В одной из дивизий на командном пункте был полный хаос, вызванный шумом и активной неорганизованностью. Все агитировали друг друга, кричали, отдавали приказания. Господин генерал Антонеску сравнил этот командный пункт с сумасшедшим домом.
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...
Легко судить о том, что было с позиции прошедшего времени, всё кажется ясным, легко и отчётливо разбираются просчёты, но как видит это время корреспондент здесь и сейчас - сегодня представляется удивительным. Он вкладывает живые камни строк в стену "плача", любви и ненависти - и это становится чрезвычайно актуально.
Статья опубликована в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 7 сентября 1941 г., воскресенье:
Кого они к нам пригнали
Нет в Европе страны беднее и темнее Румынии. Там полицейские не умеют расписаться — для взяток не нужны расписки. Там крестьяне не знают, что такое обувь, лампа и дом, — они живут в темных, дымных землянках. Там министры получают комиссионные от содержательниц публичных домов. Там офицеры — сутенеры, а сутенеры — сенаторы. Однажды в Женеве в помещении, где заседала Лига наций, я слышал, как гардеробщица сказала другой: «Смотри хорошо за шубами — сегодня много румынских журналистов»...
Вшивых солдат и сифилитических офицеров Румынии Гитлер пригнал к нам — они должны принести советскому народу культуру!
Вот, как характеризует этих «носителей культуры» генеральный штаб румынской армии в приказе за № 336 от 6 июля 1941 г.
«Со времени начала операций господин генерал Антонеску, производя ежедневно инспекции на фронте, установил прежде всего полное отсутствие и недисциплинированность тыла.
Все полковые обозы, а также подразделения служб были беспорядочно расположены в зоне посевных культур. Лошади свободно паслись на посевах. На участке в 200 га все посевы были вытоптаны и уничтожены, как делали в древние времена дикие орды».
(Следует отметить, что в данном случае «дикие орды» топтали поля румынских помещиков — 6 июля румынская армия еще находилась у себя дома. Может быть 200 га принадлежали одному из многочисленных родственников или прихлебателей генерала Антонеску).
«Люди — грязные, немытые, небритые, в самом распущенном виде. В жаркий солнечный день между 10 часами и полднем почти все люди в шинелях, некоторые расстегнуты, с поднятыми воротниками, некоторые полностью раздеты.
Были замечены отряды, в которых часть людей в шинелях, другие в куртках, третьи в рубашках, многие совершенно голые.
За войсковыми частями следуют целые стада рогатого скота, среди которого много дойных коров.
В одной из дивизий на командном пункте был полный хаос, вызванный шумом и активной неорганизованностью. Все агитировали друг друга, кричали, отдавали приказания. Господин генерал Антонеску сравнил этот командный пункт с сумасшедшим домом».
Приказ подписан начальником генерального штаба румынской армии.
Конечно, и «господин генерал Антонеску» не лучше своих подчиненных: это дикарь с золотыми галунами. Но он нанялся поставить Гитлеру полмиллиона солдат и боится, что его рассчитают. Вот откуда генеральский гнев. Своих солдат он называет «дикой ордой», своих офицеров — питомцами «сумасшедшего дома».
Впереди идут немецкие танки, за ними плетутся румыны. Одни голые — продали за четвертак казенную рубашку. А может быть, и не дали им рубашек — рубашки пропил «господин генерал Антонеску». Другие в жаркий день в шинелях — этих трясет от страха. Они плетутся, чтобы навести культуру у нас! А чтобы они шли,— позади идут немцы с ручными пулеметами — гонят вперед «дикую орду».
Их привели к Одессе. Теперь на подступах прекрасного города стоит гнусная, презренная орда. Мы заплатим немцам за то, что они к нам пришли. Мы заплатим и за то, что они к нам пригнали румынскую шпану. (Илья ЗРЕНБУРГ).
В ходе обороны Одессы сравнительно небольшим силам обороняющихся удалось отражать удары значительно превосходящих сил противника. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние также поддерживали оборону огнём своих орудий.
К началу сентября 1941 года общая численность немецко-румынских войск у Одессы составляла около 277 тысяч солдат и офицеров, до 2200 орудий и миномётов, 100—120 танков, от 300 до 400 самолётов.
22 сентября 1941 года в Восточном секторе обороны советские войска нанесли комбинированный контрудар: в районе Григорьевки в тыл противника был выброшен воздушный десант (23 человека) и высажен морской десант (1929 военнослужащих 3-го полка морской пехоты), на линии фронта начали наступление 157-я и 421-я стрелковые дивизии. В результате операции были освобождены 120 км² территории и несколько населённых пунктов, разгромлены 13-я и 15-я румынские пехотные дивизии.
По окончании боёв за Одессу 4-я румынская армия была отведена в Румынию на переформирование.
Подводя итоги обороны Одессы, газета «Правда» писала:
«Вся советская страна, весь мир с восхищением следили за мужественной борьбой защитников Одессы. Они ушли из города, не запятнав своей чести, сохранив свою боеспособность, готовые к новым боям с фашистскими ордами. И на каком бы фронте ни сражались защитники Одессы — всюду будут они служить примером доблести, мужества, геройства».
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.