Найти тему
Время Романовых

С чего начинался русский балет?

Вероятно, меня очень вдохновила выставка «Первая позиция», проходящая сейчас в петербургском Манеже, раз уже не один месяц то и дело на этом канале стали возникать статьи, посвящённые русскому балету. В этом, наверное, и отличие хорошей экспозиции: после об увиденном хочется продолжать думать. Так что очень рекомендую к посещению всем, даже никогда не интересовавшимся темой.

Хотя даже если вы всегда были максимально далеки от балета, он так или иначе присутствовал в вашей жизни. В России балет - это поразительное явление. Сказка наяву. Предмет гордости и почитания. Феномен русского балета нельзя разгадать, да и незачем. Как известно, театр начинается с вешалки. А с чего началась история русского балета? Сегодня поговорим о первом поставленном в России балете.

Первое балетное представление в России состоялось при царе Алексее Михайловиче, в 1672 году. За основу был взял древнегреческий сюжет «Орфей и Эвридика». Заказ исходил от самого монарха, любителя всяких театральных увеселений, который для их проведения отстроил Комедийную хоромину в селе Преображенское. Это было первое в России здание, исполнявшее функции театра. Стены и пол ее были обиты дорогим сукном, часть помещения, выполнявшая роль сцены, огорождалась завесой до начала представления.

Желание создать свою балетную труппу появилось благодаря ставших более тесными связям с Европой. Нарядность и пышность представлений увлекали всех русских людей, кому счастливилось побывать за границей. Но привозить иностранных артистов было дорого, долго да и хотелось бы слышать русскую речь, чтобы точно понять все происходящее на сцене. Так что нужно было творить балет в России.

-2

Срок на создание постановки был дан в 7 дней. Доверить это непростое дело решили офицеру инженерных войск Николаю Лиме. Он не был артистом, но был иностранцем, а это уже что-то: значит, он балет видел, так пусть теперь попробует повторить. Он же исполнял обязанности балетмейстера, главного танцора и декоратора. Автором музыки был немец Генрих Шютц.

В России, конечно, не было тогда ни профессиональных актеров, ни любителей. Роли получили жители Немецкой слободы, вместо древнегреческих костюмов использовали одежду своего времени. Все роли исполняли, как тогда водилось, только мужчины.

В центре зала было поставлено большое кресло для царя. Вокруг могли расположиться приближённые. Женщины, в том числе царица и царевны, наблюдали происходящее в специально отведённом для этого помещение с зарешеченными окнами.

-3

Перед началом балета на сцену его вышел главный герой, Орфей, и пропел куплеты на немецком языке, которые тут же переводились царю переводчиком. В этих куплетах превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича и восхвалялось его правление. Только после началось основное действо, в котором актёр танцевал с двумя пирамидами. Хореографические номера сочетались с разговорными диалогами и пением. Танцы состояли из замысловатых шагов, остановок в эффектных позах и элегантных поклонов. Костюмы исполнителей были роскошными, со множеством украшений.

Эксперимент удался. После «Орфея и Эвридики» в Комедийной хоромине показали ещё несколько представлений, но только первое оставило такой заметный след в истории. После смерти Алексея Михайловича балет оставили на несколько десятилетий, но вновь возвратить это искусство решил реформатор во всем, совершивший в том числе и культурную революцию, Пётр I. С тех пор русский балет не останавливался в своём развитии и дошёл до небывалых высот.