Начало пчеловодству в Архангельской губернии было положено в конце XIX века. Первопроходцем нового вида деятельности стал любитель-энтузиаст Ильинский П.П. В 1895 году, в начале июля, он закупил в Великом Устюге Вологодской губернии у священника Розова колоду с пчёлами и привез их в деревню Ныкола Холмогорского уезда Архангельской губернии. Пчелы относились к Среднерусской (европейская тёмная или тёмная лесная) породе. Они более крупные, по сравнению с остальными подвидами медоносных пчёл, выносливы, а также устойчивы к продолжительной и холодной зимовке. Для Севера эта порода оказалась более подходящей, ведь среднерусские пчёлы способны к интенсивному медосбору и склонны к роению. Минусом породы является их агрессивность. Перед тем как сделать такой шаг, Ильинский два года прожил в Холмогорском уезде изучая вопрос возможности разведения пчел в неестественной для них среде обитания. Несмотря на богатую кормовую базу (луга и леса), из-за сурового климата пчёлы северней Вологды ранее не обитали. Двухлетние наблюдения показали, что климат юга Холмогорского уезда не так суров как ожидалось и препятствий для развития пчеловодства не существует. Однако это дело оказалось сопряжено с другими трудностями, которые Ильинский не мог предугадать.
Главной угрозой стало местное население. Архангельские крестьяне в большинстве своем не знали о пчелах ничего. В Ныколе пчеловод снимал пустующий дом рядом с которым поставил улей системы Дадана-Блатта, а самих купленных в колоде пчёл разместил на открытом окне. В течение месяца, до 5 августа (ст. сл.), пчелы постепенно переселились в улей. Если с переселением проблем не возникло, то с местными жителями дело обстояло по другому. Вначале крестьяне стали опасаться, что пчелы вытопчут все луга, вероятно сравнивая насекомых с овцами, но когда осознали что это не так, то стали судачить, что те высосут у растений все соки и они завянут, тем самым оставив крестьян без сена и хлеба. Беспокойство старших передалось детям. Они стали бросать в улей палки и камни стараясь его сломать. Только заступничество местного священника спасло пасеку. Кроме прочего, хозяйка дома, наслушавшись беспочвенные жалобы односельчан, отказала в аренде и Ильинскому пришлось перевезти пасеку в другую деревню, где он для этого купил и отремонтировал старый дом. Но и там гонения продолжились. Ильинскому пришлось перенести улей в лес за 2 версты от деревни. Несмотря на трения с местным населением, опыт пчеловодства в Холмогорском уезде оказался удачным.
В 1896 году П. Ильинский арендовал под пасеку у казны за 2 рубля в год 0,85 десятины земли, куда ранее перенес улей, сроком на 10 лет. Место было выбрано удачно. Вокруг были хвойные лес и хлебные поля, а рядом протекала речка. Ильинский построил небольшой домик с подвалом и сарайчик. Со временем он закупил ещё несколько пчелиных семей в других регионах России. На зиму улья убирались в подвал, где пчелы благополучно переживали зимний период вплоть до 19 апреля (ст.сл.). Мёд собирался в июне-июле. Однако первое время размножение пчел шло с трудом. Оказалось, что конструкция улья системы Дадана-Блатта не соответствует суровому северному климату. Ильинскому пришлось её модернизировать. Стенки сделал толще, стал закрывать гнёзда подушкой со встроенной кормушкой. Подушки набивал высушенным мхом или пробковой крошкой. Пришлось изменить пол у улья, его он сделал выдвижным на клиньях. Модернизированную конструкцию улья Ильинский представил на выставке "Северный край" в 1903 году в городе Ярославле. Впечатляли и результаты пчеловодства П.П. Ильинского. В среднем ему удавалось собирать до 45 кг (100 фунтов) мёда с одной пчёлосемьи. Максимальное значения было зафиксировано в 1901 году, когда Ильинский собрал более 50 кг мёда (3 пуда, 3 фунта и 42 золотника) с одной пчелиной семьи. Во время участия в 1899 году во всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве, Ильинский П.П. был награжден малой серебряной медалью "За удачный опыт пчеловодства на крайнем севере Рoccии".
Награждение П. Ильинского не прошло незамеченным в Архангельске. У пчеловода появились последователи. В 1902 году он передал одну семью пчёл Попову А.Г., а ещё одну семью пожертвовал в Антониево-Сийский монастырь временному управляющему монастырём протоиерею Николаю Варфоломееву. В 1903 году Ильинский проверил своих подопечных и убедился в благополучности дела, пчёлы прижились и дали два роя. В тот год медосбор составил около 20 фунтов мёду. С легкой руки северного энтузиаста пчеловодство распространилось в Архангельской губернии. Известны имена пчеловодов города Архангельска - Попов А.Е., Лоренц К.Е. и Ландман А.Ф., которые в 1915 году намеревались организовать "Кружок любителей пчеловодства". В Онежском уезде в с. Пабережье пчеловодством в 1906-07 гг. занимался местный учитель Малеев. Пчелами он занялся после посещения учительских курсов. Оказывается, в церковных начальных народных школах (одноклассные и второклассные церковно-приходские школы) существовали программы по пчеловодству утвержденные Церковью в 1905 году, а на организацию пасеки при школе Священный Синод из своих средств выделял по 100 рублей. При этом доход от продажи продуктов пчеловодства шел на содержания учителя. Разводили пчёл и на Соловках в Макариевской пустыне (А.Н. Попов. 1930г. С. 43). По старинной русской традиции преподобный Зосима Соловецкий, один из основателей монастыря, считается покровителем русского пчеловодства. По преданию, он сам занимался этим делом, хотя это вызывает сомнение. Вероятно, выбор покровителя связан с тем, что празднование дня памяти преп. Зосимы Соловецкого (Зосима Пчельник) 30 апреля (17 апреля по ст. сл.) совпадало с началом летнего сезона, когда пчеловоды выносили улья на свежий воздух после зимовки. Почитание Зосимы Пчельника сохраняется и в наше время.
После революции пчеловодство на Севере на короткий период прекратилось, но после окончания Гражданской войны и интервенции на Севере произошло бурное его возрождение. К 1941 году в Архангельской области насчитывалась 8721 пчелиная семья. Наиболее развитым в плане пчеловодства были южные районы области. Так в Котласском районе было 1366 семей пчёл, в Вилегодском - 1139, Устьянском - 896 и Каргопольском - 717 семей. В Карпогорском, Лешуконском, Мезенском, Пинежском, Приморском районах и в Ненецком автономном округе пчеловодством не занимались. Также известно, что в архангельской округе в тот период было всего 34 улья, в Онежском районе— 23, а в Виноградовском - 83. Эта тенденция сохранялась до начала Великой Отечественной войны, после которой пчеловодство на Севере почти исчезло. В 1955 году оставалось всего 362 пчелиных семьи. В последующие десятилетия пчеловодством занимались энтузиасты-любители, которые содержали небольшие пасеки по 5—10 семей пчёл и только в редких случаях по 20-30 семей. Средний уровень медосбора по Архангельской области в 80х годах составлял 10-15 кг с семьи. В наше время северное пчеловодство продолжает сохраняться на подобном уровне. Согласно информации Архангельского областного союза пчеловодов в регионе насчитывается не более 20 тысяч пчелосемей. В основном преобладают небольшие пасеки, где содержат около десятка пчелиных семей. Менее двух сотен пчеловодов держат пасеки на 30-40 пчелосемей. Крупных же владельцев пасек единицы.
Источники:
Ильинский П.П. Опыт пчеловодного хозяйства в Архангельской губернии// Н.А. Варпаховский. Архангельская губерния - на выставке 1903г. в г. Ярославле: перечень выставленных предметов с общими краткими данными. - Архангельск, 1903. - 57 с.
Из Онежского уезда (Пчеловодство)// Архангельск. -1907.- №77. - С-2.
Попов А.Н. Пчеловодство в Архангельской области. // Хозяйство в дикой природе Севера. Сборник статей. Архангельск. 1930. Стр.41-43.
Правила и программы преподавания пчеловодства в церковных школах // Архангельские епархиальные ведомости. - 1916. - № 10-13.
Пчеловодство в нынешнем году// Северное утро.- 1915. - №139. - С-3.
Фетисов, К. К. Пчеловодство на Севере / К. К. Фетисов, И. И. Вымороков. - Архангельск: Кн. изд-во. - 1956. - 43 с.