Издавна в России среди православных христиан есть традиция – вести особые книжечки, которые называются помянники. Название дано от слова поминать, то есть упоминать в молитвах. Поминальные молитвы делятся на два вида: за здравие и за упокой. Первые, понятно, касаются живых, ныне живущих людей, вторые относятся к умершим. В связи с этим помянники четко делятся на две части: в одно записаны живые люди, а в другой – ушедшие в мир иной.
Такие помянники (поминальники) иначе называются синодики в честь особой православной службы, посвященной торжеству православной веры над иконоборчеством и традиционно совершающейся в первое воскресение Великого поста.
Понятно, что вписывают в эти помянники в основном своих родственников, близких людей, посторонних людей за какие-то особые заслуги перед этой семьей (если речь идет о частных, личных помянниках). Свои поминальники составляются в храмах и монастырях. Есть особый синодик всех русских святых.
Некоторые владельцы помянников расширяют их содержание и помимо собственно имен живых или уже усопших людей включают дополнительные сведения об этих людях: даты жизни и смерти, род деятельности, степень родства, какие-то особые заслуги. Помянники становятся летописью целого рода, семьи.
Если семья влиятельная, то ее поминальники являются общественной, исторической ценностью. Они вообще часто представляют историческую ценность, так как некоторые из них относятся к XV–XVIII векам.
Широко известен «Синодик опальных» Ивана Грозного, который он прислал в Кириллов монастырь и «велел поминати на литиях и литоргиях, и на понахидах по вся дни в церкви Божий. Царь и государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии велел написати в сенаники князей и боляр и прочих людей опальных по своей государеве грамоте. Сих опальных людей поминати по грамоте цареве, и понахиды по них нети, а которые в сем сенаники не имены писаны, прозвищи или в котором месте писано 10 или 20 или 50, ино бы тех поминали: ты, Господи, сам веси имена их».
Помянники с точки зрения церковной жизни полны глубокого символизма. В них одновременно существуют живые и мертвые, земная жизнь и вера в то, что есть жизнь за гранью, вечное и преходящее. Кроме того, здесь зримым представляется сам процесс перехода – от земной жизни к небесной (жили-были какие-то люди, а пришел срок, и их имена переносятся из одной половины книжки в другую). Такие книжечки помогают почувствовать, что смерть – это только разлука, и эту разлуку помогает преодолеть молитва.
Синодики представляют собой огромную культурную и морально-нравственную ценность, сплачивая народ на основе религии. Религия вообще огромная объединяющая сила, потому такие жесткие гонения на церковь сегодня сами знаете где.
Сейчас очень удобно придумали выпускать помянники в виде тетради со сменными блоками, чтобы можно было перекладывать страницы из одной части в другую, когда приходит срок.
Почему рыба – символ Христа?