Найти тему
Закреплено автором
Широков Александр
НОВОСТИ КАНАЛА / 01.04.2025 Уважаемые читатели! Канал возвращается в обычный режим «одна публикация в неделю». Разумеется, если снова получится так, что количество уже готовых к обнародованию материалов окажется таким, что станет иметь смысл немного форсировать их выкладывание на суд общественности, то это будет непременно сделано.
1 год назад
Широков Александр
Перечень публикаций на канале
170 · 4 года назад
Школьные задачи / Алгебра / А-60
Каким условиям должны удовлетворять действительные числа a. b, c и d, чтобы система уравнений имела ровно два решения? Последовательность действий будет сходна с использовавшейся в задании А-59. Преобразуем сначала первое уравнение системы. Для этого все его слагаемые перенесём из правой в левую часть xy + ab = bx + ay ⇔ xy + ab – bx – ay = 0 , а далее попробуем разложить левую часть на множители при помощи группировки: xy + ab – bx – ay = xy – bx – ay + ab = x(y – b) – a(y – b) = (y – b)(x –...
6 дней назад
Школьные задачи / Способы решения от читателей / Х-17
В задании Х-17 было необходимо расставить коэффициенты в уравнении p CₙH₂ₙ₊₁NH₂ + q O₂ = x CO₂ + y N₂ + z H₂O 29.01.2025 под публикацией, посвящённой разбору этой задачи, пользователь «Алексей Брызгалов» высказал в сообщении интересную мысль: Давайте разберём предложенный подход к решению более подробно. Азот в амине как самый электроотрицательный элемент имеет низшую степень окисления –3, а окисляется до 0: N⁻³ – 3e⁻ = N⁰ Поскольку молекула азота двухатомна, то это лучше сразу учесть, удвоив коэффициенты...
1 неделю назад
Школьные задачи / Способы решения от читателей / А-15
В задании А-15 предлагалось найти все корни уравнения z⁵ + 2z⁴ + 4z³ + 8z² + 16z + 32 = 0 Для этой задачи в течение года после опубликования на Дзене читателями было предложено несколько других интересных способов решения. Пользователь «Павел А.» показал, что левая часть уравнения легче раскладывается на множители с использованием иного подхода: Более подробно это выглядит так. Сначала у первых трёх слагаемых выносится за скобку общий множитель z³ , а у последних трёх – множитель 8: z⁵ + 2z⁴ + 4z³...
2 недели назад
Салат «Недомимоза»
Обратил я как-то внимание, что в кухонном столе залежалась банка рыбных консервов, и захотелось её содержимое использовать для приготовления какого-нибудь нехитрого блюда. Результаты поиска в Интернете с целью обнаружения максимально простого рецепта меня не устроили, а потому пришлось импровизировать. Итогом стал салат, которому я дал название «Недомимоза» и описанием приготовления которого мне хочется поделиться со своими читателями. 1. Натираем на крупной тёрке свежую морковь (понадобится одна...
3 недели назад
Школьные задачи / Алгебра / А-59
Решите систему уравнений: Рассмотрим сначала первое уравнение системы. Перенесём число 2 в левую его часть и попробуем разложить её на множители при помощи группировки: x²y + 2x² – y – 2 = x²·(y + 2) – (y + 2) = (y + 2)·(x² – 1) = (y + 2)·(x – 1)·(x + 1) Во втором уравнении системы перенесём число 4 влево и тоже выполним группировку: y²x + y² – 4x – 4 = y²·(x + 1) – 4·(x + 1) = (x + 1)·(y² – 4) = (x + 1)·(y – 2)·(y + 2) Таким образом Произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один...
1 месяц назад
Школьные задачи / Химия / Х-25
Дано вещество состава CₙH₂ₙ₊₂₋₂ₖOₘ (k и m – целые неотрицательные числа). Какому требованию должно соответствовать число атомов углерода n в молекуле, чтобы ему при конкретных значениях k и m можно было приписать нулевую степень окисления (при условии, что существование такого химического соединения вообще возможно)? При решении задачи будем опираться на алгоритм, описанный в разборе задания Х-20. Входящие в состав вещества элементы по своей электроотрицательности (ЭО) образуют следующий ряд: ЭО(H)...
1 месяц назад
Школьные задачи / Химия / Х-24
Дан углеводород состава CₙH₂ₙ₊₂₋₂ₖ(k = 0, 1, 2, 4). При каких значениях n в реально существующих веществах углероду может быть приписана степень окисления, имеющая целое значение? При решении задачи будем опираться на алгоритм, описанный в разборе задания Х-20. Углеводород состоит из двух элементов, причём водород имеет меньшую электроотрицательность (ЭО) по сравнению с углеродом: ЭО(H) < ЭО(C) Это означает, что у водорода в CₙH₂ₙ₊₂₋₂ₖ степень окисления всегда будет +1. Обозначаем степень окисления...
1 месяц назад
Школьные задачи / Физика / Ф-5
Вольфрамовый снаряд, имеющий форму сферы диаметром 50 см, движется со скоростью 10800 км/ч. Какую массу воды с начальной температурой 20 °С можно было бы нагреть и испарить, если кинетическую энергию снаряда полностью перевести в тепло? Плотность вольфрама 19300 кг/м³, у воды удельная теплоёмкость и удельная теплота парообразования равны 4,18 кДж/(кг·°С) и 2257 кДж/кг соответственно. Кинетическая энергия снаряда массой M, движущегося со скоростью v, составляет Eₖ = Mv²/2 Для нахождения M нужно плотность...
1 месяц назад
Школьные задачи / Химия / Х-23
Определите номинальную степень окисления углерода в амине состава CₙH₂ₙ₊₁NH₂ . При решении задачи будем опираться на алгоритм, описанный в разборе задания Х-20. Для удобства запишем формулу амина как CₙH₂ₙ₊₃N . Заметим, что входящие в состав вещества элементы по своей электроотрицательности (ЭО) образуют следующий ряд: ЭО(H) < ЭО(C) < ЭО(N) Это означает, что азот будет иметь низшую для него степень окисления –3, а у водорода она будет +1. Обозначаем степень окисления углерода как k, составляем...
1 месяц назад
Школьные задачи / Химия / Х-22
Используя метод полуреакций, определить продукты реакции и подобрать коэффициенты уравнения, описывающего окисление оксалата калия перманганатом калия в водном щелочном растворе: K₂C₂O₄ + KMnO₄ + KOH → ... Указанные в числе реагентов вещества в водном растворе диссоциируют на ионы: K₂C₂O₄ ⇄ 2K⁺ + C₂O₄²⁻ KMnO₄ ⇄ K⁺ + MnO₄⁻ KOH ⇄ K⁺ + OH⁻ Начнём с составления полуреакции восстановления. Перманганат-анион в щелочной среде превращается в манганат, принимая электрон (марганец понижает степень окисления...
1 месяц назад
Химические уравнения, метод полуреакций и недомолвки о них в школе-4
Заключительная заметка из серии. Предыдущие три: 1) Типовая задача с использованием метода полуреакций 2) Пример нестандартного использования метода полуреакций 3) Про недомолвки первого типа Второй аспект, связанный со словом «недомолвка», более тонкий. В термине «химическое уравнение» все обычно концентрируют внимание на прилагательном, хотя не менее важен акцент и на существительном. Ведь что такое химическое уравнение по сути? Это формализованное, то есть составленное по определённым правилам символическое описание некоторого процесса превращения вещества (веществ)...
1 месяц назад
Химические уравнения, метод полуреакций и недомолвки о них в школе-3
Третья заметка из серии. С предыдущими двумя можно ознакомится по ссылкам: 1) Типовая задача с использованием метода полуреакций 2) Пример нестандартного использования метода полуреакций Умолчания в контексте этой серии интернет-публикаций будут рассмотрены в двух аспектах. Первый и довольно очевидный: не каждый учитель школьникам про метод полуреакций вообще рассказывает и мне здесь, разумеется, повезло (спасибо вам, Ирина Викторовна!) – на первом курсе я с удивлением узнал, что многие мои однокашники про такое даже не слыхали...
1 месяц назад