Найти в Дзене

В Самару! "Пионеры" модерна и особняк Барановой в "глиняных" тонах

«Пионерами» самарского модерна признаны особняк доктора Эрна на Чапаевской и Исайи Либерфорта – «Дом с балконом Джульетты» - на ней же. А вот их ровесник и «собрат по стилю»» на Куйбышева, 56 вниманием несправедливо обделен. Хотя тоже признан объектом культурного наследия История усадьбы на улице Дворянской поблизости от Алексеевской площади отражена в документах с 1880-го года, когда прежний хозяин – мещанин С. Болотин - продал долго пустовавшее после пожаров усадебное место А.С. Гребенщикову. Новый хозяин выстроил подобающий главной городской улице двухэтажный каменный дом с подвалом, мезонином и кладовыми во дворе, а с 1902-го года в окладных книгах по сбору налогов с недвижимости владелицей указывалась уже госпожа Баранова. Социальный статус, семейное положение и родственные связи госпожи Барановой точно неизвестны. Можно лишь предположить, что приходилась супругой крупному строительному подрядчику, почетному гражданину И.А. Баранову, построившему, в том числе, знаменитые Гусарск

«Пионерами» самарского модерна признаны особняк доктора Эрна на Чапаевской и Исайи Либерфорта – «Дом с балконом Джульетты» - на ней же. А вот их ровесник и «собрат по стилю»» на Куйбышева, 56 вниманием несправедливо обделен. Хотя тоже признан объектом культурного наследия

"Дополнительный этаж" над проездной аркой - тоже находка модерна. Фасад до реставрации... Фото - яндекс-картинки
"Дополнительный этаж" над проездной аркой - тоже находка модерна. Фасад до реставрации... Фото - яндекс-картинки

История усадьбы на улице Дворянской поблизости от Алексеевской площади отражена в документах с 1880-го года, когда прежний хозяин – мещанин С. Болотин - продал долго пустовавшее после пожаров усадебное место А.С. Гребенщикову. Новый хозяин выстроил подобающий главной городской улице двухэтажный каменный дом с подвалом, мезонином и кладовыми во дворе, а с 1902-го года в окладных книгах по сбору налогов с недвижимости владелицей указывалась уже госпожа Баранова. Социальный статус, семейное положение и родственные связи госпожи Барановой точно неизвестны. Можно лишь предположить, что приходилась супругой крупному строительному подрядчику, почетному гражданину И.А. Баранову, построившему, в том числе, знаменитые Гусарские Казармы. В пользу этого говорят и многочисленные дальнейшие перестройки усадьбы - сразу же после покупки новая хозяйка начала перестраивать дворовые службы. Судя по количеству поданных в Управу прошений, делала это многократно, а так же изменила фасад «главного» здания с учетом модных тенденций рубежа веков.

... и после. Фото - яндекс-картинки
... и после. Фото - яндекс-картинки

Новым приемом стало контрастное сочетание гладкой и рельефной отделки - оштукатуренные стены были окрашены в цвет густой охры и декорированы мелким камнем «под шубу» цвета серовато-коричневой сепии. Элементами модерна можно считать узкие оконные проемы, геометрическую форму декоративных элементов и асимметричную композицию фасада. В левой части, акцентированной рельефными лопатками и увенчанной парапетной стенкой сложной формы, раскрыта прямая проездная арка, декорированная крупным замковым камнем. Под венчающим карнизом с лучковым изгибом размещен массивный герб с фамильной символикой.

Фамильный герб под фигурной аттиковой стенкой. Яндекс-картинки
Фамильный герб под фигурной аттиковой стенкой. Яндекс-картинки

В правой части фасада раскрыт дверной проем парадного входа в жилые помещения. В первом этаже поле стен оштукатурено «под шубу» полностью, во втором штукатурка создает рисунок – имитацию пилястр. Вертикальные оконные проемы второго этажа декорированы гладкими наличниками с узкими лопатками в нижней части и поясами из пяти круглых дисков сверху. Широкий подкарнизный фриз прерывается вертикалями высоких каннелированных кронштейнов в виде волют, между ними разместились крупные объемные картуши с лентами и гирляндами.

 Реставрация - это, конечно, хорошо, только искажение прежнего благородного сочетания цветов печалит.  Фото - яндекс-картинки
Реставрация - это, конечно, хорошо, только искажение прежнего благородного сочетания цветов печалит. Фото - яндекс-картинки

Прямая парапетная стенка правой части фасада декорирована нишами с теми же вставками «под шубу». Еще присутствуют не типичные для модерна, «переходные» от эклектики элементы – разделяющий этажи сплошной карнизный пояс, замковый камень над проездной аркой – но новый стиль, что называется, уже схвачен за хвост!

Дом Пожидаевых с первым в Самаре магазином готовой одежды на нынешней Ленинградской, 53
Дом Пожидаевых с первым в Самаре магазином готовой одежды на нынешней Ленинградской, 53

Кто занимал торговые помещения внизу, неизвестно, а арендатором одной из квартир второго этажа некоторое время был петербургский дворянин, коллежский секретарь Сергей Александрович Богушевский.

трехчастное "модерновое" окно. Фото - яндекс-картинки
трехчастное "модерновое" окно. Фото - яндекс-картинки

Столичный уроженец, окончивший юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в Самару приехал в 1900-м году на службу в Крестьянском банке. Стал потомственным почетным гражданином Самары, членом попечительского совета гимназии сестер Харитоновых, вице-командором Самарского яхт-клуба – и состоял под негласным надзором полиции.

Редактор- газеты «Наблюдатель» С.А. Богушевский против редактора газеты «Волжское слово».
Редактор- газеты «Наблюдатель» С.А. Богушевский против редактора газеты «Волжское слово».

В 1911-м году решил открыть собственную независимую частную газету «Наблюдатель», основной задачей которой была погоня за популярностью. «Наблюдатель» специализировался на слухах, мнимых сенсациях, сплетнях и скандалах и отличался оперативностью, так что тиражи расходились моментально. Что ни день, появлялся компромат на солидных купцов и чиновников, так что «Наблюдателя» прозвали «Надзирателем». Вскоре пошли разговоры о шантаже журналистами «Наблюдателя» купцов – фигурантов их расследований, и 12-го ноября 1912-го года газету решением суда закрыли.

Карикатура из  «Самарского горчишника»,  Редактор С.А. Богушевский с газетой «Наблюдатель» у двери с вывеской с надписью: «Прием шантажистов после 9 вечера». Под карикатурой надпись: «Тсс... Барин спит».
Карикатура из «Самарского горчишника», Редактор С.А. Богушевский с газетой «Наблюдатель» у двери с вывеской с надписью: «Прием шантажистов после 9 вечера». Под карикатурой надпись: «Тсс... Барин спит».

В предреволюционные годы, как известно, ход событий ускорился, и дома Барановых это тоже коснулось – в течение 1916-го года трижды произошла смена владельцев. Особняк перешел сначала к г-ну Логусу, затем к Мюленбергу. Поскольку время было военное, носители немецких фамилий себя чувствовали некомфортно и Самару покидали, так что последним дореволюционным хозяином дома стал купец В.П. Пожидаев – брат Андрея Пожидаева, открывшего первый в городе магазин готовой одежды на Панской. После национализации в 1919-м году в особняке по-прежнему размещались квартиры и торговые помещения.

Изначальное цветовое сочетание охры на гладких участках фасада и темной сепии на "шершавых" - тоже одна из новаций модерна
Изначальное цветовое сочетание охры на гладких участках фасада и темной сепии на "шершавых" - тоже одна из новаций модерна

Несколько слов о дальнейшей судьбе Сергея Богушевского. После революции бывший редактор «Наблюдателя», предприниматель и дворянин остался в Самаре. Занимался чайной торговлей от треста «Центрочай», с новой властью не конфликтовал, в 1924-м переехал в Ленинград и даже получал пенсию по инвалидности. 28-го марта 1935-го года вместе с женой и сыном - студентом консерватории был на 5 лет выслан в Саратов, где вел курсы ликбеза в артели «Трудовой извозчик». 20-го октября 1937-го арестован, осужден "за контрреволюционную деятельность" тройкой НКВД , через месяц расстрелян, еще через 20 лет реабилитирован.

Многоярусный декор окон - под великолепными картушами с гирляндами ряд круглых дисков-медальонов, под окнами - ряд вертикальных объемных лопаток
Многоярусный декор окон - под великолепными картушами с гирляндами ряд круглых дисков-медальонов, под окнами - ряд вертикальных объемных лопаток

Бывший дом госпожи Барановой сейчас по-прежнему "в строю", даже отреставрирован. Правда, свойственное раннему ренессансу и возрожденное модерном благородное сочетание неярких "глиняных" цветов - охры и сепии - сейчас искажено, что немного искажает и первоначальный замысел.

Фото - https://vk.com/wall-106743923_5064
Фото - https://vk.com/wall-106743923_5064

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете