Найти в Дзене
ALVI история

ВВЕДЕНИЕ В РЕКЛАМУ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В К. XVIII - Н. XX ВВ.

Оглавление

ВНИМАНИЕ! Будет оооооочень много рекламы и никакой пропаганды алкоголя и табака, исключительно исторический контекст.

Количество производимой рекламы было большим и уложиться в одну статью невозможно, поэтому будет выходить дополнительный материал на данную тему, только тематически (тип производимого товара).

В Российской Империи, как и в любом другом государстве, реклама играла важную роль в продвижении товаров и услуг. В то время существовали различные способы рекламы, каждый из которых имел свои особенности.

Рекламируемый товар в Российской Империи:

Первая реклама в Империи появляется в XVIII веке. Активно начинают появляться печатные издания, которую вставляют рекламу в свой информационный контекст (в к. XVIII - с. XIX вв.), например, "Правительственные распоряжение", «Торговля и жизнь», «Комиссионер», «Деловой бизнесмен» и т.д. Больше всего рекламых объявлений в к. XIX в. в Российской Империи приходилось на фармацевтические компании (аптеки, аптечное производство). Рекламируется правильное питание, стредства гигиены, опиум, щучьи и волчьи зубы и множество другого. Однако государство начало бороться с народной медицинной, поэтому в аптеках увеличилось количество импортных лекарств (около 90%). Чуть позже аптекари начали (старались) производить свои средства, тут потребовалась более активная реклама, нужно было создать конкуренцию импортному товару. К рисовки лиц, средств и др. в рекламных объявлениях привлекались именитые художники: Михаил Врубель, Константин Коровин, братья Васнецовы.

Реклама "правильного" питания в Российской Империи, н
Реклама "правильного" питания в Российской Империи, н
Реклама средства для ухода за волосами в Российской Империи (XIX век)
Реклама средства для ухода за волосами в Российской Империи (XIX век)
Реклама мыла от А.М. Жукова
Реклама мыла от А.М. Жукова
Реклама пудры от товарищества "Гигиена", плакат от 20 февраля 1900 г.
Реклама пудры от товарищества "Гигиена", плакат от 20 февраля 1900 г.
Реклама мыла от А.М. Жукова
Реклама мыла от А.М. Жукова
Реклама зубного эликсира и порошка Аурихи, плакат от 24 мая 1899 г.
Реклама зубного эликсира и порошка Аурихи, плакат от 24 мая 1899 г.

Уход за волосами, бородой и усами - это база рекламного бизнеса (с. XIX века), мужчин рисовали с наиболее пышным, привлекательным и кудрявым волосяным покровом. Также паралелльно с гигиеническими средствами рекламировались и продавались хирургические инструменты, перевязочные материалы, дезинфекционные средства, химикаты, мыло (особо популярно), пудра и др.

Помимо аптек в Российской Империи, со временем начала рекламироваться техника и спорттовары (к. XIX - н. XX вв.): фотоаппараты, паропланы, поезда, автомобили, камеры, граммофоны, спортивное оружие и оборудование, бинокли, фейерверки, компасы, очки и т.д. Вырисовка каждого объекта в газетах и журналах сильно усложнялась. Требовалось понимание вещи, которую нужно продемонстрировать потенциальному покупателю.

Реклама технических средств в Российской Империи (к. XIX - н. XX вв.)
Реклама технических средств в Российской Империи (к. XIX - н. XX вв.)

Также активно шла рекламы алкоголя и табака в Империи. Эти вещи пользовались большим спросом т.к. предприниматели могли вести свой бизнес полностью внутри страны, это выходило очень дёшево в производстве и выгодно в продаже. Торговля шла от "баварского" пива до элитной водочной продукции.

Реклама пивоваренного завода в Архангельске
Реклама пивоваренного завода в Архангельске
Реклама пивоваренного завода в Харькове
Реклама пивоваренного завода в Харькове
Реклама пивоваренного завода в Риге
Реклама пивоваренного завода в Риге
-11

По плакатам с рекламой пива (самые частые в XX в.) можно создать карту пивоваренных заводов в Российской Империи и понять, что пенное производили по всей стране (большая часть заводов располагалась в Европейской части). Также по плакатам сверху и в конце статьи можно насчитать примерное количество сортов продаваемого пива.

Реклама табачных изделий "Гадалка" от фабрики ТД Бр. Кальфа
Реклама табачных изделий "Гадалка" от фабрики ТД Бр. Кальфа
Реклама табачных изделий "Ермакъ" фабрики Колобова и Боброва, плакат от 19 июня 1900 г.
Реклама табачных изделий "Ермакъ" фабрики Колобова и Боброва, плакат от 19 июня 1900 г.
Реклама табачных издалий "Реформа" от товарищества "Лафермъ", плакат от 21 сентября 1905 г.
Реклама табачных издалий "Реформа" от товарищества "Лафермъ", плакат от 21 сентября 1905 г.
Реклама табачных издалий от фабрики "Оттоманъ", плакат от 7 февраля 1906 г.
Реклама табачных издалий от фабрики "Оттоманъ", плакат от 7 февраля 1906 г.

Табачные издения (сигареты, табак, папиросы) как и алкоголь активно и красочно рекламировались в Империи и количество видов таких изделий достигло большого числа. Отечественные и импортные сигареты и папиросы торговались по всей России и требовались понятные и лаконичные рекламные плакаты. Большая часть заводов производящих табачный товар находились в Петербурге (всё таки столица), поэтому больше всего рекламы приходилось именно на этот город.

Средства Массовой Информации в Российской Империи:

Одним из наиболее распространенных видов рекламы были объявления в газетах. В таких объявлениях можно было увидеть информацию о новых товарах или услугах, скидках и акциях. Кроме того, существовали специализированные газеты, которые полностью посвящались рекламе (табак, алкоголь от пива до водки, аптекарьские товары, спорттовары, ).

Еще одним способом рекламы были плакаты (издания: "Голике С.П.Б.", "Теодоръ Киббель С.П.Бургъ", "Л. Шварцъ С.П.Б", "Веферсъ и К. С.П.Б."), которые размещались на улицах и на стенах зданий. Они были яркими и привлекательными, что привлекало внимание прохожих. Плакаты могли рекламировать различные товары, например, шоколад, сигары, водку и т. д.

Также существовали рекламные буклеты, которые распространялись по почте или раздавались в магазинах. В них можно было узнать о товарах и услугах, характеристиках продукции и преимуществах, которые она предоставляет.

Реклама также была популярна в театрах и кинотеатрах (первый кинотеатр появился в Петербурге в 1896 г. и с ним же реклама в них, это была основная статья дохода и целое исскуство). Перед началом сеанса демонстрировались исторические и художественные рекламные ролики, которые привлекали внимание зрителей и напоминали им о новинках на рынке.

Одной из особенностей рекламы в Российской Империи было то, что она нередко была ориентирована на передовые западные технологии. Так, например, на рекламных плакатах часто можно было увидеть изображения того, как будут выглядеть жилые дома в будущем, с использованием новейших технологий строительства.

Таким образом, реклама в Российской Империи была разнообразной и привлекательной. Она играла важную роль в продвижении товаров и услуг и помогала потребителям получать информацию о новинках на рынке. Некоторые методы рекламы, например, использование плакатов и рекламных буклетов, сохранились и по сей день.

Реклама пивоваренного завода в Москве
Реклама пивоваренного завода в Москве
Реклама пиво- медоваренного завода А.Ф. Берникова, плакат от 19 августа 1878 г.
Реклама пиво- медоваренного завода А.Ф. Берникова, плакат от 19 августа 1878 г.
Реклама пивоваренного завода П.П. Вейнера
Реклама пивоваренного завода П.П. Вейнера
Реклама подков для лошадей в Российской Империи
Реклама подков для лошадей в Российской Империи
Конфекты утиные носы товарищества А. И. Абрикосова, сыновей.
Конфекты утиные носы товарищества А. И. Абрикосова, сыновей.
Реклама шоколадной фабрики "Жоржъ Борманъ"
Реклама шоколадной фабрики "Жоржъ Борманъ"

Источники и литература:

Культура.рф. История рекламы в России. URL: https://www.culture.ru/materials/255253/istoriya-reklamy-v-rossii

Культура.рф. Дореволюционная реклама. URL: https://www.culture.ru/materials/196701/dorevolyucionnaya-reklama

Иванов Л.Д. История отечественной рекламы. URL: https://journ-urgi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_16477/UMK_Istorija_reklamy.doc

Тарасова К.П. Генезис жанра рекламного объявления в XIX в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-zhanra-reklamnogo-obyavleniya-v-xix-veke-na-materiale-rossiyskih-gazet/viewer

Москва, 1893 год. «Волосы, их значение, здоровье и уход за ними.»

Составил Провизор А.М. Остроумов (отпечатано в Т-ве типографии И.Н.Кушнерёва и К. 32 страницы). URL: http://a-m-ostroumov.ru/?page_id=453