Приветствую вас, уважаемые читатели канала!
В начале 1983 года группа японских инженеров из машиностроительной компании «Тошиба» прибыла в Ленинград, центр российского судостроения со времен Петра Великого, и прошла через задние ворота хорошо охраняемого Балтийского завода. Там они кропотливо собрали станки с компьютерным управлением стоимостью более 17 миллионов долларов, используемые для изготовления корабельных гребных винтов.
В течение следующих 18 месяцев инженеры возвращались в Советский Союз примерно полдюжины раз. Работая вместе со специалистами по компьютерам из государственной норвежской компании, они точно настроили четыре внушительных машины, каждая из которых возвышается на два этажа и весит 250 тонн.
В рамках сделки Советский Союз даже получил пятилетнее соглашение об обслуживании.
Для японских и норвежских таможенников, разрешивших отгрузку оборудования, это была очередная коммерческая сделка, все экспортные лицензии были в порядке.
Подробная реконструкция продажи, основанная на опросах в США, Европе и Японии, показывает, насколько легко система экспортного контроля дала сбой.
Следствие показало, что многие правительства стран НАТО в значительной степени зависели от правдивости компаний, которые в свою очередь следовали корпоративному этикету, чтобы удовлетворить нового крупного клиента: Советский Союз.
Это оборудование занимало первое место в списке технологий, которые западные союзники и Япония запрещали экспортировать в советский блок, и представители разведки пришли к выводу, что это оборудование позволило советскому подводному флоту избегать обнаружения.
Военно-морской флот заявляет, что устранение ущерба обойдется Соединенным Штатам в 1 миллиард долларов или более.
«Если все это убрать, — сказал Стивен Д. Брайен, глава отдела управления экспортом министерства обороны, — эти люди причинили ужасный ущерб ради еще одной продажи».
С тех пор как о диверсии стало известно, она получила большой резонанс в альянсе НАТО.
Возмущение американцев по поводу инцидента вызвало серьезные трения между тремя близкими военными союзниками — США, Норвегией и Японией. Пентагон обвинил Японию в том, что она позволила этой технологии ускользнуть, а затем в течение года медлила с представлением доказательств диверсии. Американцы также не доверяют результатам расследования Норвегии, которое пришло к выводу, что участие страны ограничивалось работой одного сотрудника-отступника.
Только в мае 1987 были арестованы два сотрудника японской компании и британский сотрудник норвежской компании Kongsberg Vaapenfabrikk, ожидаются новые аресты в Японии. Тем временем президент Toshiba Machine и два других высокопоставленных чиновника компании подали в отставку.
В нелегальном экспорте Советского Союза или его союзников нет ничего нового. Нет никаких доказательств подкупа, и, похоже, не прилагалось ни каких усилий, чтобы скрыть место назначения оборудования, отправив его через третьи страны.
Даже мотивы кажутся необычными для такого рода дел: сотрудники Toshiba и Kongsberg, очевидно, хотели просто поддержать свои компании, а не получить личную прибыль.
Попытка оценить ущерб
Оценить реальный ущерб национальной безопасности было сложно. Чиновники администрации Рейгана утверждали, что это было почти непоправимо, потому что производство бесшумных винтов с новыми машинами обойдется Советскому Союзу гораздо дешевле, чем Соединенным Штатам разработка передовых датчиков, чтобы компенсировать потери.
«Пугает не то, насколько хороши сегодня Советы, — сказал Норман Полмар, военно-морской аналитик и писатель, — а то, как быстро они совершенствуются».
Другие эксперты возражают, что министерство обороны чрезмерно драматизирует ущерб, возможно, чтобы поддержать свои позиции в Конгрессе в отношении проектов разработки подводных лодок и усовершенствований противолодочной обороны.
Они указывают, что простое приобретение инструментов само по себе не позволило бы русским изготавливать новые винты. Передовые технологии компьютерного проектирования, всестороннее тестирование и строгий контроль качества — все это необходимо для полноценного использования оборудования.
Американцы хотели получить доказательства виновности Toshiba и получили:
11 февраля 1992 года подводная лодка К-276 проекта 945 «Барракуда» столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытное слежение за кораблями ВМФ России в районе учений у острова Кильдин, в российских территориальных водах.
В результате столкновения у К-276 была повреждена рубка. Ситуация американской атомной субмарины оказалась более тяжелой, она с трудом сумела дойти до своей базы, после осмотра лодку решили не восстанавливать, а вывести из состава флота США.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.