Найти тему
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ, Лебедева М.В. (1895-1942).

Здравствуйте, друзья! Судя по вашим отзывам, у большинства любителей фарфора заметен неугасающий интерес к такому явлению в русском искусстве начала XX-го века, как Советский АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР. В связи с этим я продолжаю знакомить вас (да и себя - чего скрывать!) с художниками, работавшими в данном направлении.

"Хотелось бы всех поимённо назвать..."

Данная статья посвящена Марии Васильевне Лебедевой (1894\95-1942). Последняя дата после тире криком кричит о трагедии Ленинграда - зимней блокадной зиме 1941-42 гг. Но начнём по порядку. Вот краткая её биография, взятая с бора по сосенке из разных источников (не ждите от меня каких-то "новых сведений", "открытий" и новых дат, не соответствующих устоявшимся!).

Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила художественную школу "Общества поощрения художеств". Как и А.В Щекатихина, была ученицей И. Я. Билибина. Вместе с Щекатихиной совершила поездку по северным русским городам. После получения образования 1917-м году трудилась учителем рисования. В галерее ниже приведены иллюстрации книги сказок, выполненные М.В. Лебедевой. Чувствуется сильное влияние "мирискуссников", и прежде всего И.Я. Билибина (что естественно).

Первый приход её на ГФЗ (и это был наиболее интересный с точки зрения творчества период) приходится на 1919-й год. Сначала она работала в филиале живописного цеха при бывшем училище барона А.Л. Штиглица, затем - конкретно на Фарфоровом заводе. И так - до 1924-го года.

Сколько ей было в 1919-м? 24. Сколько в 1921-м? 26. Творила она во вполне авангардистской стилистике, но более всего меня удивила как манера её росписи, так и сама концепция рисунка. Всё это в корне отличается от манеры и концепции других художников АВАНГАРДА, попавших под обаяние чехонинского стиля. Она не призывает Революцию. Она не радуется приходу Революции. Её не распирает от открывающихся "прорывных перспектив" развития Человечества. Её внутреннее зрение видит глубже и дальше своих маститых коллег. Она отказывает Революции в посыле к чему-то Новому и Светлому. В её живописи нет ничего радостного. Никакого торжества. Только ужас, смерть, развал и деградация. При всём при том - довольно яркие броские "графичные" рисунки. Особенно показательно в этом смысле блюдо (а фактически - картина, сделанная на фарфоре) под стандартным лозунгом для агитационной посуды тех лет "Кто не работает, тот не ест". Смотрим, анализируем...

Работы Лебедевой можно назвать АГИТАЦИОННЫМ ФАРФОРОМ НАОБОРОТ, или АНТИАГИТАЦИОННЫМ ФАРФОРОМ. Что мы наблюдаем в рисунке? Женщина-горожанка, в боа, когда-то модной одежде, в тонких перчатках выделанной кожи, не приспособленная к тяжёлому физическому труду, истощённая, возможно, больная. Немолодая (судя по многочисленным морщинам) стоит с кульком (нечто, завёрнутое в платке). Скорее всего, там вещи, вынесенные на продажу. Очевидно, голодная. Продаёт вещи, чтобы выжить, чтобы взамен найти пропитание. Но она не выживет! В блокадном Ленинграде 1941-го таких как она (а это тысячи и тысячи жителей города), сотрёт в ничто голод. А после Октябрьского переворота подобные "эксперименты" выделывали большевики, показавшие полную некомпетентность в экономике и людоедство в идеологии. Красная звезда одним из своих концов, как сапожищем, пинает женщину в живот. Женщина не может устоять на ногах. Мы фактически видим её в момент падения.  Логика большевиков:  чтобы есть, она должна работать. Кто не работает, тот не ест (остаётся без пайка), и значит, подыхает. Кто знает: возможно, обострённым внутреннем зрением Лебедева предувидела свою собственную судьбу?.. Блюдо с лозунгом:"Кто не работает - тот не ест". ГФЗ, 1920. Надглазурная полихромная роспись. Размеры: 4,3х31,1 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-1810. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Работы Лебедевой можно назвать АГИТАЦИОННЫМ ФАРФОРОМ НАОБОРОТ, или АНТИАГИТАЦИОННЫМ ФАРФОРОМ. Что мы наблюдаем в рисунке? Женщина-горожанка, в боа, когда-то модной одежде, в тонких перчатках выделанной кожи, не приспособленная к тяжёлому физическому труду, истощённая, возможно, больная. Немолодая (судя по многочисленным морщинам) стоит с кульком (нечто, завёрнутое в платке). Скорее всего, там вещи, вынесенные на продажу. Очевидно, голодная. Продаёт вещи, чтобы выжить, чтобы взамен найти пропитание. Но она не выживет! В блокадном Ленинграде 1941-го таких как она (а это тысячи и тысячи жителей города), сотрёт в ничто голод. А после Октябрьского переворота подобные "эксперименты" выделывали большевики, показавшие полную некомпетентность в экономике и людоедство в идеологии. Красная звезда одним из своих концов, как сапожищем, пинает женщину в живот. Женщина не может устоять на ногах. Мы фактически видим её в момент падения. Логика большевиков: чтобы есть, она должна работать. Кто не работает, тот не ест (остаётся без пайка), и значит, подыхает. Кто знает: возможно, обострённым внутреннем зрением Лебедева предувидела свою собственную судьбу?.. Блюдо с лозунгом:"Кто не работает - тот не ест". ГФЗ, 1920. Надглазурная полихромная роспись. Размеры: 4,3х31,1 см. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-1810. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

А теперь взглянем на другие её работы...

Ваза, при всей внешней помпезности, богатой позолоте и сложным цветочным гирляндам - в качестве дополнительного украшения - в концепции росписи удивляет откровенным РЕАЛИЗМОМ, вплоть до ультрамодного течения двадцатых годов XX-го века (в основном, правда, в литературе) - НАТУРАЛИЗМОМ. Но по стилистике, это, безусловно, АВАНГАРД.

Тем не менее очевидно, что Мария Васильевна по мироощущению не была мрачным человеком. Просто она попала в Мрачное Время, но тянулась к прекрасному. Вот её росписи без привязки ко времени и к политике.

Сервиз "Старое и новое". Смотрим предметы.

М.В. Лебедева - участник выставок "Мир искусства", "Общины художника", "Художники РСФСР за 15 лет" (Ленинград, 1932).

В начале 1930-х годов скоростная индустриализация СССР, экономические шараханья той поры, постоянный поиск вредителей-шпионов-диверсанов (дабы перебить поиском врагов некомпетентность руководства), необеспеченность выпущенных "пустых" денег товарами привели к тому, что снова вместо хлеба и масла в ход пошла агитация и пропаганда. На фоне тяжелейших перемен в жизни страны, в прикладном искусстве стал царствовать неприкрытый оптимизм и радость. Минимальный реализм стал опасен. Только бравурные "победы" и "успехи"!

Сервиз "Наркомпрос" на форме "Наркомпрос", как эстетический "привет" С.В. Чехонину, главному создателю концепции АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА, в 1928-м году навсегда покинувшему СССР.

С 1924 по 1927 годы М.В. Лебедева преподаёт в художественном техникуме Витебска (Прикладное искусство). С 1933 по 1940 годы с перерывами Лебедева работает в Минском художественном институте, выполняет росписи на Фарфоровом заводе. С чем связана такая тяга к Белоруссии, и переезды то Витебск, то в Минск? Могу только предполагать: с семейной жизнью. Но ни о семье, ни о личной жизни М.В. Лебедевой у меня сведений нет. Также я не отыскал ни одной её фотографии. Как и прежде обращаюсь к читателям: если у вас есть какая-либо дополнительная информация о М.В. Лебедевой, поделитесь ею в комментариях. Заранее благодарю.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!