(Применение табличных процессоров в практической деятельности судебных экспертов; Глава 1. Создание индивидуального журнала учёта экспертиз)
Начнём оформление нашего журнала. В нём будет шестнадцать столбцов – введите в ячейки первой строки листа «Экспертизы» (с “А1” по “Р1” – эти ячейки составят заголовок таблицы) следующие названия для журнальных граф:
- Регистрационный номер экспертизы
- Дата поступления экспертизы
- Наименование органа и ФИО назначившего экспертизу
- Номер и фабула дела
- Поступившие материалы, объекты
- Сведения о ходатайствах, рапортах, дата
- Количество вопросов, выводов, объектов
- Стоимость экспертизы, руб.
- Дата завершения экспертизы
- Срок производства экспертизы
- Характер экспертизы (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная, состав комиссии)
- Категория сложности
- Род (вид) экспертизы
- Файл с заключением
- Число номеров в экспертную нагрузку
- Комментарий
Должно получиться примерно следующее:
Нужно более чётко обрисовать границы ячеек, которые будут содержать данные журнала (сделать обрамление). Для этого сначала надо выделить все ячейки столбцов A-P: наведите курсор мыши на заголовок столбца “А”(можно поместить его прямо над самой буквой), зажмите её левую кнопку и переместите вправо до столбца “Р”, а затем отпустите. Получившийся результат будет выглядеть так:
Теперь остаётся только дать программе нужную команду.
На панели инструментов «Форматирование» раскройте палитру вариантов оформления границ таблицы щелчком по маленькому чёрному треугольничку и укажите вариант «Все границы»:
На вкладке ленты «Главная», в секции «Шрифт», раскройте палитру вариантов оформления границ таблицы щелчком по маленькому чёрному треугольничку и выберите вариант «Все границы»:
На панели инструментов «Форматирование» раскройте палитру вариантов обрамления щелчком по маленькому чёрному треугольничку и выберите указанный ниже вариант:
Снимите выделение со столбцов, щелчком левой кнопки мыши по какой-нибудь ячейке листа. В результате должно получиться следующее:
Чтобы в ячейках было видно больше информации надо увеличить высоту всех строк. Для этого выделите весь лист:
(можно также воспользоваться комбинацией [Ctrl] + [A]). Теперь щёлкните правой кнопкой мыши по номерам строк и в открывшемся контекстном меню выберите пункт «Высота строки...». Появится небольшое диалоговое окно:
Установите в текстовом поле значение, вдвое большее имеющегося, и нажмите «ОК».
Снова выделите столбцы А-Р, щёлкните правой кнопкой мыши где-нибудь в области выделенных ячеек и в открывшемся контекстном меню выберите пункт «Формат ячеек...». Появится одноимённое диалоговое окно, в котором нужно перейти на вкладку «Выравнивание» и там установить флажок «Переносить по словам»:
Здесь же надо задать выравнивание содержимого ячеек по их верхней границе, выбрав соответствующий пункт из выпадающего списка:
Здесь же надо задать выравнивание содержимого ячеек по их верхней границе, выбрав соответствующий пункт из выпадающего списка:
Для принятия выбранных настроек и закрытия окна остаётся нажать кнопку «ОК».
Выделите ячейки с “A1” по “P1”– это делается подобно выделению столбцов, только при этом нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши по ячейке “А1”и не отпуская кнопку протащить курсор мыши вправо до ячейки “P1”, а затем отпустить (вообще говоря, подобным способом можно выделить произвольный прямоугольный диапазон ячеек, только курсор мыши при этом нужно двигать не только вправо-влево, но и вниз или вверх). Другой вариант: выделите ячейку “А1” и зажав [Shift] нажимайте [→], пока все необходимые ячейки не окажутся выделенными.
На панели инструментов «Форматирование» кнопкой
установите полужирное начертание символов в выделенных ячейках, кнопкой
задайте выравнивание текста по центру, и, раскрыв палитру «Цвет фона», закрасьте строку заголовка нашего журнала каким-нибудь не слишком ярким цветом:
На вкладке ленты «Главная» при помощи кнопки
(секция «Шрифт») установите полужирное начертание символов в выделенных ячейках, кнопкой
(секция «Выравнивание») отцентруйте текст, и, раскрыв палитру «Цвет заливки» (секция «Шрифт»), закрасьте строку заголовка нашего журнала каким-нибудь не слишком ярким цветом:
На панели инструментов «Форматирование» кнопкой
установите полужирное начертание символов в выделенных ячейках, кнопкой
задайте выравнивание текста по центру, и, раскрыв палитру «Цвет фона», закрасьте строку заголовка нашего журнала каким-нибудь не слишком ярким цветом:
Примечание: Нетрудно заметить, что разработчики в данной версии LibreOffice решили поэкспериментировать и отошли от традиционных пиктограмм на некоторых кнопках панелей инструментов. В более поздних версиях произведён возврат к привычным обозначениям. Например, в LibreOffice 7.5 упомянутые выше кнопки форматирования текста выглядят так:
Разумеется, разные наборы пиктограмм (иконок) могут сбивать с толку, и в подобных случаях остаётся только рекомендовать стараться ориентироваться на текстовые описания действий пособия для нахождения нужной кнопки.
Настройте высоту первой строки листа «Экспертизы» и ширину столбцов с графами журнала так, чтобы их названия полностью были видны в ячейках и читались. Скорее всего, при этом графы перестанут помещаться в окне программы (не у всех есть широкоформатные мониторы с диагональю 30 дюймов и более) и для их обзора нужно будет пользоваться горизонтальной полосой прокрутки, расположенной в нижней правой части окна (на одном уровне с ярлычками листов книги).
Теперь наберитесь терпения и заполните хотя бы десяток строк журнала, при этом графу «Срок производства экспертизы» оставьте пока пустой. Весьма вероятно, что в процессе заполнения вы столкнётесь с двумя вещами. Первая – это функция автоподстановки. Проявляется она так. Если вы начинаете вводить в ячейку некий текст, а в других ячейках этого же столбца уже имеется что-то похожее, то программа начинает «предполагать», что же именно вы собираетесь сейчас набрать. Выглядит это следующим образом (в ячейку введена только буква «Л»):
Если «предположение» табличного процессора верно (программа «угадала»), то достаточно просто нажать [Enter] или [Tab], чтобы завершить ввод, в противном случае нужно продолжать ввод текста в ячейку. Как нетрудно догадаться, данная функция способна сэкономить много времени и сил при заполнении вручную больших таблиц.
Вторая особенность, с которой можно столкнуться, касается способов представления различных типов данных, в частности – форматов даты. Мы часто пишем даты по-разному и, к примеру, 10 мая 2012 г. может записываться как 10.05.2012 или как 10.05.12 . Табличные процессоры «знают» и о различных способах представления календарных дат, кроме того они могут иметь собственные настройки по умолчанию для данных рассматриваемого типа. Это может приводить к следующему: пользователь вводит в ячейку последовательность знаков "31.08.1985", а программа «самовольничает» и заменяет её на "31.08.85". Чтобы задать конкретный способ отображения даты, нужно выделить необходимые ячейки, вызвать контекстное меню щелчком по ним правой кнопкой мыши и выбрать пункт «Формат ячеек...».
В открывшемся диалоговом окне нужно перейти на вкладку «Число» и в списке «Тип» выбрать желаемый вариант представления даты:
В открывшемся диалоговом окне нужно перейти на вкладку «Числа» и в списке «Формат» выбрать желаемый вариант представления даты:
С помощью диалогового окна «Формат ячеек» можно заставить табличный процессор считать последовательность символов "357" не числом (как это распознаёт сама программа при вводе указанных знаков в ячейку), а текстом – достаточно задать, что в этой ячейке тип данных не «Числовой», а «Текстовый» (Excel) или «Текст» (Calc).
Если табличный процессор по каким-либо причинам не может отобразить данные в указанном ему пользователем формате, то он сигнализирует об этом, показывая в ячейке последовательность знаков ###### (обычно символ # называют «решёткой», хотя правильное его наименование – «октоторп».). Это может произойти, например, если вы, настраивая отображение данных типа «Числовой», указали для них округление до 4-х знаков после десятичной запятой, а ширина ячеек, в которых эти данные находятся, оказалась слишком мала, и они при выбранном режиме показа там не помещаются.
В делопроизводстве многих организаций принята нумерация документов с использованием знаков "/" (косая черта или «слэш») и "-" (дефис). В связи с этим у Excel замечена такая особенность: последовательность символов "1937/05-1" при вводе их в ячейку распознаётся как дата и автоматически заменяется на что-нибудь, подобное "01.05.1937". При этом с "1785/05-1" такого не наблюдается (вспомните, что Excel ведёт отсчёт календаря с 01.01.1900). Поэтому при вводе подобной информации приходится также вручную указывать, что данные в ячейках имеют текстовый формат.
◁◁◁ Ввод данных в ячейки. Типы данных --- Фиксация строк и группировка столбцов ▷▷▷