Памятку составила логопед-дефектолог Руфия Нигматулина
К трем годам активный словарь составляет около 1000-1300 слов.
Возраст 3 лет включает в себя период и 3 года 1 месяц, и 3 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев у малыша может случиться качественный скачок в речевом развитии. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Обычно дети в этом возрасте уже могут:
· В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
· рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
· обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
· могут называть свойства предметов (по форме, цвету, состоянию)
· употребляют существительные в единственном и множественном числе;
· говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
· использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
· могут перечислить содержание сюжетной (простой картины);
· правильно выговаривать подавляющее большинство звуков;
· Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Возможные речевые ошибки возраста:
· строят предложения, допуская грамматические ошибки;
· постановка ударения в сложных словах вызывает затруднения;
· могут не получаться звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р], [р’], [л]
· Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
· Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
· Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Речевое развитие ВАШЕГО МАЛЫША ИНДИВИДУАЛЬНО и измерять его лишь предложенные критериями не стоит. Не бойтесь обращаться к логопеду, дефектологу и психологу за консультациями.
«Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается, - у обеих этих форм, физиологической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последует одно за другим».
Мария Монтессори
Памятка составлена на основе методических рекомендаций логопеда Кононенко А.С.