Найти в Дзене
История ЭПРОН

Случай с водолазом Пенноненом, который очень любил свою жену и заплатил за это самую высокую цену

...такая характеристика была уж слишком жёсткой для героя-водолаза... фамилия Пеннонен при изучении мною документов последующих лет не попадалась и, как недавно удалось выяснить, вот почему...

А.Ю. Следков, Общество изучения истории водолазного дела

им. Р.А. Орбели, Санкт-Петербург.

Специально для проекта «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий»

_____________________________________________________________________________

От главного редактора проекта:

Попутного ветра, друзья, коллеги, единомышленники!

Вдохновленные опытом @fomin_nilov, мы решились на частичный «переезд» материалов сюда и в VK @epronhist

Впервые данный текст был опубликован на сайте проекта «История ЭПРОН», переставшем работать летом 2022 года в свете известных геополитических проблем. Израильская (!) компания «Wix» отказалась принимать оплату за продление услуг хостинга от клиентов из России.

Ссылка (для цитирования) на оригинальную публикацию выглядит так:

Следков А.Ю. Cлучай с водолазом Пенноненом : очерк // История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий. 20 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epronhist.info/post/essay-by-a-yu-sledkov-about-pennonen

_____________________________________________________________________________

Водолазы с/с «Трефолев», из личного (семейного) архива И.Г. Васильковой
Водолазы с/с «Трефолев», из личного (семейного) архива И.Г. Васильковой

В статье «Труженики морских глубин», опубликованной в газете «Ленинградская правда» от 30 июля 1936 года, рассказывалось о спасении в Финском заливе германского транспорта «Аамот», который был успешно поднят, хотя однажды во время проведения данной операции водолаз Пеннонен провёл под водой, будучи засыпанным грунтом, четыре часа. Операцию проводила Балтийская экспедиция ЭПРОН, которой руководил Иван Михайлович Лавров.

Борис Герасимович Пеннонен, который в характеристике написал свою национальность как «фин», родился 15 августа 1908 года в Красном Селе в семье крестьянина-батрака.

В 1929 году он работал грузчиком, пока не был призван на Черноморский флот и, окончив водолазный техникум, стал в 1931 году водолазом Балтийской экспедиции, в следующем — вступил в ВКП(б) в архангельской Соломбале, а затем «вырос» до старшего водолаза и командира водолазного отделения. В середине тридцатых он служил на с/с «Трефолев» и перенёс серьезную декомпрессионную болезнь с осложнением на сердце.

Однако в его личном деле от 15 октября 1937 года было указано, что Пеннонен «не дисциплинирован, груб.., выпивает.., скрытный, имел близкую связь с врагом народа.., досрочно демобилизован.., исключен из партии».

Разумеется, в годы поголовных партийных чисток многие лишались партбилетов, что было не столь уж серьёзным наказанием по сравнению сами понимаете, с чем. Но, во-первых, такая характеристика была уж слишком жёсткой для героя-водолаза, а, во-вторых, фамилия Пеннонен при изучении мною документов последующих лет не попадалась и, как недавно удалось выяснить, вот почему.

Дело №160230 фонда 1728 ЦГАИПД СПб содержит выписку из протокола заседания Кировского районного комитета ВКП(б) от 29 октября 1937 год, согласно которой Пеннонена исключили из партии «за связь с классовым врагом и неразоблачение их».

Заседанию райкома предшествовало партийное собрание Балтийской экспедиции ЭПРОН, в протоколе которого было написано следующее:

Пеннонен скрыл от парторганизации, что проживал с контрреволюционно настроенной против Советской власти женой Мартыновой, родители которой, проживающие в одной квартире, разоблачены как враги народа и высланы. Мартынова… говорила, что если бы ей дали волю, она расстреляла бы Ежова и др.., разорвала портреты вождей т.т. Ленина, Сталина и Калинина, которые были обнаружены в мусорном ящике. Пеннонен, зная эту семью с 1923 г. вместо своевременного разоблачения.., все это скрывал и ходатайствовал… об оставлении жены в г. Ленинграде.

Водолазы с/с «Трефолев», из личного (семейного) архива И.Г. Васильковой
Водолазы с/с «Трефолев», из личного (семейного) архива И.Г. Васильковой

На партсобрании Пеннонен объяснил, что с будущей женой познакомился в 1928 году, вновь увидел её лишь спустя восемь лет, через год на ней женился, но про контрреволюционные настроения её родителей не знал. Тогда же кто-то из присутствующих предложил ему развестись, но он отказался и получил всего-навсего «строгач».

Казалось бы, всё обошлось, но в протоколе того же собрания было записано то, что Пеннонен, узнав о высылке из Ленинграда тестя, тёщи и жены, пошёл в НКВД ходатайствовать о том, чтобы жену в городе оставили, после чего сразу уехал в санаторий в Хосту, видимо, в связи с серьёзными осложнениями после полученной декомпрессионной болезни.

Однако после его возвращения, дома её не оказалось. Через свою сестру он получил письмо, посланное женой с дороги, в которой она провожала отца и мать до места ссылки несмотря на то, что это было властями категорически запрещено, а спустя несколько дней жена вернулась.

Процитируем протокол:

Тов. Лавров твоя жена приехала, порвала портреты вождей, обругала тебя и ты приехал на базу, получил деньги, принес и отдал ей как врагу народа.

Ответ: Деньги отдал…

тов. Чекиш Вы ходили брать развод?

Ответ Ходил, но ЗАГС без нее не дал.

тов. Шумилин В НКВД ты заявлял?

Ответ Нет…

т. Обозный За границей родные есть?

Ответ Есть, но не имею переписки…

тов. Чекиш Часто ли к тебе ходят женщины высланных?

К жене ходят часто, каждый день и сейчас…

Из последующих подшитых к делу документов выяснилось, что жену Пеннонена звали Зоей Васильевной Мартыновой, отец её работал начальником цеха завода им. Жданова, а мать — директором фабрики Лебедева, несмотря на то, что была исключена из партии «за принадлежность к троцкистской оппозиции в 1925 г.».

Далее в деле содержится заявление самого Пеннонена от 21 октября тридцать седьмого, где он описывает, как, вернувшись домой из Хосты и не увидев на стене портретов вождей, принялся их искать и нашёл в мусорном ящике, о чём тут же «написал в свою парторганизацию… и одновременно… со своей женой прекратил всякую связь и с тех пор я с ней не живу семейной жизнью».

Тем не менее, вышестоящая организация Пеннонена из партии всё-таки исключила.

Сведений о дальнейшей судьбе его жены, как и её родителей, в списке репрессированных мне найти не удалось и, возможно, их судьба оказалась не столь трагичной. Что же касается самого Пеннонена, то он с водолазной службы вынужден был уйти, недолго проработал пожарным на фабрике им. Володарского, был арестован НКВД 4 ноября 1937 года и полтора месяца спустя расстрелян.

В заключение этого небольшого рассказа, добавлю, что при разборе дела Пеннонену задали вопрос о том, что же связывало его, простого и скромного советского водолаза, с дочерью высокопоставленных и высокооплачиваемых руководящих работников, мать которой в определённый момент кому-то понадобилось обвинить в принадлежности к троцкистской оппозиции?

Борис Герасимович не смог на него ответить, поскольку жену свою попросту любил, и старался, как мог, защитить, заплатив за это самую высокую цену…

С другими произведениями авторами вы можете познакомиться на сайте http://аследков.рф

© Следков А. Ю., 2022

© Василькова И. Г., фотографии, 2022

© Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПБ), 2022

© Научно-образовательный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий», 2022