"Пятёрка" - это почти синоним счастья, а "двойка", соответственно, для кого позор, а для кого и такое горе, что впору броситься под поезд. И ведь случается, бросаются.
Нормально? Не будем даже вспоминать о том, что учитель - живой человек, и объективным всегда быть не может. Но жить в постоянном стрессе все лучшие годы, определённые природой на рост и развитие - это как?
Предвижу встречный вопрос: а как иначе? Как ещё донести до родителей, что их чадо НЕ учится? И как должен формироваться человек, не сравнивая себя с окружающими?
Честно скажу - не знаю. Но предложите мне вернуть мои пятнадцать лет и снова в школу... Да о чём говорить, если до сих пор 1 сентября - прилив счастья: в школу не надо!
А первые оценки нам ставили уже через неделю после поступления в школу. Получить хотя бы четвёрку по чистописанию... медаль легче. А двойки - дело обычное.
Теперь деток берегут - оценки появляются лишь во втором классе. А без них можно?
Сторонники отмены оценок (страшного травмирующего фактора!) уверяют, что их требовал отменить ещё Джанни Родари.
Даже если это правда - учеников Родари могло травмировать очень многое. Война, например. А беспросветная бедность - это уже казалось обыденностью.
Но главное - образование тогда ещё считалось привилегией, чуть не счастливым лотерейным билетом. Если иной не понимал, что учёба - это будущие возможности, так ему это могли объяснить и одноклассники.
А теперь? Обязаловка, в которой ученик, по определению, всегда прав. Не дай же бог намекнуть ему, что он может и ошибаться, хотя бы оценкой!
Порасспрашиваешь тех, кому довелось поработать за любой границей - картина пёстрая и интересная. Где не столько учат, сколько развлекают, считая, что до сознания необходимости образования человек дорастает уже после школы. Вот тогда и начнут всерьёз учиться те, кому это действительно нужно. А школа - так, передержка с целью социализации.
Это в Тайланде такая картина.
А в Финляндии, как уверяют, очень похоже, тоже в школе не напрягают, но способных отслеживают, учат индивидуально. И оценки у них есть - в качестве награды, дающей привилегии.
А японский школьник ни за что не сможет сказать, кто в его классе учится лучше, а кто хуже: оценки не разглашаются. Учитель хвалит того, кто сегодня знает чуть больше, чем вчера. Всё.
Попытки "расширить" шкалу неизменно приводят к курьёзам. Вот на Украине ввели двеннадцатибальную, и учитель не всегда может сообразить, поставить ли "семь" или "восемь".
А когда у нас попытались ввести стобальную?! Первая такая попытка была при Николае Первом - сам император и предложил. Причём пригрозил сдавать в солдаты тех, у кого будет меньше 75. И родители забегали со взятками, чтобы чадам меньше 76 не ставили. А учителя и сами не знали, какая разница между 75 и 76, но не уточнять же у государя?
От души поэкспериментировали с оценками в 20-е годы: коллективная ответственность! Если один из пионерского звена получал "двойку" - "двойки" ставили всему звену.
И это уже дело товарищей, поколотят они того, кто подвёл всех, или заставят выучить. Переобъяснят. Эксперимент свернули лет через пять, но его долгое эхо мы ещё застали: вплоть до середины 70-х каждая двойка была позором целого звена. Двоечника брали на буксир, подтягивали.
А в десятом классе настоящим фетишем становился СРЕДНИЙ БАЛЛ. Оценки по всем предметам сложить, разделить на количество предметов, и если меньше 4,5 - пропащая твоя жизнь, о ВУЗе и не мечтай.
Страшно вспомнить, как погибали над уроками, дотягивая средний балл до заветных цифр. Плохо?
Но отменили это "издевательство" - и стало хуже: школьный аттестат обесценился. Оценки не учитываются, важен лишь сам факт его наличия.
Куда ни кинь - всюду клин?
Но всё можно пережить, если есть надёжный тыл - семья. Помните, как ликовал Петя Бачей, получив первые оценки? Три двойки и два кола?
- Да какая разница, какие, главное - ОЦЕНКИ!
Как всё интересно, когда впервые...
Валентин Катаев припомнил эпизод своего собственного детства: учился так, что насилу переползал из класса в класс. Но ни разу не услышал упрёков: сразу и навсегда было решено, что гимназия - зона его личной ответственности, его отдельная жизнь.
Интересно, был бы его отец столь стоически терпелив, если бы Валечка остался на второй год?
А для вас, уважаемые читатели, чем были оценки? Наградой? Наказанием? Или просто данностью?