Продолжим беседу. Ранее в первой части мы рассмотрели некоторые аспекты применения "ЭП" (электронных предохранителей) и схем имитирующих их работу.
НЕ БУДЕМ УПИРАТЬСЯ В ТЕМУ "НУЖНЫ ИЛИ НЕ НУЖНЫ?" - НУЖНЫ!
Лучше перейдем сразу к разбору моментов моментальной необходимости. Не поняли о чем я ? Ну просто подумаем о местах применения "ЭП".
Простой пример - Очень мощный Умный и Нужный "ЭП" не имеет дисплея для точной "циферной" настройки его тока срабатывания и т.п.
При этом этот "ЭП" имеет процессор, программируется и регулируется с помощью крестовой отвертки (фу как пошло!) стоит дорого и используется в куда более строгих по требованию местах чем "азиатский конструктор "ЭП" снабженный кнопочным управлением и дисплеем
И теперь ответим на вопрос - "Что поставят на Челябинском заводе? ЭП с управлением отверткой или эту "Детскую игрушку" с экраном?".
Так, что, с каким бы пафосом мы не рассуждали о схемах с Операционными Дифференциальными Интегрирующими и Интерполирующими усилителями, мы все равно упремся в то, что Детские конструкторы "ЭП" никогда не заменят Реальных схем для науки и производства. Как бы вы их не хвалили.
Любой регулятор имеет схему сравнения. Сравнивать можно либо с эталонным значением, либо с зыбкой границей срабатывания транзистора, зависящей от разных факторов. Эталонное значение можно задать в измерительном мосту соотношением значений резисторов. А заметить пересечение эталона с действующим значением возможно только лишь с помощью дифференциальных входов ОУ.
Приверженность к ОУ (в любом измерителе или регуляторе) я оспаривать не имею права! Но хочу напомнить, что мы ведем речь не о высокой технологии , а о макетах, усложнение которых, на мой взгляд, излишне. Я не думаю что уже скоро мы увидим чайники и утюги с Компараторами и дифференциальными ОУ и не стоит уповать на всемогущество ИИ всунутого в не совсем нужные места. Ведь таким образом мы можем создавать "электронного Франкенштейна" типа ...
А , так-как макеты для понимания сути работы схем (обучающая миссия) должны быть просты в понимании (не только в сборке), то применение готовых модулей ОУ, которые сами решают за вас многие задачи, равносильно покупке готового изделия которое достаточно всунуть в розетку.
К моему огромному сожалению, подавляющее большинство рассказов о работе и принципах схем ОУ и ДУ, на Дзен и Ютубе ведут абсолютные дилетанты (ослы обучают баранов) не имеющие ни образования и понимания о том что они читают в статьях и учебных пособиях.
(Это не моя цитата. Человек её написавший имеет Докторскую ученую степень в области радиофизики)
Разбивая любые схемы на части и блоки, легко понять суть и принцип их работы. Так для схем "ЭП" существуют типовые решения из учебника
базируясь на которых строятся ВСЕ более сложные устройства данного типа. То что существуют и другие простые решения никогда не стоит забывать и , тем более не удивляться тому, что то, о чем Вы даже не подозревали, прекрасно работает.
ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫЙ ВО ВСЕХ СХЕМАХ НЕДОСТАТОК - ПЛАВНОСТЬ
отсутствие резкого порога отключения "КЗ" нагрузки от схемы питания приводит к перегрузкам и выходу из строя. Именно для этого применяют высокочувствительные элементы и устройства типа ОУ и ДУ, веруя в их исключительную способность к резкому переключению в нужный момент.
ТУТ Я ВЫНУЖДЕН ВАС РАЗОЧАРОВАТЬ - ДАЖЕ ЛОГИКА "АНАЛОГИЧНА"
Существование схем звуковых "аналоговых" усилителей на базе "логичных" микросхем и на ОУ и ДУ дает мне право заявлять, что срабатывание схемы с их применением имеет довольно выраженный гистерезис.
Логические микросхемы которые можно применять в качестве "уловителей пороговых напряжений" грешат той же плавностью хотя считаются цифровыми.
Вспомним задачу решаемую Электронным Предохранителем
ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ТОКОМ ВЕЛИЧИНЫ НАМИ ЗАДАННОЙ - ВЫКЛЮЧИТЬ
Все макетные самодельные "ЭП" с ДУ и ОУ хорошо справляются с крайними значениями для тока нагрузки - Ток мал - все работает, КЗ - все отключилось. Но есть БОЛЬШОЙ НЮАНС - при низкоомных нагрузках близких к КЗ (лампа накаливания), схемы переходят в аналоговый режим (даже с ОУ) и начинают дымить. Есть и другой вариант - "хорошая схема защиты" просто не дает включиться мотору или загореться лампе накаливания считая их включение "КЗ".
Есть и другой нюанс у ОУ и ДУ. Их высокая чувствительность по входу, особенно при использовании программирующего резистора регулирующего ток срабатывания в зоне близкой к "КЗ" плавают
ЦЕЛЬ МОЕГО СПИЧА ВОВСЕ НЕ ОТГОВОРИТЬ ВАС от ОУ и ДУ !
Я лишь хочу вас предостеречь от ложной надежды на их "волшебные способности" решить за вас то, что ВЫ не смогли реализовать на других элементах электротехники. Имея возможность изучать поведение и топологию электронных микросхем в том числе и ОУ и ДУ, я досконально выяснил их болезни и нрав.
Мощный полевик без радиатора и резисторы на одной плате с чипами, довольно быстро вас удивят - УД и ОУ поплывут даже при работе с автомобильной лампочкой, и одному Ому известно в какую сторону. Они могут как завысить порог срабатывания, так и занизить его настолько, что в теплом режиме "вся эта красота" будет не больше чем (эскимо) на палочке.
Учиться паять и собирать конструкторы с микросхемами можно и нужно, вот только понимания того как все это на самом деле работает у сборщиков и паяльщиков никогда не будет, да и цели такой нет у "нео-проповедников науки". Цель в другом - Азии нужны рабочие руки которые могут читать и понимать электрические схемы и паять их правильно чистым и горячим паяльником в белых халатиках на конвейерах....
Сам я зарабатывал деньгу болтаясь на 15 метровой высоте под ржавым бортом корабля с пневмо-турбинкой, но всегда помнил о главном - учиться и учиться чтобы не всю жизнь ржавчину глотать.
Ну а теперь, зная что, зачем и почему, отбросив скромность и микросхемы можно подумать о том КАК РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ПРЕДОХРАНЕНИЯ от КЗ
РЯД СХЕМ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРОЯВИТЬ ТВОРЧЕСТВО И УМЕНИЕ
Начнем с традиций, но по простому
Суть работы неизменна - учуяв низкое напряжение в средней точке делителя из нагрузки и Датчика-резистора, схема закрывает полевой транзистор.
В этой схеме (как я люблю) используются Реле и Тиристор
Классика на двух транзисторах , если нет полевика (всегда в моде)
ДЕЛЮСЬ МОЕЙ ЛЮБИМОЙ СХЕМОЙ С НАСТРОЙКОЙ ТОКА СРАБАТЫВАНИЯ
Одна из забавных схем что мне попадались. УЧТИТЕ современные светодиоды тут использовать НЕЛЬЗЯ ! Только старые с большим током пропускания и только красные и оранжевые.
Ну и куда я денусь без своих любимых простых схем на неоновых лампочках и релюшечках - это работает на все СТО
Для тех кого реле и неонки раздражают есть вариант и на полупроводниках весьма неплохой защитник
Институтии и Амбулатории конечно все сделают по науке с использованием Робота, смотрящего на табло амперметра и выключающего рубильник при появлении на экране прибора нужной, запрограммированной роботу чиселки .... а мы пока пойдем подоим магазин, чтобы кохфию с молочком попить.... =)