Русский летописец:
"В лѣто 6761 году июня въ 29 день преставися преподобный Петръ царевичь в Ростовѣ."
Ничего не смущает? 1253 г., 13-й век: какой-такой "царевич Пётр" в Ростове?
Начну, как полагается во всех "клюквенных" историях, с самого "достоверного" источника сведений о царевиче - Повести о Петре, царевиче Ордынском.
История Петра
Кирилл, епископ Ростовский, поехал как-то на приём к президенту улуса Джучи Берке. Тот, как водится, Кирилла принял, выслушал, сильно полюбил и за то наградил. Даже пожаловал посмертную ренту - Кириллов уже в те времена сильно любили. А когда единственный сын президента сильно заболел, то Берке послал в Ростов за епископом: уже в то время врачи ничего не умели - помочь мог только хардкор, только епископ. Кирилл, естественно, поехал обратно к Берке, побрызгал святой водой на его единственного сына (а врачи-то не знали!), и тот оздоровел. Президент Берке ещё сильнее полюбил епископа Кирилла и наградил того уже пожизненной рентой, правда - за счёт епископских же прихожан. И вот когда Кирилл поехал домой, пристал к нему "некий же отрок, ханова брата сын". Племянник президента, то бишь.
Мальчонка, видать, был сильно философского склада ума, поскольку мучался основным вопросом философии: "Как это веруют ханы наши в солнце и месяц, в звезды и огонь? А кто же истинный бог?" По своему мальчишескому любопытству мальчонка подслушал, что Кирилл рассказывал Берке о Русской земле, и по своему мальчишескому экстремизму в Русскую землю решил поехать: "Как так? У нас в земле Джучинской никаких чудес от солнца, месяца, звёзд и огня не бывает, а в Русской земле куда ни ступишь, везде в чудо попадёшь - хочу туда!" Мама - вдова к тому времени - естественно вразумляла отрока: "Смотри, какое наследство от папы осталось: тут тебе и дом в Чикаго, и девки, и машины!", но тот в никакую: хочу, мол! Папино наследство разбазарил и с Кириллом уехал. Кириллу тогда, кстати, тоже немало добра перепало.
Захотел мальчонка креститься: как иначе к чудесам припасть? А Кирилл в никакую: мало ли, будут мальчонку искать - всё-таки президентов племянник, найдут, ладно за киднепинг отбрехаться можно - тут же вопрос философский, а у столичных джучинцев же просто: секирбашка - и вопроса нет. Неохота. В общем, подождал Кирилл благоразумно, пока президент Берке не помер, мамаша мальчонки, видать, тоже к тому времени уже померла - никто мальчонку не ищет, ну и окрестил парня Петром по всей форме, как полагается. Ну и хорошо, ну и ладно. Потом и сам Кирилл помер, а Петру остались чудеса: "слезные молитвы днем и ночью возносить к богу и строго соблюдать пост", как завещал ему Кирилл.
Поскольку Пётр к тому времени стал уже изрядным отроком, доставшиеся чудеса оказались хоть и желанными, но несколько... однообразными. И чтобы разнообразить свою жизнь, нередко занимался Пётр "своими царскими утехами". Не-не! Не то, что вы подумали - строго пост, все дела! Всё традиционно: охота-рыбалка-туризм. Ну и как-то после охоты задремал Пётр на берегу Ростовского озера, глядь! - являются ему двое, как жар горя. Разбудили, так и так, говорят, не зря ты, Петр, молился, шеф нас к тебе прислал сказать, что "... укрепит он род, и племя твое, и внуков твоих до скончания мира, и вознаградит тебя...", и весьма, весьма размножит, и всё такое прочее - как полагается. Да, ещё велел передать тебе два мешка денег - серебра и золота - на постройку недвижимости. Вот прямо здесь и построй шефу церковь. А если что - ссылайся на нас: Петра и Павла, боговых посланников. Держи наличные.
Вот. Дождался - чудо уже настоящее. Финансирование есть - принялся Пётр чудесное поручение выполнять. Решил вопросы отвода земельного участка, видать и проектантов нашёл, поставщиков материалов, строителей - всё, как полагается. Если что - ссылался на Петра и Павла, сильно помогало. Но... Вроде стройка идёт, всё на мази, а чего-то не хватает - загрустил Пётр, затосковал. Естественно, местный губернатор забеспокоился: а ну как такой инвестор с его территории уйдёт? Местный управляющий по философским вопросам тоже: в его же ведение новостройка планировалась. Да, надо сказать, что Пётр к тому времени совсем заматерел: "был Петр высок ростом и красив лицом". Ну и губернатор с замполитом смекнули - мужику девка нужна: хорошая девка у мужика любые посторонние мысли враз отобьёт и к месту привяжет. Пошли к Петру. Так, мол, и так, понимаем, стройкой занят, на личное времени нет. А потому подобрали тебе девку: губами червлена, бровьми союзна, ну и остальное прочее тоже себе ничего - давай, женись, девка хорошая, а то иначе как "весьма, весьма размножу"? Без личного участия в этом деле - никак. Пётр прикинул: стройка к завершению идёт, чудо закончится - что дальше делать, а тут - девка: губы, брови, ну и остальное всё такое прочее... приятное... Опять же, женится - всегда под рукой, удобно - чудо! Ну и согласился. К тому же девку ему подобрали из хорошей семьи, из его же, джучинских: в Ростов к тому времени уже успели понаехать.
Пётр с губернатором сошёлся: тот его на рыбалку, охоту с собой брал, даже побратался - умный губернатор был. А потом видит - Пётр-то на сторону уже и не смотрит - совсем местным стал, ну и документ Петру составил: философские вопросы - вопросами, а недвижимость порядка требует. Оформил договор купли-продажи по всей форме. Пётр хоть и поупирался вначале - зачем мне все эти ваши чиновничьи закорючки? - но согласился: губернатор, всё-таки, умный человек, мало ли чего, а тут документ будет. И не зря согласился.
Со временем тогдашний епископ умер. За ним - губернатор, а потом и сам Пётр. Похоронили на том месте, где его Пётр с Павлом разбудили. А договор купли-продажи потомкам Петра не раз пригождался: если чего - те документ: нате, в центральной регпалате зарегистрирован. Хотите запрос сделать? Однажды даже ревизор налоговый Ростов решил пошерстить, так к нему правнук Петров с прочими ростовчанами вышел, документ показал - ревизор аж вздрогнул! Кстати, у ревизора сын единственный тогда болел. Правнук Петра - Игнат - историю свою знал, с чего всё началось, ну и местному епископу: давай, мол, иди, лечи, я-то - да, а вот всем остальным кирдык может быть. Епископ, хоть и трусоват был, но пошёл, святой водой побрызгал, сын того сурового налоговика и оздоровел. Налоговик, естественно, обрадовался и Игнату обещал, чтоб, в случае чего, сразу к нему обращался, тот все вопросы враз решит. Да, и Ростов шерстить не стал.
Вот такая история. В 1547 году РПЦ канонизировала Петра, царевича Ордынского, в качестве святого.
А был ли мальчик?
Вопрос не праздный. Во всех найденных мною источниках папой царевича назван Орда-Эджен - старший брат хана Бату.
Историческая справка:
Орда-Эджен (он же - Орда-Ичин, он же - просто Орда), старший сын Джучи, внук Чингис-хана, старший брат Бату. Как указывает Рашид ад-Дин в Повествовании о Джучи-хане, сыне Чингиз-хана (Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т.2. Изд. АН СССР, М., Л.: 1960, стр. 66), Орда имел семь сыновей: Сартактай, Кули, Курумиши, Кункиран, Чурмакай, Кутуку и Хулагу.
Ни в списке РНБ, Софийское собр., № 1364, изданному в кн.: Русские повести XV—XVI вв. М.; Л., 1958. С. 98—105, ни в тексте, опубликованном в Ярославских епархиальных ведомостях за 1875 г. №39, неофициальная часть, да и, как я поискал, в других списках имя "царевича" не указывается. Тем не менее, во многих местах сказано, что по-джучински звали царевича вроде как Даир Кайдагул, но откуда это пошло, я так и не нашёл.
Ну и где ж тогда в списке сыновей Орды Даир Кайдагул, он же - царевич ордынский Пётр? - А его нет. О как! И ведь не мог уважаемый Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани не знать о такой важной династической личности, как царевич-чингизид, никак не мог. И никак не мог не указать его в родословной властителя улуса Джучи, не мог. Тем более, что он был практически современником Петра Ордынского. Но - не указал. Какие могут быть тому причины?
Первая и самая очевидная - да не было никакого Даира Кайдагула. Вообще не было. - Как так? - Да вот так. - А как же канонизация, могила царевича?
- А какие проблемы? Вон Меркурий Смоленский - личность ещё более сомнительная. И ничего: канонизировали, сандалям его железным производства века 15-16-го поклоняются - всё чин-чином. Понадобился такой рязанский святой - свято место пусто не бывает: появился.
Дело в том, что исследователи Повести - практически все - отмечают, что весьма важной её составляющей частью является описание того самого документа - княжеской грамоты, удостоверяющей право собственности монастыря, по Повести основанного Петром, на земли, воды и леса. А Повесть была написана именно в то время - видимо, середина-конец 15-го в. - когда Московская власть утверждалась в Ростове, и великий князь Московский начал реквизировать монастырскую собственность, подрывать, так сказать, финансовую основу сепаратизма: земли жалованы - жалованы, вот как жалованы, так и разжалованы! А Петровский монастырь ему Повесть: сорри, господин Рюрикович, землица наша и прочее - не жалованы светской властью, а честно у неё куплены. Так что реквизиции никак подлежать быть не могут. Ещё раз просим покорно извинить. Кстати, в середине века 17-го Петровский монастырь обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с просьбой разрешить ему рыбную ловлю на основании того, что это следует из Повести о Петре Ордынском - Жития Петра царевича, и Михаил Фёдорович повелел этот документ - Житие - исследовать, что и было сделано, и определено, что писалось оно "в лето 6987", то есть - 1478-79 г.г.
В общем, бизнес есть бизнес: коль нужен для этого святой, он будет.
Вторая возможная причина - был-таки некий Даир Кайдагул, который и впрямь понаехал в Ростов и там крестился-женился, но - не царевич. Попробовал бы он царевичем самовольно назваться - враз бы следователи джучинские приехали и разобрались бы, кто да почему. А метод решения философских вопросов у них был тогда один - оно ему надо? А поскольку не царевич, то он и не был упомянут Рашидом Абульхайровичем. А царевичем его уже православные попы нарекли, чтоб, панимаешь, для солидности и авторитета. Благо, что к тому времени джучинская власть над Русью-матушкой начала заканчиваться, и важняков следственного комитета сильно можно было уже и не опасаться. То бишь, Повесть имеет таки под собой некую фактическую основу, использованную монастырской братией для успешного ведения бизнеса.
Какому из этих двух более-менее правдоподобных вариантов отдать предпочтение... хм... право, не знаю.
С одной стороны, второй - несколько более правдоподобен: хорошую легенду сочинить с нуля - большого умения требует, можно и проколоться (см. смоленские сандали). С другой стороны...
Крещение и переезд царевича-чингизида на ПМЖ в русский город - случай, скажу, неординарный и должен бы быть упомянут в каких-либо источниках помимо беллетристической Повести. Однако, ни в Лаврентьевской, ни в Ипатьевской, ни в Патриаршей, ни в Воскресенской - я их просмотрел - "царевич" не упоминается ни в 6761, он же - 1253 году - смерть "царевича" согласно Повести, ни в 6798 (1290) году, когда "царевич" умер согласно официальной церковной версии. Полагаю, что такая же картина и во всех остальных относительно "ранних" летописях. А вот в Мазуринском летописце между 6757 (1249) и 6761 (1253) годами кратко излагается содержание Повести о Петре, царевиче Ордынском, но сохранившийся список этого летописца датируется лишь серединой 17-го века.
Однако, вот, какая штука: хотя в Воскресенской летописи "царевич" не упоминается, но сказано, что в 6797 (1289) году, то есть аккурат за год до официальной смерти Петра, ростовцы изгнали понаехавших и осевших, видимо, в городе татар, а имения татарские по доброй русской традиции разграбили - не пропадать же добру. То же известие содержится и в Суздальской летописи, в той части, которую исследователи (Шахматов и др.) возводят к не дошедшей до нас именно что ростовской летописи. А в Устюжской летописи изгнание татар из Ростова записано под 6796 (1288) годом. То бишь, избиение ростовских татар в 1288-89-м году с большой долей вероятности достоверно.
Полагаю, изгнание было отнюдь не добровольным и могло сопровождаться положенными к тому эксцессами с возможными смертоубийствами. Вот тогда малознакомые ростовцы и могли сгоряча грохнуть богатого крещёного татарина Петра-Кайдагула. Поскольку тот был крещён, запись о его смерти могла остаться в местном политуправлении, где он состоял на учёте - так его история и дошла до 15-го века, когда тогдашние политуправленцы решили использовать её для создания легенды легализации своей собственности.
Кстати, это избиение татар - не татарской военной силы, а именно гражданского населения - было не первым для Ростова: в Суздальской летописи за 6770 (1262) годом есть запись:
"изгнаша поганыхъ ѿ всѣх градовъ не терпѧ насильа их . тогда же Изосимү оубиша на Ӕрославлѣ злаго престүпника . того же лѣта престависѧ Кирилъ єпс̑пъ . того же лѣта поставленъ быс̑ Иѡан Ж. єпс̑пъ"
Полезно в связи с существованием "царевича" Петра посмотреть попристальнее и на эпизод с тем самым ревизором-налоговиком: летописи называют его имя - посол Ахмыл. Характеристика его во всех летописях как под копирку: "зело силён", мелкие расхождения связаны лишь со степенью ярости Ахмыла. В 6830 (1322) году он "много пакости учинил по Низовской земле и Ярославль взя и много христиан иссече". Поход его упоминается, к примеру, в Воскресенской, Лаврентьевской, Новгородской 1-й, Патриаршей, Типографской, Вологодско-Пермской летописях, в Мазуринском летописце, но нигде не упоминаются какие-либо действия его в Ростове и даже последствия его визита в Ростов, хотя по возвращению в Орду он наверняка сообщил бы хану о существовании в Ростове потомков царевича-чингизида, имеющих в силу этого, пусть и ничтожные, но права на ордынский престол, а с династическими вопросами в Орде обходились весьма серьёзно: секирбашка - и нет вопроса. Поскольку ни о каких подобных последствиях в летописях не упоминается, то визит Ахмыла в Ростов, не говоря уж о встрече его с потомками Петра Ордынского, представляется довольно сомнительным.
С датами в Повести о Петре, царевиче Ордынском, сущая чехарда, почище блошиного цирка. К примеру, упоминающийся в Повести епископ ростовский Кирилл ездил в Орду в 1253 году, где якобы и встретил Кайдагула-Петра, а по Повести Пётр именно в этом году и помер - магик!
Так что существование в Ростове "царевича" Петра представляются весьма, весьма мутным.
И ещё одно обстоятельство, связанное с монгольским именем Петра - Даир Кайдагул. Пробил я немного по сети "Даир" и "Кайдагул". Результат - ссылки либо на каких-нибудь современников Даиров и одноимённые фирмы, и Кайдагулов-Кайдагуловых, либо на Петра Ордынского и литературу, связанную с ним. Более - ничего. Но не на пустом же месте автор Повести придумал этого "Даира Кайдагула", не из пустой же головы выдумал?
Просмотрел всех потомков Джучи, но ничего похожего на Даир Кайдагул не обнаружил. Проштудировал перечни всех имён собственных в летописях Рашида ад-Дина. Из хоть как-то созвучных имён нашёлся Кайду, он же Хайду, он же Хай-ду:
Но Кайду, вроде как, на Руси не продвизался, да и знакомство русских православных попов 15-го века с трудом Рашида ад-Дина, писанным на арабском - сомнительно, сомнительно.
Однако, Кайдагул... агул... "-огул" же - весьма распространённая часть монгольских имён, а древневековые мастера русской словесности отличались особой страстью к иностранным именам собственным: один только Телебуга - Тула-Буге чего стоит 6-). Может, какой-то "-огул"? Кайда-огул? - И вот, какая штука: подходящий "-огул" у Рашида ад-Дина таки нашёлся - Кадан-огул, сын Угэдэя:
Кайдагул - Кадан-огул... Право же, звучит весьма схоже. Царевич - несомненно, уж куда больше: Угэдэй, его отец - законный сын самого Чингиз-хана! А мог ли он быть известен на Руси? - А мог! Причём, даже во времена жизни самого Петра Ордынского: Кадан-огул в 1237 г. участвовал во взятии Рязани, Переяславля, Козельска, возможно - Коломны (Рашид ад-Дин, т.2, стр. 38-39), а в 1239 г. наводил изрядного шороху во Владимирском княжестве - такое небыстро забывается.
Но и здесь - довольно сомнительная ситуация: выбрать для основателя православного монастыря имя изрядного... кхм... убивца и разорителя русских земель? - Ой ли. Хотя, кто знает... Имя должно быть правдоподобным, но малоизвестным, а в идеале - вообще неизвестным широкой публике. Кадан-огул - Кайдагул - почему нет?
Кстати, этот Кадан-огул - тот самый "король Кадан", ребята которого приучали варадинских жителей к европейской толерантности уже в те времена - см. воспоминания Рогерия Апулийского в статье о великом Варадине граде.
Насчёт "Даира". В сети нашёл написание этого имени на арабском как دَيْر . Гуглопереводчик определил язык пуштунский, и перевёл это слово как... "монастырь"! То есть, "Даир Кайдагул" - монастырь Кайдагул, монастырь Кайдагула, Кайдагуловский монастырь. Уж не знаю, правильно ли имя так пишется, неправильно, в арабском я - ни бельмеса, но... вот так получилось. Как говорится, совпадение? - не думаю 6-).
И что в сухом остатке?
А в сухом остатке имеется лишь грамота царя Михаила Фёдоровича воеводе ростовскому князю И.А. Засекину от 12.01.1645 о предоставлении братии ростовского монастыря Петра Царевича права рыбной ловли в Ростовском озере.
Вообще документ - замечательный. Само содержание грамоты меня просто восхитило: у тебя на руках один документ, в котором вся история вопроса от самого начала до решения подробно описана, причём, в хронологической последовательности. И включая чёткую инструкцию, как с этим документом следует поступить. Итак, кратко содержание грамоты:
30.07.1644
Царь Михаил Фёдорович получает челобитную игумена ростовского Петра Царевича монастыря Леонтия с братиею, в которой они жалятся, что, мол, "до Московского де разорения" у монастыря была жалованная грамота царя на рыбную ловлю в Ростовском озере. Во время нападения "литовских людей" церковь сгорела, а вместе с ней и, по-видимому, жалованная грамота на рыбную ловлю. Сейчас же в Ростовском озере ловит рыбу кто попало, а мы, братия, без грамоты ловить не смеем. Поскольку исстари монастырь и церковь являлись собственностью Петра Царевича со потомками, что указано в житие Петра Царевича, на этом основании просим дозволения ловить рыбу в Ростовском озере.
22.09.1653
Царь Михаил Фёдорович посылает воеводе Засекину указ о проведении расследования по поводу прав Петровского монастыря на рыбную ловлю в Ростовском озере.
06.11.1645
Царь Михаил Фёдорович получает от воеводы Засекина отчёт о проведённом расследовании:
- Опрошено 150 человек разного звания и сословия. Все подтвердили, что:
- исстари игумены и братия монастыря Петра Царевича ловили рыбу в Ростовском озере по праву владения,
- ни нынешний игумен Леонтий, ни предыдущий - Сергий - сейчас рыбной ловлей не владеют,
- когда была утеряна жалованная грамота на рыбную ловлю - никто не знает, когда монастырь перестал владеть рыбной ловлей - никто не помнит,
- церковь в монастыре сгорела от попадания молнии.
Воевода нашёл в ростовской церкви Благовещения пресвятой Богородицы экземпляр Жития Петра Царевича, датированный 6987 (1479) годом, в котором упомянута рыбная ловля у монастыря, но сколько и чем ловить - не указано.
На допросе игумен Леонтий показал, что "до Московского разорения" монастырь владел рыбной ловлей в силу права собственности по наследству от потомства Петра Царевича, многие монахи помнят, что рыбачили двумя неводами, а теперь ловят все и сколько захотят, мы тоже хотим рыбной ловлей владеть, дайте нам грамоту.
12.01.1645
Царь Михаил Фёдорович посылает воеводе Засекину грамоту, в которой даёт право монастырю Петра Царевича ловить рыбу в Ростовском озере одним неводом.
Грамота упечатана царской печатью и удостоверена дьяком М. Чирковым и подъячим Ф. Корчёмкиным.
Нет, в датах я не ошибся:
И авторство царя я тоже не перепутал:
Почему я обращаю на это внимание: первый царь из династии Романовых великий князь Михаил Фёдорович скончался в Москве 13 июля 1645 года.
То бишь жалованная грамота вполне могла быть написана 12.01.1645 года, но вот прочие содержащиеся в ней даты... 22 сентября от имени умершего царя послана грамота воеводе Засекину... Да и не Засекин тогда был ростовским воеводой, а Никита Иванович Заболоцкий (см. Барсуков А. Списки городовых воевод Московского государства XVII столетия, стр.194), с мая 1645 года (эххх... не нашёл в сети списка ростовских воевод А.А. Титова 6-(). И по этой же причине никак не мог князь Засекин 6 ноября 1645 года писать царю отчёт о расследовании...
То есть даже сама царская грамота 1645 года, по крайней мере в редакции, опубликованной Ярославскими епархиальными ведомостями в 1893 году, является весьма, весьма сомнительным документом.
Вот и получается, что вся конструкция "святой преподобный Пётр, царевич ордынский" зиждется на сомнительном по содержанию, написанном спустя 400 лет после смерти персонажа неизвестно кем Писании, и более ни на чём. Такие дела.
Да, а к чести автора Русского летописца архиепископа Пахомия нужно сказать, что эту сказку он в свой труд всё же не включил. Видать, что-то подозревал 6-).
Кстати, имя, весьма схожее с Кайдагулом, в то время - до степени смешения, обнаруживается в российской истории в 16-м веке: Худай-Кул, он же - Ходайкол, он же - Кудайкул, умерший в Москве в 1523 году сын казанского хана Ибрагима. И вот, что примечательно: взятого в плен Кудайкула крестили именем... Пётр! Совпадение? - Не думаю! 6-)