Мы привыкли, что, если что-то подбросить, оно сначала летит вверх, потом на короткий миг застывает и летит вниз. И нам кажется, что этот принцип работает во всех сферах.
Например, большинство считает, что после 35, 40, 50 лет ухудшаются все наши навыки: память подводит, концентрация уже не та, способность переучиваться теряется, работа становится менее оплачиваемой.
На самом деле падение навыков начинается ещё раньше – после 23-25 лет, только сразу его никто не замечает. Процесс уже давно запущен, но идёт очень медленно, поэтому мы обращаем на него внимание только через 10-20 лет. Так бывает со многими болезнями – мы идём к врачу только когда замечаем очевидные симптомы. А ведь заболевание появилось не вчера…
Но вернёмся к навыкам. А дальше ассоциативное мышление делает своё дело. После того как проблема проявилась мы начинаем анализировать: «Что же такого особенного у нас было недавно? Ах, да, юбилей 40 лет, его и обвиним!».
И вот мы свято уверены, что началось увядание организма. Это нормально и логично, всё-таки не 20 лет уже.
На самом деле ни 40, ни 50, ни 70 и более лет не виноваты в наших трудностях и никак не ограничивают возможности в развитии.
Но и себя винить тоже не стоит – в 25 нам никто обстоятельно со ссылками на нейронауку не объяснил, как устроена эта система.
Как замедлить это падение или обернуть в сторону развития?
- Освоение нового. Не бойтесь пробовать себя в новых занятиях: вязание, рисование, игра на музыкальных инструментах и т.д. Помните, что от вас никто не требует стать профи, вы делаете это ради развития когнитивных способностей.
- Развитие памяти и внимания. Это наши базовые психические процессы. От их уровня зависят наши способности к любому обучению.
- Изучение иностранных языков. Этот пункт нужно выделить отдельно. Мало кто рассматривает освоение языка в контексте улучшения памяти и когнитивных функций в целом, а зря! Такие занятия – настоящий комплексный тренажёр. Новый язык – обширная система со своими правилами. Изучая её в комфортном темпе, вы вынуждаете мозг одновременно выполнять огромное количество задач и формировать новые нейронные связи.
- Смена сферы деятельности. Это объясняет невероятно живой ум многих исследователей даже в почтенном возрасте. Они живут изучением нового и неизвестного, а это лучшая тренировка для мозга.
- Путешествия. Почему мы все их так любим? Потому что это всегда новая карта местности и новые впечатления, новые пейзажи и архитектура, новые обычаи и сигналы для нашего мозга, которые его омолаживают.
Вообще мозговую деятельность стимулируют любые новые впечатления. Поэтому, даже если нет возможности путешествовать, не ленитесь иногда «менять картинку», выбирая разные маршруты. Когда мы годами ходим с работы домой на автомате, мозг не работает. Но стоит выбрать непривычную дорогу, он придёт в тонус и начнёт обрабатывать новую информацию.
Старайтесь смотреть по сторонам и обращать внимание на детали: дома, рекламные баннеры, прохожие.
Ещё пара слов про интеллектуальную нагрузку
Нашему мозгу без разницы, на чём тренироваться, лишь бы там было много новой информации. Любой из способов, описанных выше, поможет держать мозг в тонусе и создаст кучу новых нейронных связей.
Но подождите, что это получается? Мы потеряли навыки, потому что долго не обучались новому и, чтобы их восстановить, нужно начать обучаться новому…
Похоже на замкнутый круг: как снова начать продуктивно учиться, если у нас не получается? Как омолодить мозг и пресечь возрастные изменения? Как осваивать новое и развивать когнитивные способности, чтобы жить полную интересов и тонуса жизнь, в которой с возрастом объём знаний только растёт?
Обо всём этом мы будем говорить на практическом мастер-классе «Разгони свой мозг за 14 дней». Участие бесплатное. Чтобы занять место, просто зарегистрируйтесь по ссылке ниже.