“Всю жизнь меня преследовало одиночество. Повсюду: в барах, в машинах, на тротуарах, в магазинах — повсюду. От него не убежать. Господь создал меня одиноким.”
Сегодня мы поговорим о фильме, удостоенном “Золотой пальмовой ветви” на Каннском кинофестивале 1976 года, а также являющимся 4х-кратным номинантом на “Оскар” и 2х-кратным номинантом на премию “Золотой глобус”. Речь идет о картине Мартина Скорсезе “Таксист” 1976 года с Робертом де Ниро в главной роли.
Фильм рассказывает историю ветерана Вьетнамской войны Трэвиса Бикла, который вследствие психологического надлома страдает от хронической бессонницы, а потому решает начать работать в такси по ночам. Однако улицы Нью-Йорка в это время превращаются в рассадник наркоманов, проституток и прочих людей, совокупность которых главный герой называет “Грязью”. В какой-то момент Трэвис покупает оружие и решает самолично их истребить.
“Таксист” не раз подвергался критике, создателей обвиняли в распространении “правых” ценностей и “квази-фашистских” социально-политических взглядов.
Работа Скорсезе повествует о том, как человек сходит с ума, под влиянием общества, ПТСР и одиночества. Протагонист действительно очень одинок. У него нет девушки, близких друзей, а с родителями он изредка общается через письма. Все это становится причиной его социофобии. Бикл искренне ненавидит всех людей ночного Нью-Йорка, не пытается вклиниться в социум, а симпатию проявляет только к Бетси, однако, по глупости самого Трэвиса, их общение прерывается. Герой пытается направить на путь исправления 12-летнюю проститутку Айрис, что ему также не удается. Все это сводит его с ума, он не просто становится полностью отстранённым от окружающих, он неуместен, оставаясь наблюдателем.
Кинокартина не о человеке, который решил бороться с окружающей его действительностью, он о психологическом распаде, одиночестве и жажде смерти. Трэвис несчастен и у него нет смысла жизни. Последний поступок персонажа Роберта де Ниро скорее трактуется как попытка самоубийства, нежели геройство. Концовка вызывает вопросы, в частности к реальности этих событий.
Фильм стоит рекомендовать людям, которые не впитывают все увиденное как губка. Я рекомендую к просмотру в полном одиночестве, чтобы полностью погрузиться в атмосферу ночного Нью-Йорка, познакомится с Трэвисом Биклом и попытаться разобраться в его мыслях, прокатившись с ним по ночным улицам, кишащим преступностью и наполненными отсутствием морали и приличия.