Мы взяли для заставки американский вариант презентации просто из-за наглядности, а не за "гранты ГоЗдепа". Картинка красочная, четкая и положение Швеции в указанный период иллюстрирует вполне доходчиво.
Пресловутый шведский нейтралитет был в годы Второй Мировой весьма условным и более подошел бы термин "неучастие в боевых действиях". Преобладающие прогерманские настроения среди правящих кругов, офицеров армии, флота и полиции, духовенства и части интеллигенции не являются секретом, как и результат их проявления в виде "диспропорции отношения" к разведывательной деятельности союзников (включая СССР) и Германии. И вообще к учету интересов воюющих сторон.
Транзит немецких войск через территорию Швеции (т.н. permitenttrafik) также не тайна за семью печатями. С июня 1940 года по август 1943 года немцы перебросили по железным дорогам Швеции порядка 2 млн. солдат из Норвегии и обратно и перевезли около 100 тысяч вагонов с военными грузами. Очень интересна тут оценка одного шведского военного - генерала Челльгрена (Kellgren):
«Кому мы нанесли ущерб? Норвегии – нет, мы даже помогли норвежскому Сопротивлению, убрав из страны от 15 до 20 тысяч солдат вермахта; западным державам – вряд ли, они тоже были заинтересованы в том, чтобы давление на них на западе уменьшилось, и, судя по реакции английских и американских военных атташе, этот эпизод в Лондоне и Вашингтоне восприняли как мелочь; русским – да, конечно, но не настолько, чтобы повлиять на ход войны. Русские бабы нарожали много солдат – справятся и с Энгельбрехтом! Помогли финнам – да, но как же иначе: к ним в Швеции всегда питали самые тёплые чувства.»
Надо сказать, что прогерманские настроения в Швеции отнюдь не были всеобщими и значительным процентом населения не поддерживались. А после 1943 года все поменялось радикально и на официальном уровне. Успехи Красной Армии на советско-германском фронте отрезвили многие горячие и не очень умные головы.
Мы привыкли смотреть на мир со своей колокольни, так сказать. Иногда нас пытались научить эту колокольню сменить на какой-то стремный полуподвал и скромно выглядывать оттуда, дивясь на достижения "свободного мира". И то и другое искажает восприятие. А надо просто понимать, что у каждого народа СВОЯ ПРАВДА и СВОИ ИНТЕРЕСЫ. Это не плохо и не хорошо, это просто так, надо принять, запомнить и не питать иллюзий.
К началу Второй Мировой шведы ощущали угрозу оккупации всей страны или ее части не только от Германии, но и от Англии и Франции. И срочно приводили в порядок свою армию. Лавирование между интересами воюющих держав с коррекцией предпочтений в зависимости от успехов на фронте это не только шведская специфика. Так вела себя Португалия, например и в каком-то смысле Испания.
Постоянный теперь уже наш автор Борис Николаевич Григорьев, полковник СВР в отставке, в свое время писал для шведских читателей, уже находясь на пенсии. Нашему проекту автор безвозмездно предоставил право публикации своих работ, в том числе ранее изданных в Швеции в собственном переводе.
Мы не можем разместить их на канале из-за правил данного ресурса, но имея письменное разрешение Бориса Николаевича, вполне имеем право опубликовать упомянутые материалы на сайте проекта ( текст из книги «Место встречи Стокгольм», вышедшей осенью 2008 года в издательстве «Эфрон и Дочь» (Швеция) - см. ссылку ниже):
Если читатель заинтересуется данным очерком, просим иметь сразу в виду два обстоятельства:
1) Он писался для шведской аудитории. При этом принципиальные вопросы Борис Николаевич излагает в привычной нам версии.
2) Он писался в тот период, когда не упомянуть о "сталинских репрессиях" было просто нельзя. Тем более, что они в реальности таки были.
Время все расставило на свои места. Теперь по открытым архивам можно отследить подготовку СССР к войне с Германией, что легенду "о близоруком Сталине, верящем Гитлеру" радикально опровергает. Советское руководство всячески оттягивало неизбежное столкновение, стремясь получить из Рейха максимальное количество станков и технологий, укомплектовать дублирующие заводы вне Европейской части СССР, перевооружить Армию и Флот. Последние эшелоны с оборудованием ушли сразу на Урал, потому что позади них громыхала война - немцы тоже со своей стороны старались "не вспугнуть".
Насколько это понимали авторы мемуаров, вышедших в свет в Хрущевские времена, вопрос отдельный. В разведке они служили или в армии - не важно. Политическая конъюнктура была всегда и действовала везде. Вот только что один сенатор в эфире государственного телеканала потребовал реабилитировать Абакумова и возродить СМЕРШ... Кто бы мог подумать, а?
Можно по-разному относиться к сталинскому периоду и сталинским методам, но надо понимать, что на смену им пришла тенденция, перечеркнувшая будущее Великой страны - формирование властных кланов, на которые нет управы. Так, на секундочку, задумайтесь о размерах зарубежных активов, которые в момент развала СССР из государственной собственности перешли в чьи-то частные руки. И некоторые из этих рук росли из плеч, прикрытых погонами с большими звездами. Дальше не будем тему развивать, понятно какие это были погоны. Так может сталинские чистки не абсолютное зло, а неизбежная санация? Только слишком жесткая и местами безграмотно проведенная.
Впрочем, это все информация к размышлению. А очерк Григорьева интересен, прежде всего, малоизвестными нашему читателю деталями, "взглядом изнутри" и оценками человека, хорошо и глубоко знающего местные настроения, обычаи и традиции. Борис Николаевич работал как раз в Швеции.
Тут мы переходим еще к одному важному уточнению.
90-е и частично "нулевые" это особое, неповторимое время. Время замечательных открытий и опасных иллюзий одновременно. Многие из нас увидели, что по тут строну бывшего фронта холодной войны живут тоже вполне нормальные ребята. Не все, но встречаются. И вроде как больше нечего с ними делить.
Вот это как раз и было весьма опасной иллюзией. Самообманом. Самокидком, так сказать, на радость врагам, которые никуда не делись. Ибо были те враги не на уровне идеологии, а на уровне геостратегии, где мы все лишние, потому как владеем нужными им ресурсами. А хорошие ребята, действительно, есть в каждой стране. И часто ей вполне искренне служат, выполняя свой долг, как они его понимают. Мир никогда не был черно-белым.
Понимание подлинных причин происходящего пришло чуть позже и, увы, не ко всем. Однако, это не отменяет факта, что бывшие противники иногда становятся лучшими друзьями. Такой парадокс нам доводилось в жизни видеть не раз.
Вот и Борису Николаевичу в его новом амплуа писателя и историка сильно помог бывший полицейский комиссар, начальник русского отдела СЭПО (SÄPO; аббревиатура от Säkerhetspolisen — Служба государственной безопасности) Туре Фошберг, собиравший когда-то материал для выдворения из Швеции сотрудника диппредставительства СССР Бориса Григорьева.
Их писательский тандем в Швеции был весьма популярен именно двойственностью изложения - с одной стороны и с другой, что в сумме давало достаточно объективную картину.
В России эти книги издавались очень малыми тиражами и вряд ли кому из наших подписчиков известны. Очень зря. Работы Бориса Николаевича Григорьева актуальны и сейчас. Даже правильней будет сказать - сейчас особенно.
В мире достаточно много людей с уважением относящихся к нашей стране и ее истории. С пониманием относящихся к нашей вынужденной миссии очередного обнуления возрождённого фашизма. Даже в стане "недружественных стран". Или просто среди стран "третьего мира". И в то же время среди официальных союзников из числа бывших советских республик зреют уже давно на государственном уровне русофобские концепции и настроения, а во внешней политике прослеживается откровенное предательство союзнических интересов.
Давайте в этот раз будем, наконец, прагматиками. Пора научиться уже.
Работы Бориса Николаевича Григорьева по "шпионской" тематике мы обязательно опубликуем на сайте проекта и в книжном формате. Сейчас готовится к выпуску сборник рассказов.