В браке вы вместе с супругом купили квартиру. По умолчанию, это ваша общая совместная собственность. Потом вы решили её разделить. Причем совсем не обязательно в связи с разводом. Каким образом вы можете оформить раздел?
Очевидные варианты прямо указаны в законе. Можно разделить либо по решению суда (пункт 3 статьи 38 СК РФ), либо во внесудебном порядке на основании соглашения о разделе имущества (пункт 2 статьи 38 СК РФ) или брачного договора (статья 40 СК РФ). Либо суд, либо вы сами в соглашении или брачном договоре определили доли в праве на квартиру, и всё – она разделена. Но что если не было ни решения суда, ни вашего с супругом отдельного соглашения?
Вместо этого вы в браке зарегистрировали долевую собственность. И ещё долго прожили вместе, владея этой квартирой в долях. И вдруг (здесь уже, как правило, в связи с разводом) опять встал вопрос о разделе совместно нажитого имущества. Будет ли в таком разделе участвовать эта квартира, вроде бы уже поделенная на доли?
Две формы общей собственности
Прежде всего, а велика ли разница? Стоит ли вообще озадачиваться этим вопросом? Ведь и в том и в другом случае собственников на одну квартиру всё равно двое. И прав у каждого обычно на неё поровну.
Всё же разница есть. Прав у супругов на появившуюся в браке квартиру поровну только обычно. Обычно, но не всегда. Один из супругов может попытаться доказать, что квартира частично или полностью куплена на личные его средства. Личные – то есть не относящиеся к общему имуществу, принадлежащие только этому супругу. Например, на деньги, которые появились у него ещё до свадьбы. Или на подаренные ему в браке денежные средства, либо полученные по наследству. Наконец, деньги могли появиться в годы официальной семейной жизни, но в результате продажи имущества (опять возьмём квартиру), появившегося вне брака или подаренного ему или унаследованного им. Во всех этих случаях, согласно пункту 1 статьи 36 СК РФ, имущество является личным, равно как и все, что приобретено на него (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»).
Предположим, купленная в браке квартира на двадцать процентов оплачена личными денежными средствами одного из супругов. Или на пятьдесят. Или на все семьдесят. Значит, на двадцать (пятьдесят или семьдесят) процентов этого квартира только его. А оставшиеся восемьдесят (пятьдесят или тридцать) процентов в праве на неё составят общую совместную собственность. Но выяснится это уже только при разделе, зачастую спустя очень много лет.
Или другой вариант. Согласно пункту 2 статьи 39 СК РФ, при разделе общего имущества от равенства долей суд может и отступить. Например, определить больше тому из супругов (обычно уже бывших), с кем остаются проживать общие несовершеннолетние дети. То есть если квартира не поделена, то неизвестно, кому и сколько от неё в итоге достанется. А коль раздел квартиры состоялся, то все прочие обстоятельства не имеют значения (пункт 10 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017)», Определение Верховного Суда РФ от 7 июня 2016 г. N 88-КГ16-1). Квартира перестала быть совместной собственностью, а значит, уже не важно, на чьи деньги она куплена и с кем остались дети.
Ещё недавно долевая собственность равнялась разделу
Возвращаясь к тому, с чего начинали. Так разделена эта квартира или нет? Суды ещё недавно отвечали на вопрос утвердительно. В разделе такого имущества они отказывали. Мотивировка простая: раз в праве на квартиру определены доли, значит, раздел имущества состоялся ранее. Квартира уже не относится к общей совместной собственности (Апелляционные определения Московского городского суда от 6 апреля 2011 г. по делу N 33-9607, от 18 сентября 2014 г. по делу N 33-22969, от 28 июля 2015 г. по делу N 33-25275 и др.).
Для соглашения о разделе имущества пунктом 2 статьи 38 СК РФ в то время была предусмотрена обязательная письменная форма. Но по закону, письменный договор – далеко не всегда отдельная бумага за подписями сторон и соответствующим заголовком. За исключением особых случаев, письменная форма соблюдена, если стороны, например, обменялись письменными сообщениями, в которых пришли к чему-то общему. И не важно, как называется документ и сколько этих документов (пункт 1 статьи 160, пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Кстати, это может быть и часть другого документа. Причём маленькая часть. Например, в договоре купли-продажи квартиры, где покупателями как раз выступали супруги, значилась фраза об оформлении в долевую собственность. И этот единственный пункт договора Московский городской суд в Апелляционном определении от 6 апреля 2011 г. по делу N 33-9607 толковал отдельным соглашением о разделе совместно нажитого имущества.
После введения обязательной нотариальной формы
С некоторых пор эта позиция нуждается в корректировке. Причины на поверхности. В конце 2015 г. вышла новая редакция пункта 2 статьи 38 СК РФ. И в этой новой редакции соглашение о разделе имущества должно было иметь нотариальную форму. Всё, что сказано выше про письменную форму договора, к разделу совместно нажитого имущества отныне не подходит. Теперь нужен именно единый документ за подписями обоих супругов, да ещё и удостоверенный нотариусом. Без этого квартиру разделить полюбовно (по соглашению) не получится.
Верховный Суд РФ не столь давно обратил на это внимание в Определении от 12 июля 2022 г. N 77-КГ22-2-К1. В том деле тоже рассматривался договор купли-продажи с условием о регистрации долевой собственности на жилое помещение. Договор был заключен в 2018 г., то есть уже после внесения изменений в статью 38 СК РФ. И Верховный Суд РФ указал, что без нотариальной формы соглашение о разделе общего имущества не может иметь юридической силы. Квартиру, хоть и оформленную в долях, всё равно надо рассматривать как совместную собственность.
Вместо заключения: обратная сила закона вряд ли будет применяться
Означает ли это, что теперь во всех случаях регистрация долевой собственности на квартиру во вне нотариальном порядке не будет рассматриваться как раздел имущества? Скорее всего, нет. По общему правилу, закон не имеет обратной силы. Договор, как следует из пункта 1 статьи 422 ГК РФ, должен соответствовать обязательным нормам, действующим на момент его заключения. Вот и требования обязательной нотариальной формы распространяются лишь на соглашения о разделе имущества, заключенные после её введения.
Если же имущество разделили раньше, то нотариус не нужен. А потому регистрация долевой собственности вплоть до конца 2015 г., вероятно, по-прежнему, будет судами приниматься за раздел общего имущества. Впрочем, пути отечественного правосудия неисповедимы, поэтому безапелляционно прогнозировать ничего не будем. Возможно всякое.