Найти тему
KentChannelTV - монеты СССР

Сравниваю Советский и Российский бензин по стоимости и качеству, сколько стоил бензин в СССР

Как в анекдоте: "Нефть дешевеет — бензин дорожает. Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть ничего не делает — бензин дорожает. Бензин целеустремленный - Будь как бензин!" - и правда, в нашей стране горючая смесь при огромных запасах нефти, постоянно становится дороже, и кроме как с юмором на это смотреть невозможно!

Очередной раз заправляясь на АЗС, а мне нужен исключительно АИ-95, нельзя просто так и не посмотреть на его стоимость, а после задаться вопросом, а почему с каждым годом в мою машину входит всё больше и больше горючей смеси и до скольких лет будет расти "мой конь", учитывая - что для полной заправки нужно всё больше денег оставить на АЗС, правда нужно отметить, что полный бак (роскошь для избранных), заправляю крайне редко, чаще приходится "прыснуть" на 500-1000 рублей и ехать дальше, и это при том, что объем двигателя моего авто 1,6 литра мощностью 82 л.с.

То ли дело в СССР - государство для народа! Где, в первую очередь, было большое количество видов автомобильного бензина, так уверен, вы помните А-66, А-70, А-72, А-74, А-76 и наконец АИ-93.
Так, с низким октановым числом горючую смесь можно было заливать в автомобили до 1960-ого года выпуска, а более высокие в современные жигули, волги и москвичи!
Существовал и АИ-95 (который мы хорошо знаем сегодня), он предназначался для иностранных автомобилей и наших ЗИЛов.
После распада Советского Союза в нашей стране осталось лишь три марки, а именно АИ-80, АИ-93 и 92, а на сегодня, как вы увидите по фото
(сделал специально фото своей заправки),
У нас только: ДТ(солярка, которая всегда стоила копейки, сейчас самое дорогое топливо), АИ-92 и АИ-95 (так с низким октановым числом используют для старых автомобилей, типа ауди 80-ых годов или наших жигулей), любая современная машина попросит 95-ый (и если вам не хочется тратить деньги на обслуживание двигателя, то лучше выбирать его), ну и мощные иномарки попросят солярку.
При этом, цена бензина в СССР была от 20 копеек за литр, а самое дорогое было по цене 40 копеек за один литр!
Сегодня, как можно увидеть по фото ниже, стоимость бензина
от 49,16 рублей до 53,68 рублей (сразу отмечу, что можно найти немного дешевле на заправках с сомнительным качеством бензина, я не рекламирую лукойл и уж тем более, там не работаю, но качество их бензина мою иномарку устраивает, да и все знакомые заправляются там же, мотивируя лучше переплатить за бензин, чем за кап.ремонт двигателя)

Кадр из кинофильма в тему статьи!
Кадр из кинофильма в тему статьи!

Говоря про бензин в статье, невозможно, обойти стороной советский кинофильм: «Королева бензоколонки» 1962 года. Он был снят на территории настоящей АЗС в городе Пирятин, около трассы Харьков-Киев. Я там не был, но говорят, что по сей день АЗС работает под маркой «Татнефть». Надежда Румянцева молодец, очень симпатичная и веселая, но в тоже время настоящая комсомолка, судя по фильму. Несмотря на то, что сегодня на заправках женщины представлены очень широко, они все стоят за кассой, а заправлять автомобиль, как правило приходится самостоятельно (мне так спокойнее, я и не прошу никогда мне в этом деле помочь), и все-же по фильму все делает она сама!

Бензоколонка в СССР
Бензоколонка в СССР

Уверен, многие скажут - что в СССР и бензин был дефицитным, достать было сложно, часто заправки были пустые и стоил он дорого, но я вынужден с вами не согласится, правда с оговоркой.

Начнем с того, что СССР и АЗС в этой статье мы рассмотрим за период 1961-1991 год, и как сразу станет понятно, это целых 30 лет, за которые многое может изменится! Так, в кино была показана действующая колонка с автоматами образца середины 50-ых годов, они меняются и стоимость топлива тоже, правда и зарплаты растут в советской стране!

Волжанку заправляет!
Волжанку заправляет!

Как я уже сказал, но отдельно сделаю на этом акцент, стоимость топлива с конца 60-ых и до 80-ых была на уровне этих цен:

А-66 = 20 копеек за литр
А-72 = 25 копеек за литр
А-76 = 30 копеек за литр
А-93 = 40 копеек за литр

Если же говорить про зарплату, то она могла быть от 130 рублей и до 300 рублей абсолютно спокойно на огромном количество должностей в этот период, но будем брать за основу цифру
в 150 рублей, на эти деньги можно было закупить бензина, допустим самого дорогого (хотя такой в СССР был не нужен, ни для запорожцев, ни для жигулей), и все-же цифра получается по 40к за литр = 375 литров!
Согласно, официальным данным МРОТ в РФ на сегодня составляет 16 242 рубля, но в моем регионе огромное количество вакансий, которые предлагаю
зп в районе 20 000 рублей, поэтому возьму эту цифру и посчитаю 95-ый бензин на лукойле, который заправляю лично, и получается 372 литра бензина.

Таким образом, мы делаем вывод, что бензин в советской стране высшей марки не был "халявой" и стоил приличных денег, однако, не всё так просто, нужно брать в расчет покупательную способность рубля, ежегодное подорожание бензина сегодня, а вместе с ним и обслуживание автомобиля, и наконец, уровень зарплат тогда и сегодня.

С одной стороны, зарабатывать более 150 рублей в СССР мог практически каждый и большинство именно так и делали, но и больше 20 тыс. получать сегодня тоже реально, ведь в основном мы зарабатываем от 30 до 40 тысяч рублей в регионах, это правда, и не нужно брать другие данные, у меня очень много знакомств с регионов, цифра укладывается в эти данные.

Удивительная машина для кино, не правда ли?
Удивительная машина для кино, не правда ли?

Нужно понимать, что стоимость топлива тогда и сегодня, серьёзным образом отличается в уровне жизни, и в нашей советской стране, потратив скажем 4 рубля и заправив 10 литров в авто, что делают многие и сегодня, ты вряд ли будешь ощущать сложности в бюджете, нежели оставив около тысячи рублей сейчас, когда получил 30 000, не правда ли?!

При этом, у нас капитализм, но большую часть стоимости бензина формирует, кто бы вы думали, налоговая!
Около трети стоимости литра бензина формируется за счет налогов на добычу полезных ископаемых, на акцизы, и конечно, повышенный НДС в размере 20%. Сюда добавляется цена нефти, её переработка, логистика (ведь нефть доставляют на фурах, которые едут на бензине), опять же, оплата стоимости АЗС (средняя цена одной заправки в РФ составляет около 500 млн руб), в итоге наш лукойл зарабатывает чуть более 5% от стоимости литра бензина, если не считать всякие товары на АЗС и дополнительные услуги, а так же тот факт, что компания может сама лично добывать, перерабатывать и доставлять бензин на свои собственные заправочные станции.

Так выглядит АЗС на фото автора, где можно заправляться бензином марки А-95
Так выглядит АЗС на фото автора, где можно заправляться бензином марки А-95

Интересно то, что самый недорогой бензин в Ливии, Иране и Венесуэле, хотя у нас запасов нефти не меньше, а самый дорогой в Норвегии и Исландии, где средняя зарплата будет на наши деньги около 100 000 рублей и выше.

Фото советских колонок на АЗС спустя годы
Фото советских колонок на АЗС спустя годы

Если говорить про качество бензина и обслуживание, то безусловно, с годами все это улучшается, растет количество заправок на дорогах и в городах, но есть одно но.

В Советской стране, мы и не думали про качество бензина и о том, что нас могут обмануть при его покупке.

Сегодня, нередко, можно прочесть в интернете и на том же ДЗЕНе, что заправки "химичат", заправляешь на 10 литров, а выходит 9,5 литров, да и качество самого бензина на любых заправках, которые продают его чуть дешевле, чем большие бренды, серьезным образом уступает и аналогам, и тому советскому бензину, это факт!

Фото в другом формате, где хорошо видно стоимость бензина у нас на 2023 год
Фото в другом формате, где хорошо видно стоимость бензина у нас на 2023 год

Одного лично я понять не могу, почему у нас за ДТ просят 58,3 рублей за литр?!

Ведь, в советские годы "солярка" была самой дешевой, она не стоила дороже 95-ого, да и налить её по доброте душевной могли практически везде, достаточно вспомнить огромные цистерны с этой соляркой для заправки тракторов и комбайнов, они стояли почти везде, их никто не охранял и сельское хозяйство чувствовало себя на отлично!

При этом, все мы хорошо знаем, что советские люди заправляли не только автомобили, но и любые мотоциклы, и другую технику.

Автолюбитель заправляет автомобиль Аи-93 бензином
Автолюбитель заправляет автомобиль Аи-93 бензином

Складывается, довольно странная ситуация, все мы хорошо знаем, что дорог и автомобилей в СССР было значительно меньше, но и стоимость бензина была ниже, доступнее и дорожал он гораздо реже, условно раз в 10 лет, это было в конце 70-ых, а так же в 80-ые годы.

Талоны за 1989 год
Талоны за 1989 год

Отдельно скажу про талоны на бензин, которые выдавали как на работе, так и в тяжелые или славные деньги "перестройки".

Так, они отличались по цвету, были красные, белые и синий (условно так).

Обычно бензин А-72, использовался для легковых автомобилей типа москвич, запорожец. Более высокие марки использовались автолюбители на волгах, жигулях (и то далеко не всегда, т.к и 72-ого хватало).

Талоны отпускались для населения, при этом важно отметить, что на АЗС тоже было два типа потребителей, а именно городской транспорт и собственно, частные автолюбители.
Да, нужно отметить, что благодаря одному человеку, про которого в народе говорили следующее: "По Союзу скачет тройка: Мишка-Райка-Перестройка", порой бензина могло и не быть на АЗС и приходилось его искать, доставать или ждать, когда же его привезут!

Талоны рыночного фонда
Талоны рыночного фонда

Приведу пример фото талонов рыночного фонда за 1985 год, где мы видим автобензин марки АИ-93 в количестве 5 и 10 литров, где стоимость его ровно 40 копеек за литр, так как на первом талоне цена четыре рубля, а на втором всего-то два рубля.

Подобные талоны тоже использовались, к слову говоря, многие заправляли не только личный автомобиль, мотоцикл, но и брали бензин в металлические канистры для дальней дороги, прозапас или даже на перепродажу, учитывая 80-ые годы.

Экономьте топливо!
Экономьте топливо!

Конечно, каждый советский человек знал, что набрать бензин можно и почти бесплатно.

Так, школьники и подростки, особенно в деревнях, имея мотоцикл (который можно было выиграть в гослото, к слову), никогда не тратили деньги на покупку бензина, им достаточно было разбираться в марках грузовиков, и выйти на трассу с пирожками, всё - отзывчивые советские шофёры им с радостью сливали нужные 5 литров.

Безусловно, каждый шофёр знал, что бензин государственный, его всегда много, а ему он тоже нужен, поэтому не считалось за преступление слить остатки бензина после рейса или работы в такси для своих нужд. Не будем ругать тех работяг за эти шалости, учитывая - как работали советские люди, думаю, не самое страшное дело.

Хотя, конечно, были и подобного рода плакаты с призывами экономить горючие материалы, ведь 1 тонна бензина стоила А-93 - 200 рублей!

А значит, перед нами старенький плакат, где цена топлива 20 копеек, и замечу - что стоимость дизтоплива показана как самая низкая, 62 рубля за тонну, почему-же сегодня, оно самое дорогое в нашей стране?!

На этом, пожалуй у меня всё, хотя - если материал вам понравился и вы хотите поддержать автора, закинув ему 100 рублей на бензин, то буду признателен, для этого оставлю реквизиты:
Перевод на карту «Сбербанк» - 4276 3500 1036 7298

В остальном же, надеюсь - тема раскрыта, если да, то смело ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пишите свои дополнения, отзывы по теме в комментариях!