Найти тему
Muslim Politic

Обзор Аравийского п-ва: «победа Китая» в регионе; миграция предприятий ЕС в ОАЭ; оманский газ для ФРГ; и мн. др. за февраль-март 2023

Саудовская Аравия

Главным событием для страны и региона в целом, безусловно, стало подписанное 10 марта при посредничестве Китая соглашение с Ираном о постепенном восстановлении отношений. Мировые СМИ назвали произошедшее «победой Пекина» и «поражением Вашингтона».

The Washington Post пишет, что соглашение представляет собой «крупную дипломатическую победу КНР, поскольку страны Персидского залива видят, что США постепенно уходят с Ближнего Востока». The Wall Street Journal считает, что Белому дому «следует побеспокоиться». В то же время есть информация о том, что саудовцы заручились поддержкой американцев.

В свою очередь, арабские эксперты сошлись во мнении, что произошедшее является «ударом по Америке и Израилю и победой китайской дипломатии». Так, в Кувейте соглашение назвали «шагом в правильном направлении», ожидая, что оно «повысит стабильность в регионе, в т.ч. остановит войну в Йемене и реорганизует систему безопасности и стратегические вопросы в ряде стран Ближнего Востока».

В Катаре посчитали, что саудовско-иранский договор «положительно отразится на решении открытых проблем в регионе». В Ливане отметили, что реакция Эр-Рияда заключается в том, что «арабы умеют защищать свои интересы и без Запада». В Иордании прогнозируют, что данный договор «перекроит карту альянсов и союзов в регионе». В то же время ОАЭ уверены в том, что все это не обязательно означает отступление США и прогресс КНР в регионе.

Центр Карнеги полагает, что саудовско-иранское сближение представляет собой важный геополитический сдвиг на Ближнем Востоке и защищает Эр-Рияд от региональных последствий любой атаки Израиля на иранские ядерные объекты. Кстати, министр финансов КСА пообещал, что, если все пойдет по плану, они готовы инвестировать в иранскую экономику.

The Financial Times считает, что случившееся является попыткой королевства «выиграть время и перевести дух после того, как напряженность достигла невыносимого уровня, угрожающего планам королевства по достижению долгосрочных целей».

По мнению WSJ, «похоже, что саудовские лидеры намерены использовать более высокие цены на нефть для финансирования стремления страны стать игроком в мировой торговле с процветающей ненефтяной экономикой». Агентство Bloomberg пишет, что «в настоящее время КСА – это страна с твердой политикой, движимой национальными интересами. Это другое саудовское государство».

Примечательно, что ранее СМИ сообщали о готовности Эр-Рияда «нормализовать отношения с Израилем в обмен на ряд условий в области обороны и безопасности и развития гражданской ядерной программы». Несмотря на прошедшие в феврале «военные переговоры», администрация Дж. Байдена отклонила эти «большие просьбы». Именно после отказа Белого дома саудовцы и обратились к китайцам как к посредникам.

После подписания соглашения с Ираном Эр-Рияд начал реальные шаги и по налаживанию отношений с Сирией. Саудовские власти уже ведут переговоры с Дамаском о возобновлении консульских услуг, а агентство Reuters сообщает, что КСА и САР договорились открыть посольства.

Еще одним важным шагом стало одобрение правительством страны вступления в «Шанхайскую организацию сотрудничества». Кабмин одобрил меморандум о предоставлении королевству статуса партнера по диалогу ШОС, что является первым шагом, после которого КСА может быть предоставлено полноправное членство.

В экономическом плане ВВП страны впервые превысил триллион долларов. По данным на 2022 год, размер экономики Саудовской Аравии эквивалентен размеру экономик 16 арабских стран, вместе взятых. Также Эр-Рияд достиг профицита бюджета в размере $27,7 млрд. Доходы от нефти достигли рекордных $228,3 млрд, в то время как доходы, не связанные с нефтью, составили ок. $109,2 млрд. При таких доходах саудовские власти вполне могут позволить себе покупку 78 самолетов “787 Dreamliner” компании “Boeing” для «повышения глобальной конкурентоспособности».

Йемен

На фоне подписанного саудовского-иранского соглашения многие ожидают и деэскалацию йеменского конфликта. Движение «Ансар Аллах» («хуситы») высоко оценило договор между Эр-Риядом и Тегераном, подчеркнув, что регион «нуждается в восстановлении нормальных отношений».

По данным France-Presse, Саудовская Аравия хочет завершить йеменский конфликт, чтобы сосредоточиться на своих проектах развития, тем более, что Эр-Рияд не может выиграть войну в Йемене, несмотря на свое военное превосходство.

Впрочем, ряд экспертов считают, что вопреки ожиданиям, война в Йемене может стать даже более ожесточенной, указывая на то, что конфликт был в основном локальным. По их мнению, соглашение может изменить региональные расчеты, но едва ли оно быстро разрешит внутренний конфликт.

К тому же, поддерживаемый Абу-Даби «Южный переходный совет» не связан никаким соглашением. В связи с этим предполагается, что «после возможного ухода саудитов Йемен станет свидетелем либо быстрого посредничества с помощью нейтральной стороны, либо возврата к гражданской войне, в которой, вероятнее всего, “хуситы” одержат победу».

На этом фоне WSJ сообщает, что ОАЭ хотят построить военную базу на одном из островов в Баб-эль-Мандебском проливе, о чем уже говорилось ранее. Йеменские же СМИ пишут, что Абу-Даби уже строит разведывательную базу на о. Абд аль-Кури (архипелаг Сокотра), причем совместно с Израилем. Согласно некоторым данным, проживающих там рыбаков хотят выселить в Хадрамаут.

А вот в богатой нефтью, газом и полезными ископаемыми провинции Эль-Махра, имеющей важное стратегическое положение, фиксируется активность со стороны США и Великобритании. Предлогом для этого, как это часто бывает, является «борьба с терроризмом».

ОАЭ

Президент Мухаммед Аль Нахайян назначил своего сына Халеда наследным принцем Абу-Даби. Эта должность оставалась вакантной с мая 2022 г., и на нее претендовали сразу несколько человек. Дело в том, что по закону президентом страны становится эмир Абу-Даби. Следовательно, первым кандидатом на пост главы государства в будущем теперь является Халед Аль Нахайян.

ОАЭ, Франция и Индия объявили о создании «тройственной инициативы сотрудничества» в различных областях, которая должна послужить платформой для продвижения проектов с акцентом на солнечную и ядерную энергию, технологические инновации и культурную сферу. Особый упор делается и на сотрудничестве в области обороны.

Министр внешней торговли заявил, что крупные заводы в ЕС стремятся перенести свои штаб-квартиры в ОАЭ, чтобы...

Полная версия обзора