В интернете, в том числе и на Дзене достаточно широко представлены и регулярно вновь публикуются материалы, посвященные предметам военного и гражданского костюма, «изобретенным» известными военными персонажами или, по крайней мере, носившим их имя. В таких статьях речь всегда идет о стандартном наборе – реглан, кардиган, галифе. Давайте немного расширим этот список и вспомним еще о нескольких подобных элементах мундира/костюма - когда-то очень модных и популярных, а ныне практически забытых.
«Штаны Лассаля»
Французский генерал эпохи Первой империи Антуан Шарль Луи Лассаль известен нашему современнику преимущественно по своему знаменитому высказыванию о том, что «гусар, который не убит в тридцать лет, не гусар, а дрянь». Судьба самого Лассаля, как известно, фактически соответствует провозглашенному им принципу – генерал погиб в тридцать четыре. Меньшее количество людей осведомлено о его военных подвигах, которых было немало. Но, по-видимому, вовсе мало кто сейчас помнит, что Лассаль в свое время «изобрел» или, по крайней мере, ввел в моду во французской армии длинные походные кавалерийские штаны, подшитые для предотвращения от истирания, кожей. Штаны эти постепенно получили распространение во французской легкой кавалерии и стали известны как «штаны Лассаля» (pantalones a la Lasalle). На самом известном своем портрете генерал изображен именно в таких штанах.
Следует отметить, что, строго говоря, в действительности Лассаль не может считаться «первооткрывателем» штанов такого типа, потому что временами подобное использовалось и ранее, например, штаны с подшитой внизу штанин кожей, имитирующей голенища сапог, входили в состав «потемкинской» униформы русских пехотинцев 1786 г. Между тем, сами «штаны Лассаля», изначально подшитые кожей внизу штанин и иногда – немного «в шагу», в соответствии с модой, стали постепенно все более и более этой кожей «обрастать». В результате в некоторых случаях кожаная обшивка занимала уже большую часть «площади» штанов, а об изначальном их цвете напоминали лишь небольшие оставшиеся видимыми участки не покрытого кожей сукна – см. правую фигуру на иллюстрации ниже.
«Штаны Лассаля» использовались во французской армии на протяжении практически всего XIX в.
«Шляпа Кошута»
В 1851 г. в Нью-Йорк прибыли бывший глава правительства Венгрии в период национальной революции 1848-49 гг. Лайош Кошут и несколько его соратников. После поражения венгерской революции те из активных революционеров, кто сумел спастись от мести австрийцев, были вынуждены отправиться в изгнание, некоторые осели в США. Здесь венгерские политэмигранты пользовались сочувствием, в Нью-Йорке местными предпринимателями был создан благотворительный фонд для помощи беженцам. Одним из наиболее активных его жертвователей был местный производитель головных уборов Джон Н. Генин. Накануне прибытия Кошута Генин как раз запустил в производство новую модель шляпы, сильно отличающуюся от модных в то время жестких цилиндров – мягкую, с невысокой тульей, и теперь думал, как бы ее сделать популярной. Предстоящий приезд венгерского революционного лидера натолкнул его на мысль – а что, если добавить к шляпе сбоку перо, чтобы она выглядела «по-венгерски» и назвать ее «шляпой Кошута» (Kossuth hat)? Когда венгр прибыл, Генин попросил о встрече с ним и преподнес ему шляпу в подарок. Кошуту головной убор понравился, он был удобен, действительно напоминал шляпы, носившиеся в Венгрии, и, кроме того, даритель был известен как активный благотворитель венгерских эмигрантов – почему бы не выразить ему благодарность таким своеобразным способом? Весь период своего пребывания в США, в ходе которого Кошут совершал по сути турне по разным городам и штатам, он носил преподнесенную ему Гениным шляпу.
Кошут был популярен, его поездка по США пользовалась постоянным вниманием СМИ, подробно описывавших в том числе и его внешний облик. В результате «шляпа Кошута» стала пользоваться бешеным спросом. А, учитывая, что шляпа была действительно удобной, ее оценило и американское военное ведомство, введя в качестве регламентного головного убора в 1855 г. для кавалерийских полков, а в 1858 г. – и для частей других родов войск. Несмотря на то, что по популярности со «шляпой Кошута» активно соперничало кепи французского образца, и в период Гражданской войны в США, многие части обеих сторон конфликта носили головной убор по типу когда-то подаренного изгнанному венгерскому лидеру. Правда, у шляпы и ее модификаций появлялись все новые названия – «шляпа Харди», «шляпа Джеффа Дэвиса». Ниже на фото офицер северян позирует рядом с одним из «потомков» «шляпы Кошута».
«Сапоги а ля Суворов»
А вот следующий предмет человек, именем которого его называли, не «изобретал» и, судя по всему, никогда и не носил. В конце XVIII-начале XIX вв. во многих европейских странах среди военных и гражданских стали очень модными сапоги с фигурным («сердечком») вырезом спереди вверху голенища и иногда прикрепленной в этом месте кисточкой. По сути речь идет о том, что в России того времени называлось «гусарскими ботиками». В Англии эту обувь называли «сапоги а ля Суворов» - boots a la Suwarow – именно так, через «a» и «w». Вот, в таких сапогах позирует на известном портрете работы Дж. Доу из Военной галереи Зимнего Дворца фельдмаршал Артур Уэлсли, герцог Веллингтон
Но Суворов, по-видимому, никогда не носил подобных сапог. По крайней мере, его созданные с натуры изображения в такой обуви мне не известны. В состав регламентной униформы русского генерала входили высокие ботфорты.
Почему же в глазах (и устах) европейских, прежде всего английских модников, эти сапоги оказались связаны с именем русского полководца? Есть версия, что причиной этого стало то, что в такой обуви Суворов часто изображался на английских карикатурах периода Итальянской и Швейцарской кампаний 1799 г. На этих карикатурах, как известно, Суворов вообще, мягко говоря, мало похож на реальный прототип, что уж там говорить о степени достоверности изображенной обуви.
Однако в той же Англии у «сапог а ля Суворов» было и другое наименование – «гессенские сапоги» (hessian boots), которое со временем и вытеснило «суворовское» название.
«Мундир а ля Кински»
Истоки появления названия последнего на сегодня предмета мне выяснить не удалось. В 1806-10 гг. во французской легкой кавалерии получил распространение новый походный мундир – короткий, однобортный, более удобный, чем официально принятый парадный. Этот предмет одежды был известен как «мундир а ля Кински» ( habit à la Kinski)
Ни в одном из виденных мною исследований по французским униформам периода Первой империи нет объяснения, почему этот мундир получил такое название. Фамилию Кински носил известный и старинный австрийский, точнее – богемский, княжеский род Кински фон Вхинниц унд Теттау. На момент появления рассматриваемого мундира главой рода Кински фон Вхинниц унд Теттау был князь Фердинанд Иоганн Непомук Иосиф, родившийся в 1781 г. В 1809 г. Ф.И.Н.И. Кински фон Вхинниц унд Теттау в 1809 г. вступил в относившийся к австрийскому ландштурму (ополчению) Легион Эрцгерцога Карла. А в 1811 г. поступил в регулярную часть – Уланский князя Шварценберга полк, то есть как раз-таки часть легкой кавалерии, носившую короткие мундиры, которые могли бы послужить образцом для подражания французских легких кавалеристов. В мундире этого полка князь изображен на единственном его портрете, который мне удалось найти
Однако загвоздка состоит в том, что в уланы наш князь поступил через пять лет после появления у французов «мундира а ля Кински». В тот период, когда французские конные егеря впервые меряли свои новые удобные мундиры, названные как бы его именем, князь Фердинанд Иоганн Непомук Иосиф Кински фон Вхинниц унд Теттау еще и не помышлял о военной карьере. В общем, пока непонятно….
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.