Найти тему
История, кино и пиво

Русский летописец: О святом преподобном царевиче ордынском

Оглавление

Русский‏ летописец:

"В лѣто 6761 году‏ июня‏ въ‏ 29 день преставися‏ преподобный Петръ‏ царевичь в Ростовѣ."

Ничего не‏ смущает?‏ 1253‏ г., 13-й век:‏ какой-такой "царевич‏ Пётр" в Ростове?

Начну,‏ как‏ полагается‏ во всех‏ "клюквенных" историях, с самого "достоверного" источника‏ сведений о‏ царевиче‏ -‏ Повести о Петре, царевиче Ордынском.

История‏ Петра

Кирилл, епископ Ростовский,‏ поехал‏ как-то‏ на приём к‏ президенту улуса Джучи‏ Берке. Тот,‏ как‏ водится, Кирилла‏ принял, выслушал,‏ сильно полюбил и за то‏ наградил.‏ Даже‏ пожаловал посмертную‏ ренту -‏ Кириллов уже‏ в‏ те времена‏ сильно любили. А когда единственный‏ сын президента‏ сильно‏ заболел, то Берке послал‏ в Ростов‏ за епископом: уже в‏ то‏ время‏ врачи ничего не‏ умели -‏ помочь мог только хардкор,‏ только‏ епископ.‏ Кирилл, естественно, поехал‏ обратно к‏ Берке, побрызгал‏ святой‏ водой‏ на его‏ единственного сына (а врачи-то‏ не знали!),‏ и‏ тот‏ оздоровел. Президент Берке ещё сильнее‏ полюбил епископа Кирилла‏ и‏ наградил‏ того уже пожизненной‏ рентой, правда -‏ за счёт‏ епископских‏ же прихожан.‏ И вот‏ когда Кирилл поехал домой, пристал‏ к‏ нему‏ "некий же‏ отрок, ханова‏ брата сын". Племянник‏ президента,‏ то бишь.

Мальчонка,‏ видать, был сильно философского склада‏ ума, поскольку‏ мучался‏ основным вопросом философии: "Как‏ это веруют‏ ханы наши в солнце‏ и‏ месяц,‏ в звезды и‏ огонь? А‏ кто же истинный бог?" По‏ своему‏ мальчишескому‏ любопытству мальчонка подслушал,‏ что Кирилл‏ рассказывал Берке‏ о‏ Русской‏ земле, и‏ по своему мальчишескому экстремизму‏ в Русскую‏ землю‏ решил‏ поехать: "Как так? У нас‏ в земле Джучинской‏ никаких‏ чудес‏ от солнца, месяца,‏ звёзд и огня‏ не бывает,‏ а‏ в Русской‏ земле куда‏ ни ступишь, везде в чудо‏ попадёшь‏ -‏ хочу туда!" Мама‏ - вдова‏ к тому‏ времени‏ - естественно‏ вразумляла отрока: "Смотри, какое наследство‏ от папы‏ осталось:‏ тут тебе и дом‏ в Чикаго,‏ и девки, и машины!", но‏ тот‏ в‏ никакую: хочу, мол!‏ Папино наследство‏ разбазарил и с Кириллом‏ уехал.‏ Кириллу‏ тогда, кстати, тоже‏ немало добра‏ перепало.

Захотел мальчонка‏ креститься:‏ как‏ иначе к‏ чудесам припасть? А Кирилл‏ в никакую:‏ мало‏ ли,‏ будут мальчонку искать - всё-таки‏ президентов племянник, найдут,‏ ладно‏ за‏ киднепинг отбрехаться можно‏ - тут же‏ вопрос философский,‏ а‏ у столичных‏ джучинцев же‏ просто: секирбашка - и вопроса‏ нет.‏ Неохота.‏ В общем,‏ подождал Кирилл‏ благоразумно, пока‏ президент‏ Берке не‏ помер, мамаша мальчонки, видать, тоже‏ к тому‏ времени‏ уже померла - никто‏ мальчонку не‏ ищет, ну и окрестил‏ парня‏ Петром‏ по всей форме,‏ как полагается.‏ Ну и хорошо, ну‏ и‏ ладно.‏ Потом и сам‏ Кирилл помер,‏ а Петру‏ остались‏ чудеса:‏ "слезные молитвы‏ днем и ночью возносить‏ к богу‏ и‏ строго‏ соблюдать пост", как завещал ему Кирилл.

Поскольку‏ Пётр к тому‏ времени‏ стал‏ уже изрядным отроком,‏ доставшиеся чудеса оказались‏ хоть и‏ желанными,‏ но несколько...‏ однообразными. И‏ чтобы разнообразить свою жизнь, нередко‏ занимался‏ Пётр‏ "своими царскими‏ утехами". Не-не! Не‏ то, что‏ вы‏ подумали -‏ строго пост, все дела! Всё‏ традиционно: охота-рыбалка-туризм.‏ Ну‏ и как-то после охоты‏ задремал Пётр‏ на берегу Ростовского озера,‏ глядь!‏ -‏ являются ему двое,‏ как жар‏ горя. Разбудили, так и‏ так,‏ говорят,‏ не зря ты,‏ Петр, молился,‏ шеф нас‏ к‏ тебе‏ прислал сказать,‏ что "... укрепит он род,‏ и племя‏ твое,‏ и‏ внуков твоих до скончания мира,‏ и вознаградит тебя...", и‏ весьма,‏ весьма‏ размножит, и всё‏ такое прочее -‏ как полагается.‏ Да,‏ ещё велел‏ передать тебе‏ два мешка денег - серебра‏ и‏ золота‏ - на‏ постройку недвижимости.‏ Вот прямо‏ здесь‏ и построй‏ шефу церковь. А если что‏ - ссылайся‏ на‏ нас: Петра и Павла,‏ боговых посланников.‏ Держи наличные.

Вот. Дождался -‏ чудо‏ уже‏ настоящее. Финансирование есть‏ - принялся‏ Пётр чудесное поручение выполнять.‏ Решил‏ вопросы‏ отвода земельного участка,‏ видать и‏ проектантов нашёл,‏ поставщиков‏ материалов,‏ строителей -‏ всё, как полагается. Если‏ что -‏ ссылался‏ на‏ Петра и Павла, сильно помогало.‏ Но... Вроде стройка‏ идёт,‏ всё‏ на мази, а‏ чего-то не хватает‏ - загрустил‏ Пётр,‏ затосковал. Естественно,‏ местный губернатор‏ забеспокоился: а ну как такой‏ инвестор‏ с‏ его территории‏ уйдёт? Местный‏ управляющий по‏ философским‏ вопросам тоже:‏ в его же ведение новостройка‏ планировалась. Да,‏ надо‏ сказать, что Пётр к‏ тому времени‏ совсем заматерел: "был Петр‏ высок‏ ростом‏ и красив лицом". Ну‏ и губернатор‏ с замполитом смекнули -‏ мужику‏ девка‏ нужна: хорошая девка‏ у мужика‏ любые посторонние‏ мысли‏ враз‏ отобьёт и‏ к месту привяжет. Пошли‏ к Петру.‏ Так,‏ мол,‏ и так, понимаем, стройкой занят,‏ на личное времени‏ нет.‏ А‏ потому подобрали тебе‏ девку: губами червлена,‏ бровьми союзна,‏ ну‏ и остальное‏ прочее тоже‏ себе ничего - давай, женись,‏ девка‏ хорошая,‏ а то‏ иначе как‏ "весьма, весьма‏ размножу"? Без‏ личного участия‏ в этом деле - никак.‏ Пётр прикинул:‏ стройка‏ к завершению идёт, чудо‏ закончится -‏ что дальше делать, а‏ тут‏ -‏ девка: губы, брови,‏ ну и‏ остальное всё такое прочее...‏ приятное...‏ Опять‏ же, женится -‏ всегда под‏ рукой, удобно‏ -‏ чудо!‏ Ну и‏ согласился. К тому же‏ девку ему‏ подобрали‏ из‏ хорошей семьи, из его же,‏ джучинских: в Ростов‏ к‏ тому‏ времени уже успели‏ понаехать.

Пётр с губернатором‏ сошёлся: тот‏ его‏ на рыбалку,‏ охоту с‏ собой брал, даже побратался -‏ умный‏ губернатор‏ был. А‏ потом видит‏ - Пётр-то‏ на‏ сторону уже‏ и не смотрит - совсем‏ местным стал,‏ ну‏ и документ Петру составил:‏ философские вопросы‏ - вопросами, а недвижимость‏ порядка‏ требует.‏ Оформил договор купли-продажи‏ по всей‏ форме. Пётр хоть и‏ поупирался‏ вначале‏ - зачем мне‏ все эти‏ ваши чиновничьи‏ закорючки?‏ -‏ но согласился:‏ губернатор, всё-таки, умный человек,‏ мало ли‏ чего,‏ а‏ тут документ будет. И не‏ зря согласился.

Со временем‏ тогдашний‏ епископ‏ умер. За ним‏ - губернатор, а‏ потом и‏ сам‏ Пётр. Похоронили‏ на том‏ месте, где его Пётр с‏ Павлом‏ разбудили.‏ А договор‏ купли-продажи потомкам‏ Петра не‏ раз‏ пригождался: если‏ чего - те документ: нате,‏ в центральной‏ регпалате‏ зарегистрирован. Хотите запрос сделать?‏ Однажды даже‏ ревизор налоговый Ростов решил‏ пошерстить,‏ так‏ к нему правнук‏ Петров с‏ прочими ростовчанами вышел, документ‏ показал‏ -‏ ревизор аж вздрогнул!‏ Кстати, у‏ ревизора сын‏ единственный‏ тогда‏ болел. Правнук‏ Петра - Игнат -‏ историю свою‏ знал,‏ с‏ чего всё началось, ну и‏ местному епископу: давай,‏ мол,‏ иди,‏ лечи, я-то -‏ да, а вот‏ всем остальным‏ кирдык‏ может быть.‏ Епископ, хоть‏ и трусоват был, но пошёл,‏ святой‏ водой‏ побрызгал, сын‏ того сурового‏ налоговика и‏ оздоровел.‏ Налоговик, естественно,‏ обрадовался и Игнату обещал, чтоб,‏ в случае‏ чего,‏ сразу к нему обращался,‏ тот все‏ вопросы враз решит. Да,‏ и‏ Ростов‏ шерстить не стал.

Вот‏ такая история.‏ В 1547 году РПЦ‏ канонизировала‏ Петра,‏ царевича Ордынского, в‏ качестве святого.

А‏ был ли‏ мальчик?

Вопрос‏ не‏ праздный. Во‏ всех найденных мною источниках‏ папой царевича‏ назван‏ Орда-Эджен - старший‏ брат хана Бату.

Историческая справка:

Орда-Эджен‏ (он же -‏ Орда-Ичин,‏ он‏ же - просто‏ Орда), старший сын‏ Джучи, внук‏ Чингис-хана,‏ старший брат‏ Бату. Как‏ указывает Рашид ад-Дин в Повествовании‏ о‏ Джучи-хане,‏ сыне Чингиз-хана‏ (Рашид-ад-Дин. Сборник‏ летописей. Т.2.‏ Изд.‏ АН СССР,‏ М., Л.: 1960, стр. 66),‏ Орда имел‏ семь‏ сыновей: Сартактай, Кули, Курумиши,‏ Кункиран, Чурмакай,‏ Кутуку и Хулагу.

Ни‏ в‏ списке‏ РНБ, Софийское собр.,‏ № 1364,‏ изданному в кн.: Русские‏ повести‏ XV—XVI‏ вв. М.; Л.,‏ 1958. С.‏ 98—105, ни в‏ тексте,‏ опубликованном‏ в Ярославских епархиальных‏ ведомостях за 1875 г.‏ №39, неофициальная‏ часть, да‏ и,‏ как я поискал, в других‏ списках имя "царевича" не‏ указывается.‏ Тем‏ не менее, во‏ многих местах сказано,‏ что по-джучински‏ звали‏ царевича вроде‏ как Даир‏ Кайдагул, но откуда это пошло, я‏ так‏ и‏ не нашёл.

Ну‏ и где‏ ж тогда‏ в‏ списке сыновей‏ Орды Даир Кайдагул, он же‏ - царевич‏ ордынский‏ Пётр? - А его‏ нет. О‏ как! И ведь не‏ мог‏ уважаемый‏ Рашид ад-Дин Фазлуллах‏ ибн Абу-ль-Хайр‏ Али Хамадани не знать‏ о‏ такой‏ важной династической личности,‏ как царевич-чингизид,‏ никак не‏ мог.‏ И‏ никак не‏ мог не указать его‏ в родословной‏ властителя‏ улуса‏ Джучи, не мог. Тем более,‏ что он был‏ практически‏ современником‏ Петра Ордынского. Но‏ - не указал.‏ Какие могут‏ быть‏ тому причины?

Первая‏ и самая‏ очевидная - да не было‏ никакого‏ Даира‏ Кайдагула. Вообще‏ не было.‏ - Как‏ так?‏ - Да‏ вот так. - А как‏ же канонизация,‏ могила‏ царевича?

Изображение с сайта http://Православие.ru
Изображение с сайта http://Православие.ru

- А‏ какие проблемы?‏ Вон Меркурий Смоленский - личность ещё‏ более‏ сомнительная.‏ И ничего: канонизировали,‏ сандалям его‏ железным производства века 15-16-го‏ поклоняются‏ -‏ всё чин-чином. Понадобился‏ такой рязанский‏ святой -‏ свято‏ место‏ пусто не‏ бывает: появился.

Дело в‏ том, что‏ исследователи‏ Повести‏ - практически все - отмечают,‏ что весьма важной‏ её‏ составляющей‏ частью является описание‏ того самого документа‏ - княжеской‏ грамоты,‏ удостоверяющей право‏ собственности монастыря,‏ по Повести основанного Петром, на‏ земли,‏ воды‏ и леса.‏ А Повесть‏ была написана‏ именно‏ в то‏ время - видимо, середина-конец 15-го‏ в. -‏ когда‏ Московская власть утверждалась в‏ Ростове, и‏ великий князь Московский начал‏ реквизировать‏ монастырскую‏ собственность, подрывать, так‏ сказать, финансовую‏ основу сепаратизма: земли жалованы‏ -‏ жалованы,‏ вот как жалованы,‏ так и‏ разжалованы! А‏ Петровский‏ монастырь‏ ему Повесть:‏ сорри, господин Рюрикович, землица‏ наша и‏ прочее‏ -‏ не жалованы светской властью, а‏ честно у неё‏ куплены.‏ Так‏ что реквизиции никак‏ подлежать быть не‏ могут. Ещё‏ раз‏ просим покорно‏ извинить. Кстати,‏ в середине века 17-го Петровский‏ монастырь‏ обратился‏ к царю‏ Михаилу Фёдоровичу‏ с просьбой‏ разрешить‏ ему рыбную‏ ловлю на основании того, что‏ это следует‏ из‏ Повести о Петре Ордынском‏ - Жития‏ Петра царевича, и Михаил‏ Фёдорович‏ повелел‏ этот документ -‏ Житие -‏ исследовать, что и было‏ сделано,‏ и‏ определено, что писалось‏ оно "в‏ лето 6987", то‏ есть ‏ -‏ 1478-79 г.г.

В‏ общем, бизнес есть бизнес:‏ коль нужен‏ для‏ этого‏ святой, он будет.

Вторая возможная причина‏ - был-таки некий‏ Даир‏ Кайдагул,‏ который и впрямь‏ понаехал в Ростов‏ и там‏ крестился-женился,‏ но -‏ не царевич.‏ Попробовал бы он царевичем самовольно‏ назваться‏ -‏ враз бы‏ следователи джучинские‏ приехали и‏ разобрались‏ бы, кто‏ да почему. А метод решения‏ философских вопросов‏ у‏ них был тогда один‏ - оно‏ ему надо? А поскольку‏ не‏ царевич,‏ то он и‏ не был‏ упомянут Рашидом Абульхайровичем. А‏ царевичем‏ его‏ уже православные попы‏ нарекли, чтоб,‏ панимаешь, для‏ солидности‏ и‏ авторитета. Благо,‏ что к тому времени‏ джучинская власть‏ над‏ Русью-матушкой‏ начала заканчиваться, и важняков следственного‏ комитета сильно можно‏ было‏ уже‏ и не опасаться.‏ То бишь, Повесть‏ имеет таки‏ под‏ собой некую‏ фактическую основу,‏ использованную монастырской братией для успешного‏ ведения‏ бизнеса.

Какому‏ из этих‏ двух более-менее‏ правдоподобных вариантов‏ отдать‏ предпочтение... хм...‏ право, не знаю.

С одной стороны,‏ второй -‏ несколько‏ более правдоподобен: хорошую легенду‏ сочинить с‏ нуля - большого умения‏ требует,‏ можно‏ и проколоться (см.‏ смоленские сандали).‏ С другой стороны...

Крещение и‏ переезд‏ царевича-чингизида‏ на ПМЖ в‏ русский город‏ - случай,‏ скажу,‏ неординарный‏ и должен‏ бы быть упомянут в‏ каких-либо источниках‏ помимо‏ беллетристической‏ Повести. Однако, ни в Лаврентьевской,‏ ни в Ипатьевской,‏ ни‏ в‏ Патриаршей, ни в‏ Воскресенской - я‏ их просмотрел‏ - ‏ "царевич" не упоминается‏ ни в ‏ 6761, он же - 1253‏ году ‏ -‏ смерть "царевича" согласно‏ Повести, ни‏ в 6798 ‏ (1290)‏ году, когда‏ "царевич" умер согласно официальной церковной версии.‏ Полагаю, что‏ такая‏ же картина и во‏ всех остальных‏ относительно "ранних" летописях. А вот‏ в‏ Мазуринском‏ летописце между 6757 ‏ (1249) и ‏ 6761 (1253) годами кратко‏ излагается‏ содержание‏ Повести о Петре,‏ царевиче Ордынском,‏ но сохранившийся‏ список‏ этого‏ летописца датируется‏ лишь серединой 17-го века.

Однако,‏ вот, какая‏ штука:‏ хотя‏ в Воскресенской летописи "царевич" не упоминается,‏ но сказано, что‏ в ‏ 6797‏ (1289) году, то‏ есть аккурат за‏ год до‏ официальной‏ смерти Петра,‏ ростовцы изгнали‏ понаехавших и осевших, видимо, в‏ городе‏ татар,‏ а имения‏ татарские по‏ доброй русской‏ традиции‏ разграбили -‏ не пропадать же добру. То‏ же известие‏ содержится‏ и в Суздальской летописи, в‏ той части,‏ которую исследователи (Шахматов и‏ др.)‏ возводят‏ к не дошедшей‏ до нас‏ именно что ростовской летописи.‏ А‏ в‏ Устюжской летописи изгнание‏ татар из‏ Ростова записано‏ под ‏ 6796‏ (1288) годом.‏ То бишь, избиение ростовских‏ татар в ‏ 1288-89-м‏ году‏ с большой долей вероятности достоверно.

Полагаю,‏ изгнание было отнюдь‏ не‏ добровольным‏ и могло сопровождаться‏ положенными к тому‏ эксцессами с‏ возможными‏ смертоубийствами. Вот‏ тогда малознакомые‏ ростовцы и могли сгоряча грохнуть‏ богатого‏ крещёного‏ татарина Петра-Кайдагула.‏ Поскольку тот‏ был крещён,‏ запись‏ о его‏ смерти могла остаться в местном‏ политуправлении, где‏ он‏ состоял на учёте -‏ так его‏ история и дошла до ‏ 15-го‏ века,‏ когда тогдашние политуправленцы‏ решили использовать‏ её для создания легенды‏ легализации‏ своей‏ собственности.

Кстати, это избиение‏ татар -‏ не татарской‏ военной‏ силы,‏ а именно‏ гражданского населения - было‏ не первым‏ для‏ Ростова:‏ в Суздальской летописи за 6770 ‏ (1262) годом есть‏ запись:

"изгнаша‏ поганыхъ‏ ѿ всѣх градовъ‏ не терпѧ насильа‏ их .‏ тогда‏ же Изосимү‏ оубиша на‏ Ӕрославлѣ злаго престүпника . того‏ же‏ лѣта‏ престависѧ Кирилъ‏ єпс̑пъ .‏ того же‏ лѣта‏ поставленъ быс̑‏ Иѡан Ж. єпс̑пъ"

Полезно в связи‏ с существованием‏ "царевича" Петра‏ посмотреть попристальнее и на‏ эпизод с‏ тем самым ревизором-налоговиком: летописи‏ называют‏ его‏ имя - посол‏ Ахмыл. Характеристика‏ его во всех летописях‏ как‏ под‏ копирку: "зело силён", мелкие‏ расхождения связаны‏ лишь со‏ степенью‏ ярости‏ Ахмыла. В ‏ 6830 (1322) году он‏ "много пакости‏ учинил‏ по‏ Низовской земле и Ярославль взя‏ и много христиан‏ иссече". Поход‏ его‏ упоминается, к примеру,‏ в Воскресенской, Лаврентьевской,‏ Новгородской 1-й,‏ Патриаршей,‏ Типографской, Вологодско-Пермской‏ летописях, в‏ Мазуринском летописце, но нигде не‏ упоминаются‏ какие-либо‏ действия его‏ в Ростове‏ и даже‏ последствия‏ его визита‏ в Ростов, хотя по возвращению‏ в Орду‏ он‏ наверняка сообщил бы хану‏ о существовании‏ в Ростове потомков царевича-чингизида,‏ имеющих‏ в‏ силу этого, пусть‏ и ничтожные,‏ но права на ордынский‏ престол,‏ а‏ с династическими вопросами‏ в Орде‏ обходились весьма‏ серьёзно:‏ секирбашка‏ - и‏ нет вопроса. Поскольку ни‏ о каких‏ подобных‏ последствиях‏ в летописях не упоминается, то‏ визит Ахмыла в‏ Ростов,‏ не‏ говоря уж о‏ встрече его с‏ потомками Петра‏ Ордынского,‏ представляется довольно‏ сомнительным.

С датами‏ в Повести о Петре, царевиче‏ Ордынском,‏ сущая‏ чехарда, почище‏ блошиного цирка. К‏ примеру, упоминающийся‏ в‏ Повести епископ‏ ростовский Кирилл ездил в Орду‏ в 1253‏ году,‏ где якобы и встретил‏ Кайдагула-Петра, а‏ по Повести Пётр именно‏ в‏ этом‏ году и помер‏ - магик!

Так‏ что существование в Ростове‏ "царевича" Петра‏ представляются‏ весьма, весьма мутным.

И‏ ещё одно‏ обстоятельство, связанное‏ с‏ монгольским‏ именем Петра‏ - Даир Кайдагул. Пробил‏ я немного‏ по‏ сети‏ "Даир" и "Кайдагул". Результат - ссылки либо‏ на каких-нибудь современников‏ Даиров‏ и‏ одноимённые фирмы, и‏ Кайдагулов-Кайдагуловых, либо на‏ Петра Ордынского‏ и‏ литературу, связанную‏ с ним.‏ Более - ничего. Но не‏ на‏ пустом‏ же месте‏ автор Повести‏ придумал этого‏ "Даира‏ Кайдагула", не‏ из пустой же головы выдумал?

Просмотрел‏ всех потомков‏ Джучи,‏ но ничего похожего на‏ Даир Кайдагул‏ не обнаружил. Проштудировал перечни‏ всех‏ имён‏ собственных в летописях‏ Рашида ад-Дина.‏ Из хоть как-то созвучных‏ имён‏ нашёлся‏ Кайду, он же Хайду, он‏ же Хай-ду:

-3

Но‏ Кайду, вроде‏ как,‏ на‏ Руси не‏ продвизался, да и знакомство‏ русских православных‏ попов ‏ 15-го‏ века с трудом Рашида ад-Дина,‏ писанным на арабском‏ -‏ сомнительно,‏ сомнительно.

Однако, Кайдагул... агул...‏ "-огул" же - весьма‏ распространённая часть‏ монгольских‏ имён, а‏ древневековые мастера‏ русской словесности отличались особой страстью‏ к‏ иностранным‏ именам собственным:‏ один только‏ Телебуга -‏ Тула-Буге‏ чего стоит ‏ 6-). Может, какой-то "-огул"? Кайда-огул? -‏ И вот,‏ какая‏ штука: подходящий "-огул" у‏ Рашида ад-Дина‏ таки нашёлся - Кадан-огул, сын‏ Угэдэя:

-4

Кайдагул‏ -‏ Кадан-огул... Право же,‏ звучит весьма‏ схоже. Царевич - несомненно,‏ уж‏ куда‏ больше: Угэдэй, его‏ отец -‏ законный сын‏ самого‏ Чингиз-хана!‏ А мог‏ ли он быть известен‏ на Руси?‏ -‏ А‏ мог! Причём, даже во времена‏ жизни самого Петра‏ Ордынского:‏ Кадан-огул‏ в 1237 г.‏ участвовал во взятии‏ Рязани, Переяславля,‏ Козельска,‏ возможно -‏ Коломны (Рашид‏ ад-Дин, т.2, стр. 38-39), а‏ в ‏ 1239‏ г. наводил‏ изрядного шороху‏ во Владимирском‏ княжестве‏ - такое‏ небыстро забывается.

Но и здесь -‏ довольно сомнительная‏ ситуация:‏ выбрать для основателя православного‏ монастыря имя‏ изрядного... кхм... убивца и‏ разорителя‏ русских‏ земель? - Ой‏ ли. Хотя,‏ кто знает... Имя должно‏ быть‏ правдоподобным,‏ но малоизвестным, а‏ в идеале‏ - вообще‏ неизвестным‏ широкой‏ публике. Кадан-огул‏ - Кайдагул - почему‏ нет?

Кстати, этот‏ Кадан-огул‏ -‏ тот самый "король Кадан", ребята которого‏ приучали варадинских жителей‏ к‏ европейской‏ толерантности уже в‏ те времена -‏ см. воспоминания‏ Рогерия‏ Апулийского в‏ статье о‏ великом Варадине граде.

Насчёт "Даира". В сети‏ нашёл‏ написание‏ этого имени‏ на арабском‏ как دَيْر‏ . Гуглопереводчик‏ определил язык‏ пуштунский, и перевёл это слово‏ как... "монастырь"! То‏ есть,‏ "Даир Кайдагул" - монастырь Кайдагул, монастырь Кайдагула, Кайдагуловский монастырь.‏ Уж не знаю, правильно‏ ли‏ имя‏ так пишется, неправильно,‏ в арабском‏ я - ни бельмеса,‏ но...‏ вот‏ так получилось. Как‏ говорится, совпадение?‏ - не‏ думаю ‏ 6-).

И‏ что в‏ сухом остатке?

А в сухом‏ остатке имеется‏ лишь грамота‏ царя‏ Михаила Фёдоровича воеводе ростовскому князю И.А.‏ Засекину от 12.01.1645 о‏ предоставлении‏ братии‏ ростовского монастыря Петра‏ Царевича права рыбной‏ ловли в‏ Ростовском‏ озере.

Вообще документ‏ - замечательный.‏ Само содержание грамоты меня просто‏ восхитило:‏ у‏ тебя на‏ руках один‏ документ, в‏ котором‏ вся история‏ вопроса от самого начала до‏ решения подробно‏ описана,‏ причём, в хронологической последовательности.‏ И включая‏ чёткую инструкцию, как с‏ этим‏ документом‏ следует поступить. Итак,‏ кратко содержание‏ грамоты:

30.07.1644

Царь Михаил Фёдорович получает‏ челобитную‏ игумена‏ ростовского Петра Царевича‏ монастыря Леонтия‏ с братиею,‏ в‏ которой‏ они жалятся,‏ что, мол, "до Московского‏ де разорения" у‏ монастыря‏ была‏ жалованная грамота царя на рыбную‏ ловлю в Ростовском‏ озере.‏ Во‏ время нападения "литовских‏ людей" церковь сгорела, а‏ вместе с‏ ней‏ и, по-видимому,‏ жалованная грамота‏ на рыбную ловлю. Сейчас же‏ в‏ Ростовском‏ озере ловит‏ рыбу кто‏ попало, а‏ мы,‏ братия, без‏ грамоты ловить не смеем. Поскольку‏ исстари монастырь‏ и‏ церковь являлись собственностью Петра‏ Царевича со‏ потомками, что указано в‏ житие‏ Петра‏ Царевича, на этом‏ основании просим‏ дозволения ловить рыбу в‏ Ростовском‏ озере.

22.09.1653

Царь‏ Михаил Фёдорович посылает‏ воеводе Засекину‏ указ о‏ проведении‏ расследования‏ по поводу‏ прав Петровского монастыря на‏ рыбную ловлю‏ в‏ Ростовском‏ озере.

06.11.1645

Царь Михаил Фёдорович получает от‏ воеводы Засекина отчёт‏ о‏ проведённом‏ расследовании:

  1. Опрошено 150 человек‏ разного звания и‏ сословия. Все‏ подтвердили,‏ что:
  2. исстари игумены‏ и братия‏ монастыря Петра Царевича ловили рыбу‏ в‏ Ростовском‏ озере по‏ праву владения,
  3. ни‏ нынешний игумен‏ Леонтий,‏ ни предыдущий‏ - Сергий - сейчас рыбной‏ ловлей не‏ владеют,
  4. когда‏ была утеряна жалованная грамота‏ на рыбную‏ ловлю - никто не‏ знает,‏ когда‏ монастырь перестал владеть‏ рыбной ловлей‏ - никто не помнит,
  5. церковь‏ в‏ монастыре‏ сгорела от попадания‏ молнии.

Воевода нашёл‏ в ростовской‏ церкви‏ Благовещения‏ пресвятой Богородицы‏ экземпляр Жития Петра Царевича, датированный 6987 ‏ (1479) годом,‏ в‏ котором‏ упомянута рыбная ловля у монастыря,‏ но сколько и‏ чем‏ ловить‏ - не указано.

На‏ допросе игумен Леонтий‏ показал, что‏ "до‏ Московского разорения" монастырь‏ владел рыбной‏ ловлей в силу права собственности‏ по‏ наследству‏ от потомства‏ Петра Царевича,‏ многие монахи‏ помнят,‏ что рыбачили‏ двумя неводами, а теперь ловят‏ все и‏ сколько‏ захотят, мы тоже хотим‏ рыбной ловлей‏ владеть, дайте нам грамоту.

12.01.1645

Царь‏ Михаил‏ Фёдорович‏ посылает воеводе Засекину‏ грамоту, в‏ которой даёт право монастырю‏ Петра‏ Царевича‏ ловить рыбу в‏ Ростовском озере‏ одним неводом.

Грамота‏ упечатана‏ царской‏ печатью и‏ удостоверена дьяком М. Чирковым‏ и подъячим‏ Ф.‏ Корчёмкиным.

Нет,‏ в датах я не ошибся:

-5

И‏ авторство царя я‏ тоже‏ не‏ перепутал:

-6

Почему я обращаю‏ на это внимание:‏ первый царь‏ из‏ династии Романовых‏ великий князь‏ Михаил Фёдорович скончался в Москве‏ 13‏ июля‏ 1645 года.

То‏ бишь жалованная‏ грамота вполне‏ могла‏ быть написана‏ 12.01.1645 года, но вот прочие‏ содержащиеся в‏ ней‏ даты... 22 сентября от‏ имени умершего‏ царя послана грамота воеводе‏ Засекину...‏ Да‏ и не Засекин‏ тогда был‏ ростовским воеводой, а Никита‏ Иванович‏ Заболоцкий‏ (см. Барсуков А.‏ Списки городовых‏ воевод Московского‏ государства‏ XVII‏ столетия, стр.194),‏ с мая 1645 года‏ (эххх... не‏ нашёл‏ в‏ сети списка ростовских воевод А.А.‏ Титова 6-(). И‏ по‏ этой‏ же причине никак‏ не мог князь‏ Засекин 6‏ ноября ‏ 1645 года‏ писать царю‏ отчёт о расследовании...

То есть даже‏ сама‏ царская‏ грамота 1645‏ года, по‏ крайней мере‏ в‏ редакции, опубликованной‏ Ярославскими епархиальными ведомостями в 1893‏ году, является‏ весьма,‏ весьма сомнительным документом.

Вот и‏ получается, что‏ вся конструкция "святой преподобный‏ Пётр,‏ царевич‏ ордынский" зиждется на сомнительном‏ по содержанию,‏ написанном спустя 400 лет‏ после‏ смерти‏ персонажа неизвестно кем‏ Писании, и‏ более ни‏ на‏ чём.‏ Такие дела.

Да,‏ а к чести автора‏ Русского летописца‏ архиепископа‏ Пахомия‏ нужно сказать, что эту сказку‏ он в свой‏ труд‏ всё‏ же не включил.‏ Видать, что-то подозревал‏ 6-).

Кстати, имя, весьма схожее с Кайдагулом, в то время - до степени смешения, обнаруживается в российской истории в 16-м веке: Худай-Кул, он же - Ходайкол, он же - Кудайкул, умерший в Москве в 1523 году сын казанского хана Ибрагима. И вот, что примечательно: взятого в плен Кудайкула крестили именем... Пётр! Совпадение? - Не думаю! 6-)