Вот и меня настигло возмездие – правда, пока не понял – чьё и за что. В банковской сфере стараюсь делать всё аккуратно, учитывая все известные способы, применяемые мошенниками. Вчерашний случай и сегодняшнее его продолжение наталкивают на мысли, что не только мошенничество и обман в чистом виде может применяться для изъятия трудовых сбережений граждан из электронных кошельков. Банальную кражу, как оказалось, тоже никто отменять не собирался.
Теперь к сути вопроса. 6 апреля я зашёл в отделение своего «синего» банка – возникла необходимость положить наличку на дебетовую карту для текущих небольших платежей – магазины, автобусы и всё такое. Приложил к банкомату карту, ввёл PIN код, положил деньги – 1 600 руб. Платёж подтверждён, выбираю печать чека, печатает, приходит уведомление, что деньги зачислены. Общая сумма – около 3 000 руб. Телефон убираю в карман, карту – в портмоне и двигаю по делам. Время – 13:30 (Хабаровск).
Неспешно прогуливаюсь, по пути домой совершаю несколько мелких покупок у магазина возле дома – примерно 400 руб. Оплачиваю смартфоном через МИР pay. Приходят уведомления на списание этих сумм, на балансе примерно 2 600 руб. остаток.
Прихожу домой, до утра никаких платежей, естественно, не захожу в мобильный банк, мне не приходят никакие уведомления. Утром вспомнил, что давно собирался купить на одном маркетплейсе мелочь для дома – 100 руб. цена. Выбираю, ввожу данные карты, приходит подтверждение, а с ним и сообщение, что денег не хватает. Но я то знаю, что остаток на карте 2 600 руб.! Захожу в мобильное приложение – баланс 20 руб.! Захожу в историю, и вот тут самое интересное начинается!
В то время, когда после внесения наличных – спустя примерно 40 минут – я прогуливался по улице, из моего личного кабинета произошёл перевод через Систему быстрых платежей в «зелёный» банк на сумму 2 500 руб.! Номер получателя мне неизвестен, в телефонной книге его нет, да и вообще зарегистрирован в одном из регионов центральной части России.
Мои действия были следующими. Звонок в банк – объяснил суть произошедшего и произвёл блокировку ЛК и карты. Поездка в отдел полиции – написал заявление, вместе с оперативником съездили в банк, опросили сотрудника, взяли распечатку проведённых операций. Взяли детализацию звонков у телефонного оператора. Полиция пытается наладить связь с получателем платежа. Всё зависящее от меня делается и к полиции вопросов нет.
Но зато они есть к банку:
1. Как мог осуществиться перевод на незнакомый мне номер неизвестному мне человеку, если телефон лежал у меня в кармане? Ведь для осуществления платежа через СБП необходимо: ввести номер телефона – из списка, или вручную; ввести сумму платежа; нажать «отправить»; получить запрос на подтверждение платежа. Минимум 4 действия! Пароли в памяти, доступ по отпечатку пальца …
2. Почему перевод осуществился почти сразу, после пополнения баланса карты?
3. Самое главное – почему именно при этой сомнительной транзакции я не получил никакого уведомления от банка – ни в мобильном приложении, ни СМС-уведомления? Хотя до этого, по любой операции уведомления получал исправно.
Как видите, вопросов больше, чем ответов и вся ситуация подводит к тому, что есть серьёзные основания считать сотрудников банка, вольно или невольно причастными к этому действию. Поэтому, надеюсь, мой опыт будет полезен, и вы будете более осторожны и осмотрительны при совершении любых банковских операций.