Найти тему

Как возникла психология? Психология как самостоятельная научная дисциплина (ч.1).

Психология возникла совсем недавно, в конце XIX века. Ранее научная дисциплина расценивалась как философия, а в течение нескольких столетий была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, периодически ослабляясь (начало XIX в.), следом усиливаясь (середина XX в.). Огромное влияние на психологию оказывало и по сей день оказывает развитие медицины и естествознания, в то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Именно по этой причине в истории психологии присутствует анализ связей с другими науками, а также изменяющееся в процессе развития психологической науки.
Я, к примеру, часто задаюсь вопросами о смысле жизни, о моральных ценностях для современного человека. Что такое личная мотивация, а также нравственность? А Вы, Уважаемые читатели? Чувствуется пересечение с философией, действительно? Давайте перейдем к самой теме: как же возникла психология?

История психологии

В психологии, как в научной дисциплине, использовались экспериментальные методы для проверки выдвигаемых гипотез. Впервые это было сделано в 1879 году, когда ученик и соратник Гельмгольца, Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проводились исследования феноменов сознания человека методом интроспекции (самонаблюдением). Поэтому рождение психологии как научной дисциплины принято считать в 1879 году, но существует целый ряд вопросов, которые невозможно решить путём эксперимента: в этих случаях психологи обращаются к философии, следовательно не существует ни чёткой грани, разделяющей психологию и философию, ни чёткой даты создания психологии, как самостоятельной дисциплины, поскольку философия и психология тесно переплетены.

На этот счёт очень хорошо выразился знаменитый отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в 1940 году. Он писал следующее: «Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем.

Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Между тем, возможность экспериментальным путём изучать психику человека привела к стремительному росту нескольких направлений в психологии, давших огромный толчок к познанию человеческой природы. Одним из таких направлений стал бихевиоризм. «Отцом» бихевиоризма в психологии и педагогике считают Джона Бродеса Уотсона, американского философа и психолога. В 1913 году он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (часто эту работу называют также Манифестом бихевиоризма). В ней психолог предложил отказаться от попыток подвергать сознание экспериментальным исследованиям, а вместо этого сосредоточиться на поведенческих проявлениях интеллекта.

Суть теории бихевиоризма состоит в том, что человек, аналогично многим высшим животным рождается с определённым, свойственным человеческому виду инстинктивным поведением, на которое по мере развития индивида возлагается выработанное им поведение в процессе приспособления его к окружающей среде.

Выработка поведения производится путем опыта, за счет метода проб и ошибок, в конце концов организмом вырабатывается наиболее подходящая для ситуации реакция, после чего эта реакция запоминается ЦНС, и в дальнейшем в подобной ситуации возникает автоматически.

"Окружающая среда" для бихевиористов подразумевает масштабное понятие, включающее в себя не только физическую среду самого организма (температуру, влажность, давление и т.п.), но и психологическую среду, в которой воспитывается данный индивид (родители, родственники, воспитатели, учителя и т.п.).

-2

По мнению И.П. Павлова, врожденные реакции организма на влияние окружающей среды - безусловные рефлексы, а приобретённые реакции, в свою очередь, – условные рефлексы. К безусловным рефлексам человека бихевиористы относят следующие врождённые реакции: умение кричать, умение двигать конечностями тела, умение сосать, умение глотать, умение чувствовать боль и холод, умение чувствовать голод и т.д.

Проводя различные эксперименты над животными, И.П. Павлов показал, что на основе безусловных рефлексов посредством внешних воздействий можно вырабатывать условные рефлексы, создавая, таким образом, абсолютно новые модели поведения. К примеру, если собаке давать нюхать еду (внешнее воздействие), то у неё будет выделяться слюна и желудочный сок (безусловный рефлекс). Если же одновременно с едой включать электрический звонок (условный стимул), то собака со временем начнёт ассоциировать звук звонка с пищей, а слюна и желудочный сок начнут выделяться автоматически в ответ на предъявленный звонок, даже в том случае если еда дана не будет.

Очередным серьёзным направлением в психологии конца XIX — начала XX века, по мнению многих исследователей, которые дали учёным ресурс изучать тайные явления человеческой природы, стала психологическая теория, разработанная австрийским неврологом
Зигмундом Фрейдом, названная им психоанализом. На основе этой теории З. Фрейд разработал особенно эффективный для того времени метод лечения психических расстройств – метод свободных ассоциаций.

Стержневые положения психоанализа З. Фрейда можно сформулировать следующим образом: человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, по своей природе которые преимущественно бессознательны. Эти влечения можно сравнить с инстинктами животных.

Человеку хочется чего-то, но он не знает почему, в результате воспитания и прививания моральных норм, включающих в себя множество запретов, эти бессознательные влечения подавляются. Тем не менее, они остаются в бессознательном, периодически проявляясь в сознании в виде эмоциональных порывов, а также тайных желаний, в которых человек отказывается признаваться даже самому себе, подавляя их. Происходит конфликт между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом, что в результате приводит к психо-эмоциональным нарушениям: невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и т.п.

С позиции З.Фрейда, освобождение же от влияния бессознательных влечений и желаний может быть достигнуто через осознание человека, но попытки осознания этих влечений, чаще всего, приводят к психологическому сопротивлению из-за защитных механизмов, которые встроены в психику человека, однако которые можно преодолеть при соответствующей профессиональной поддержке.

Из наиболее сильных бессознательных влечений, которые подавляются в сознании, З. Фрейд делал акцент на сексуальном влечении, диктуемом инстинктом размножения. Вероятно, поэтому З. Фрейд стал считать основной и в какой-то степени единственной причиной возникновения психоэмоциональных нарушений именно подавленное сексуальное влечение. Особенно ярко это проявлялось в его методе свободных ассоциаций, предложенным учёным в качестве лечения невротических болезней.

Метод свободных ассоциаций состоял в том, чтобы пациент, страдающий психо-эмоциональным расстройством, удобно устроившись на кушетке в присутствии врача, говорил всё, что ему придёт в голову, причём неважно на какую тему, а врач должен был записывать его высказывания.

Следом врач анализировал высказывания, пытаясь найти в них связь с подавленными и вытесненными из сознания тайными влечениями, которую, конечно же, он в итоге находил, причём, как правило, в сдержанном сексуальном влечении, внушая пациенту, что это и есть причина его невротической болезни.

З. Фрейд уверял, что случайные высказывания пациента, вовсе не случайны. Они напрямую связаны (интерпретированы) с причиной возникновения его невротической болезни. Будучи расслабленным, пациент "изливает душу" врачу, а тот трактует поток случайных мыслей пациента как подавленные желания.

Само собой, врач раскрывал символическую форму, сводя её к вытесненным сексуальным влечениям, которые пациент «осознавал». Таким образом, было совсем неважно, что именно говорили пациенты на таких сеансах, ведь символы можно было трактовать как угодно.

-3

В итоге за такой «жульнический» подход Фрейд был подвергнут жёсткой критике преимущественно со стороны своих же коллег. Так его коллега, швейцарский психиатр и основоположник одного из направлений глубинной психологии, Карл Густав Юнг говорил, что пациенту вовсе не обязательно высказывать приходящие ему на ум любые мысли, а ему можно просто прочитать любой наугад выбранный абзац из газеты, который врач преподнесёт ему как подавленные сексуальные влечения.

Некоторых видные учёные (
Эрих Фромм, Карл Поппер, Питер Медавар и др.) изучающих труды З. Фрейда считали, что З. Фрейд не столько указал путь исследования проблемы бессознательного, а сколько создал псевдонаучное учение, подготовив почву для создания множества подобных псевдонаучных учений, которые и по сей день имеют свое продолжение.

В следующей статье мы рассмотрим такие направления в психологии, как
гештальтпсихология, гуманистическая психология и деятелей данных направлений. Спасибо за внимание, надеюсь, что статья оказалась для Вас полезной!