Найти в Дзене
Econs.online

Как искать идеи?

Оглавление

Есть старая шутка, что экономика – единственная научная дисциплина, в которой два человека могут получить Нобелевскую премию за прямо противоположные выводы.

Как искать идеи для значимых экономических исследований? Рассказывают одни из самых цитируемых экономистов мира.

Andrew Chin | Getty Images
Andrew Chin | Getty Images

Суть экономической науки – в понимании того, что жизнь – это компромисс: например, потребители балансируют свои потребности в различных товарах с учетом ограничений бюджета, центробанки балансируют экономический рост и инфляцию, и точно так же экономическая наука балансирует конкурирующие идеи, все из которых важны.

Выбор темы исследования самим ученым – тоже компромисс. С одной стороны, исследователь должен понять, какая из идей наиболее востребована обществом и имеет шанс повлиять на решения политиков и тем самым улучшить жизнь людей. С другой стороны, ученому нужно думать, поможет ли работа над идеей его академической карьере.

Профессор финансов Чикагского университета Ральф Койджен, профессор экономики и финансов Калифорнийского университета в Беркли Ульрика Мальмендир и профессор финансов Нью-Йоркского университета Йоханнес Штробель, рассказали о принципах, которые позволят сделать исследование интересным (тут полное описание).

Все трое входят в топ-5% самых цитируемых мировых экономистов в ренкинге IDEAS – крупнейшей базы данных экономических исследований.

1. Видеть не только «верхушку айсберга».

Некоторые идеи лежат на поверхности, но на первый взгляд неочевидны, поэтому исследователям полезно обращать внимание на более широкие и глубокие слои под «верхушкой айсберга», советует Ральф Койджен.

Яркий пример – события в Великобритании в сентябре 2022 г., когда (в итоге не принятое) предложение бывшего премьера Лиз Трасс о сокращении налогов вызвало резкий рост долгосрочных ставок на ожиданиях увеличения госзаимствований, за чем последовало снижение стоимости гособлигаций. Британские пенсионные фонды стали массово распродавать их из своих портфелей, что, в свою очередь, обрушило цены на госбонды и вынудило Банк Англии экстренно их выкупать, чтобы остановить кризис на финансовом рынке.

Этот эпизод ставит множество вопросов, рассуждает Койджен. Первый из них – почему управление ликвидностью пенсионных фондов было таким плохим. Но можно сделать шаг назад и поразмышлять, было ли это разовым событием, или, если процентные ставки внезапно начнут расти, такое может произойти в большем масштабе? А можно отступить еще на шаг и подумать, что, возможно, финансовая отрасль хорошо функционирует, пока процентные ставки не меняются или постепенно снижаются (как происходило около 40 последних лет), но в ней обнаруживается скрытая уязвимость, когда ставки внезапно повышаются.

2. Использовать новые инструменты и данные.

Новейшие инструменты и данные – например, машинное обучение и данные социальных сетей – золотая жила для исследователя, которая может стать источником множества великолепных и интересных идей, делится Ульрика Мальмендир. В одной из недавних работ Мальмендир,
специализирующаяся на поведенческой экономике, и ее соавторы использовали нейронные сети, чтобы изучить, как стресс влияет на здоровье руководителей компаний. Используя фотографии генеральных директоров 1000 крупных американских фирм, исследователи с помощью искусственного интеллекта обнаружили у тех менеджеров, чьи компании пережили сильный спад во время глобального финансового кризиса 2008–2009 гг., визуальные признаки ускоренного старения – такие директора выглядели в посткризисные годы старше своих лет. «Сейчас, мне кажется, самые захватывающие вещи происходят на стыке информатики и науки о данных. Думаю, попытка узнать что-то новое о «соседних» областях знаний потенциально несет в себе очень высокую отдачу», – говорит Мальмендир: междисциплинарные исследования помогают смотреть на вещи с разных точек зрения.

Многие интересные данные все чаще аккумулируются частными фирмами – социальными сетями и финтех-фирмами, стартапами и фондами. Сотрудничество с ними открывает новые возможности, которые раньше было даже невозможно представить, говорит Йоханнес Штробель. Штробель – соавтор исследования мобильности социального капитала, выполненного под руководством профессора Гарварда Раджа Четти и опубликованного в прошлом году. Данные соцсетей, которые использовались в этой работе, позволили проанализировать социальные связи более 70 млн пользователей и их друзей и сделать вывод о том, что для продвижения вверх по лестнице доходов наиболее значимым оказывается один вид социального капитала – дружба между людьми с разным социально-экономическим статусом. Большие данные позволяют видеть гораздо шире, чем данные, собранные для ответа на определенный вопрос. Исследователь просто смотрит на данные, и они дают ему множество новых идей, объясняет Штробель.

3. Найти свою нишу.

Существует три основные исследовательские стратегии, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны, рассказывает Койджен. Первая из них – выбор самых злободневных тем, например изучение COVID-19 и
ESG-инвестирования, или тем, связанных с машинным обучением или ценообразованием активов. Такие исследования, как правило, имеют значительный краткосрочный эффект, и их легче публиковать. Автор в некотором смысле пропускает вопрос «почему это важно?» – над темой работает большое количество исследователей, и по умолчанию понятно, что она важна. Однако долгосрочное влияние такого исследования может оказаться менее определенным.

Вторая стратегия – работа над «долгими» вопросами, которые не теряют актуальности, например такими, как причины волатильности рынков или прогнозируемость доходности. Публиковать статьи на подобные темы сложнее, поскольку новое исследование должно внести значимый вклад в хорошо изученную область. В то же время, если вклад и правда будет признан, можно почти не сомневаться в стабильном цитировании исследования в течение долгого времени.

Но самая захватывающая стратегия – попытка изучать и развивать новые области исследований, считает Койджен. Правда, в этом случае процесс публикации работы, как правило, гораздо более сложен, поскольку на этот раз автору придется отвечать на вопросы о том, почему это важно и почему никто не делал этого раньше. В результате краткосрочный эффект исследования может быть довольно невелик, но зато долгосрочный эффект может оказаться гораздо выше. Например, если автор развивает новую тему, то его данные будут качественнее, чем у кого-то еще до этого.