«Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».
Чесменская победа русского флота была триумфом столь грандиозным, сколь в той же степени и неожиданным. И для победителя, и для побеждённого, да и для всех прочих европейских наблюдателей. Сам ход этого морского сражения многократно обсуждён экспертами, историками и, разумеется, участниками, как в контексте Архипелагской экспедиции Балтийского флота, так и как самостоятельное событие. Последнее - наиболее часто. Для большинства, не углублённого в историческую тему, Чесменская победа – это событие, как бы повисающее в историческом пространстве: то, что происходило до и после как-то не принимается в расчёт. А зря. Чесма – поворотное событие не только в истории отечественного флота, но и в целом России. Не будь Чесмы, не появилась бы на свет Архипелагская губерния, а без неё нечего было бы обменивать на Крым и Приазовье. Более того, большинство историков даже не знают о существовании в 18 веке русской губернии на греческих островах. И когда бы ещё Россия обосновалась на Чёрном море - большой вопрос!
После Чесмы вся Европа изменила мнение как о дальнейших планах экспедиции, так и в целом о России, как государстве, способном и в будущем на дерзкие операции, вплоть до взятия Константинополя. Кто-то взирал на успехи русских с восхищением, а кто-то с опаской и завистью – успехи России не у всех вызывали восторг.
Я не буду описывать подробности двух сражений, а их было два – в Хиосском проливе 24 июня 1770 года, и спустя два дня в Чесменской бухте. Победа была полной – турецкий флот перестал существовать. Русскими был потерян лишь один корабль – линейный корабль «Святой Евстафий Плакида».
Из книги Алексея Никулина «Острова невезения»: «…перед началом сражения турки имели 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых и вспомогательных судна. Русские эскадры могли противопоставить им 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Превосходство в силе османов было двукратным. После боя в Хиосском проливе они бежали и позволили загнать себя в Чесменскую бухту. К девяти утра 26 июня их флот был полностью уничтожен. Были сожжены 14 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и большое количество мелких судов. Русские захватили линейный корабль «Родос». Из 15 тысяч турецких моряков после сражения спаслись лишь 4 тысячи».
Давайте просто представим, что у современников этих событий и историков была бы возможность обменяться не растянутыми на месяцы и годы комментами в социальной сети под постом участника сражения адмирала Самуила Грейга:
Мне приходилось бывать в Чесменской бухте, а в 2012 году мы побывали и в небольшом музее, в котором в основном собраны экспонаты с затонувших кораблей. В бухте погружения запрещены, но тем не менее турецкие власти время от времени разрешения выдают. В частности, с нашего линейного корабля «Святой Евстафий Плакида» были подняты орудия и личные вещи экипажа – всё это можно увидеть теперь в экспозиции музея. Таковых орудий в экспозиции всего два: бронзовое и чугунное. Причём последнее – с клеймом Олонецкого завода производства ещё начала 18-го века. Впрочем, якоря, обломки турецких кораблей, упокоившихся в Чесменской бухте в 1770 году, можно увидеть не только в музее, а вот так запросто, просто прогуливаясь вдоль берега. Что-то лежит на суше, что-то на мелководье – обломков хватает, что неудивительно – потери турецкого флота были значительными. Я бы сказал – катастрофичными!
После Чесмы призрачные планы овладеть Константинополем и досрочно закончить войну вдруг стали приобретать реальные очертания. Но для начала требовалось рвануть на север в сторону острова Лемнос и «перекрыть кислород», блокировав пролив Дарданеллы. И в тот момент граф Алексей Орлов вспомнил про неуёмного англичанина – адмирала Джона Эльфинстона – он из бархатных штанов выпрыгивал закупорить своей эскадрой Дарданеллы, а затем и кинуть якорь на траверзе Константинополя.
Продолжение следует...
Алексей Никулин
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #польша #рго #русско-турецкая война