Усадебное место с нынешним адресом ул. Куйбышева, 30 в середине позапрошлого века было поделено между двумя хозяевами – купцом Ф.Т. Аксеновым, выстроившим в 1853-м году по улице каменный одноэтажный флигель, и мещанкой П.А. Фадеевой, проживавшей с 1850-го года в избе-землянке в глубине двора.
Объединение домовладений произошло в 1881-м, когда новый владелец – И.К. Ремезов – купив обе доли участка, выстроил на месте флигеля двухэтажный каменный дом по «образцовому» проекту, а вместо ветхой землянки – каретник, конюшню и дровяник. Как сообщают окладные книги, «все строения каменные, крыты железом». Пространство городской усадьбы использовалось очень рационально: под крышей каретника обустроили пространство для сушки белья, а над конюшней разместили сеновал.
8 апреля 1905-го года произошла очередная смена хозяев, и новым владельцем усадьбы, заодно и соседом Прагеров стал Я. Г. Гонелин – самарский «временный купец», коллежский советник и врач по «по глазным, грудным и накожным болезням».
По имеющимся данным, родившийся в 1859-м году в Могилеве Янкель Нахимович получил диплом «лекаря по детским болезням» в 1885-м году, принял православие, стал зваться Яковом Григорьевичем Гонелиным и дослужился до чина коллежского асоветника, дающего право на потомственное дворянство.
Причины и точная дата приезда в Самару неизвестны, но записи церковных книг Вознесенского собора сообщают, что 14 ноября 1893-го года у него родился и спустя два дня был окрещен сын Григорий. Проживал Яков Гонелин с семьей на квартире в доме нотариуса Арсения Кавского на нынешней Куйбышева, 54, в съемном помещении соседнего дома Барановых (Куйбышева, 56) вел прием. Будучи «временным купцом», то есть предпринимателем, в городских медицинских учреждениях не служил, оставаясь «вольнопрактикующим лекарем».
Купив на той же Дворянской дом , Гонелин сразу приступил к его перестройке – и к маю 1906-го на месте неброского «образца рядовой провинциальной застройки» появился эффектный особняк «западноевропейского» облика.
Архитектурное решение отличается эффектным сочетанием гладкой и рельефной штукатурки и гармоничным сочетанием декоративных элементов. В левой части 8-осевого фасада раскрыта проездная арка во двор, декорированная крупным клинчатым рустом по верхнему краю и квадровым рустом с отделкой «под шубу» по бокам.
в правой части – парадный вход, оформленный полукруглыми пилястрами и рустованной коробовой аркой с рокайльным орнаментом и картушем в центре с монограммой нового владельца - переплетенными вензелями «ЯГ». Прямоугольные оконные проемы первого этажа декорированы гладким замковым камнем на рельефном фоне, окна второго этажа имеют полуциркульные перемычки и оформлены наличниками с кронштейнами в средней части, рустом – в верхней и акантовым кронштейном на месте замкового камня.
Надоконный декор по краям окон имитирует триглифы, в уровне первого этажа в межоконных простенках разместились богато декорированные в верхней части рустованные пилястры с крупными акантовыми кронштейнами на месте капителей. Фриз богато украшен поясками мелких сухариков нишами с растительным орнаментом, полосой бус, горизонтальным шнуром и кронштейнами.
Главным акцентом фасада служит высокая вытянутая аттиковая стенка в левой части с сухариками и круглой нишей, имитирующей окно-люкарну с наличником и замковым камнем. Вертикаль левого аттика «поддержана» центральной фигурной аттиковой стенкой с круглым окном-люкарной. Что интересно, налог за участок и недвижимость Яков Григорьевич Гонелин уплатил вперед – до 1918-го года включительно. Как показали ход истории – дальше и не потребовалось!
Послереволюционная судьба самарского доктора Гонелина
неизвестна, а вот про сына Григория есть что рассказать. Родившийся в 1893-м году в Самаре личный дворянин православного вероисповедания после окончания в 1911-м году Первой самарской мужской гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1914-м был призван на военную службу.
Окончил артиллерийские курсы и выдержал экзамен на чин прапорщика артиллерии. Воевал в составе артиллерийской бригады, в годы Гражданской войны – на стороне «белых» в конноартиллерийском дивизионе атамана Семенова. По политическим убеждениям был монархистом-легитимистом. Понятно, что после победы большевиков с такой биографией следовало от новых властей держаться подальше – и Григорий Гонелин в ноябре 1922-го года оказался в Маньчжурии. Служил в городе Мукдене секретарем отделения БРЭМа – бюро российских эмигрантов.
Но, как известно, хлеб чужбины горек: в 1945-м Г.Я. Гонелин вернулся в СССР. 27 октября был арестован УКР «СМЕРШ» Забайкало-Амурского военного округа и 27 июня 1946-го приговорен по ст. 58-2-11 УК РСФСР к 8-ми годам лагерей. Реабилитирован 20 октября 1989г. вероятно, уже посмертно. Почему «вероятно» - а потому, что Григорию Гонелину удалось-таки после освобождения вернуться в родную Самару и прожить долгую жизнь! Сохранилось написанное каллиграфическим почерком заявление Григория Яковлевича в тогдашний Райсобес о предоставлении каких-то услуг. Дата заявления – 20 декабря 1975-го , так что «заявителю» на тот момент уже исполнилось 82 года.
Что касается прекрасного особняка Гонелиных – после революции он превратился в жилой дом с коммуналками. Состояние его к настоящему времени плачевно, но недавнее включение в реестр ОКН вселяет некоторые надежды.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете