г. сделала юная Люля, падчерица Лили Брик.
Брики и Маяковский. Эту фотографию в 1927 или 1928 г. сделала юная Люля, падчерица Лили Брик.

Луэлла выросла, стала настоящей красоткой, её заприметил Лев Кассиль, позвал замуж, перед свадьбой они поехали в Ленинград и тут Илья Варшавский, выпускник ленинградской мореходки, в квартиру родственницы которого Кассиль неосторожно поселил Люлю, молниеносно отбил Люлю у Кассиля. В декабре 1929 года Илья Варшавский и Луэлла Краснощёкова поженились.

В начале пятидесятых Луэлла Варшавская написала короткие воспоминания о своей жизни рядом с Бриками и Маяковским "Что я помню о Володе". В них есть строки, из которых ясно, что Илья Варшавский (Аля), вечером 13 апреля 1930 года, накануне самоубийства Маяковского, посещал квартиру в Гендриковом переулке и видел поэта в очень плохом настроении: "Вечером Володя сидел за накрытым столом один и пил вино. Так его в последний раз видел Аля. Аля пришел домой и сказал, что Володя очень мрачен. "Я никогда не видел Владимира Владимировича таким мрачным". Таким образом, будущий писатель Варшавский был одним из тех, кто последним видел Маяковского в живых...

О Лиле Брик Луэлла Варшавская всегда отзывалась положительно, а вот её воспоминаний о собственной матери я не нашёл. Есть сведения, что Гертруда Борисовна Тобинсон в Советский Союз всё же вернулась и даже заведовала библиотекой книг на иностранных языках Президиума АН СССР.

Сын Ильи Варшавского учёный Виктор Варшавский (слева) с коллегами. Справа - его зять Вадим Смоленский. Фото из текста воспоминаний Вадима Смоленского "Кремниевый Моцарт".
Сын Ильи Варшавского учёный Виктор Варшавский (слева) с коллегами. Справа - его зять Вадим Смоленский. Фото из текста воспоминаний Вадима Смоленского "Кремниевый Моцарт".

История семьи ленинградского фантаста Ильи Иосифовича Варшавского любопытна, откуда ни посмотри… Его сын Виктор Варшавский (1933 – 2005), с которым писатель когда-то спорил о сути и значении фантастики, стал известным кибернетиком, профессором, доктором технических наук. Виктор Ильич сыграл большую роль в становлении кибернетики и искусственного интеллекта в СССР. Работал в СССР, Японии и Израиле. Дочь Виктора Варшавского Елена вышла замуж за Вадима Смоленского, который написал интересные воспоминания о своём тесте «Кремниевый Моцарт (памяти В. И. Варшавского)». В них есть смешные строки о том, что Виктор Варшавский поначалу насторожённо относившийся к жениху дочери, воодушевился после того, как узнал его фамилию. Ведь поменять фамилию Варшавская на фамилию Смоленская, по меньшей мере, оригинально.

Отец Вадима Смоленского Вячеслав Смоленский (вы ещё не запутались? это, если по-простому – сват кибернетика Виктора Варшавского) в самом начале нулевых сделал видеозаписи бесед с Луэллой Варшавской прабабушкой его внуков, сложившиеся в любопытнейший фильм из трёх частей «Трилогия о Люле»: 1. "Президент ДВР". Воспоминания об отце, А.М.Краснощекове, видном большевике, президенте Дальневосточной республики. 2. "Рядом с Маяковским и Брик". Воспоминания о годах, когда юную Луэллу взяла на воспитание Лиля Брик. 3. "Любовь". Воспоминания о муже, писателе-фантасте Илье Варшавском.

Внучка Ильи Варшавского Елена с сыновьями-близнецами Ильёй и Андреем. Фото из текста воспоминаний Ильи Смоленского "Моя жизнь с ДЦП".
Внучка Ильи Варшавского Елена с сыновьями-близнецами Ильёй и Андреем. Фото из текста воспоминаний Ильи Смоленского "Моя жизнь с ДЦП".

В браке Вадима Смоленского и дочери Виктора Варшавского Елены родились близнецы, правнуки Ильи Варшавского: Илья и Андрей. Со временем оба стали кандидатами наук: Андрей - математических, Илья - биологических. Илья Смоленский с рождения борется с церебральным параличом. Он рассказывает о своей болезни и жизни в любопытных воспоминаниях "Моя жизнь с ДЦП". Существуют незаконченные воспоминания и его деда, кибернетика Виктора Варшавского под названием "Поток сознания". Сын Ильи Варшавского, наверное, о многом мог бы рассказать, но до своих последних дней (а он умер о той же болезни, что и отец, от рака лёгких) занимался научной деятельностью, на мемуары времени у него оставалось мало...

Ох, не получилось у меня в этой записи добраться до хронофантастики Ильи Иосифовича Варшавского, отвлёкся я на путешествия по нетривиальным биографиям родственников писателя. Простите, в следующий раз постараюсь отработать основную тему. См. мой материал: "Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-5. Илья Варшавский-2".

Тех, кого эти короткие фрагменты биографий заинтересовали, отсылаю к видео с записью воспоминаний Луэллы Варшавской-Краснощёковой (ссылки выше), к ссылкам на воспоминания фигурантов, данным в тексте записи, а также к интернет-страницам и книгам о жизни отца Луэллы Александровны Александра Краснощёкова.

© Владимир Ларионов

#Варшавский #СоветскаяФантастика #ВаршавскаяЛуэлла #Маяковский #БрикЛиля #Краснощёков

Отечественная фантастика в моих материалах на Дзене:

Путешествия во времени в советской фантастике-9. Питерская фантастика-6. Илья Варшавский-2

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")

90 лет со дня рождения Бориса Стругацкого. Разговор с писателем из моей книги "Беседы с фантастами"

В фантастическое будущее - с фантастическим прошлым!

Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы

Геннадий Прашкевич: "Нет плохих новостей из Сиккима..."

"На оранжевой планете" Леонида Оношко

Лётчик-фантаст Георгий Реймерс, автор книги «Северная корона»

Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия

Советская космическая фантастика 50-х и 60-х: "Дети Земли" Георгия Бовина