Первая часть тут
Россия в XIX веке так и не стала лидером в области воздухоплавания. Николай I смотрел на воздушные шары как на забаву, и во время Крымской войны повторил ошибку Наполеона, отказавшись от бомбардировки английской эскадры с воздуха – это «не рыцарский» способ ведения войны. Впрочем, морские мины он запрещать не стал. Где логика?…
Достойный упоминания случай – полёты в 1874 году крестьянина Михаила Тихоновича Лаврентьева на самостоятельно изготовленном аэростате объёмом 1150 кубометров. К аэростатам начинают проявлять интерес военные, российские конструкторы выдвигают смелые проекты. Некоторые идеи позднее нашли своё воплощение в конструкции дирижаблей – но их время ещё не пришло. Уже упоминавшийся ранее конструктор подводных лодок Джевецкий предложил дирижабль полужёсткой конструкции с каркасом из арборита – разработанного им же материалом типа фанеры. Через 30 лет фанерные каркасы использовались в немецких дирижаблях Шютте-Ланца во время Первой Мировой войны. А разработанная Константином Эдуардовичем Циолковским конструкция цельнометаллического дирижабля переменного объёма опередила своё время на десятилетия.
Авиаконструкторы
Дмитрий Иванович Менделеев, вплотную занимавшийся вопросами воздухоплавания, предсказал большое будущее летательным аппаратам тяжелее воздуха. Именно благодаря его авторитету специальная комиссия, назначенная к рассмотрению проекта аэроплана Александра Федоровича Можайского, одобрила постройку. Правда, финансирование было недостаточным, и отставной контр-адмирал по большей части тратил свои средства. Первый и единственный полёт его детища в июне 1883 года оказался неудачным – едва оторвавшись от земли, аппарат рухнул на крыло. Виновата в этом и несовершенная аэродинамика, и малая мощность заказанных в Англии паровых машин (в сумме 30 л.с.). Можайский сам спроектировал новые машины суммарной мощностью 100 л.с., их изготовили на Балтийском судостроительном заводе. Как показывают современные расчёты, с такими двигателями аппарат уже мог взлететь и совершить прямолинейный полёт – но денег на восстановление и переделку аппарата изобретателю не дали. Александр Фёдорович Можайский скончался в Санкт-Петербурге 20 марта 1890 года от пневмонии, не дожив один день до 65 лет… Кроме первого в мире реализованного проекта аэроплана несомненной и неоспоримой его заслугой является исследование работы воздушных винтов и определение их оптимальных характеристик.
Аэродинамические опыты Жуковского, Чаплыгина и Циолковского подготовили теоретическую базу авиации. Братья Райт интуитивно нашли способ управления летательным аппаратом по крену – и в начале XX века аэроплан стал реальностью.
25 марта 1912 года в Москве торжественно открылась Вторая Международная Выставка Воздухоплавания. А ровно через четыре года, Указом Императора Николая II в России сформированы три первых истребительных авиаотряда.
Игорь Иванович Сикорский – конструктор первого в мире многомоторного самолёта «Русский Витязь» (1913 г.) и бомбардировщика «Илья Муромец» (1914 г.). На этих самолетах в мирное время поставлено множество рекордов – продолжительности и дальности полёта, подъёма грузов. С началом войны из «Муромцев» сформировали особую «Эскадру воздушных кораблей», велись бомбардировки вражеских позиций и воздушная разведка – один из кораблей прошёл за линией фронта более 600 километров и получил важные разведданные. Была разработана тактика бомбометания, Александр Николаевич Журавченко создал «ветрочёт» – прибор для учёта влияния ветра на снос бомб. Также впервые в мире применили указатель курса для пилота, им дистанционно управлял штурман-бомбардир. «Муромцы» были весьма живучими кораблями – из 93 выпущенных только один погиб в воздушном бою, а несколько серьёзно повреждённых машин дотянули до аэродрома...
Отставной артиллерийский поручик Глеб Евгеньевич Котельников (в это время он уже был актёром театра) пришёл к мысли о создании парашюта под влиянием гибели авиатора Льва Мациевича. Сам парашют в то время уже не был новинкой, его использовали при прыжках с аэростатов, где он был подвешен в распущенном состоянии. Но парашютов, пригодных для авиаторов, ещё не существовало. Менее чем за полгода Котельников разработал и изготовил первый в мире ранцевый парашют, успешно испытанный в августе 1911 года с манекеном. Небольшая партия этих парашютов была изготовлена уже в ходе Первой Мировой войны для экипажей самолёта «Илья Муромец».
Назовём ещё несколько русских конструкторов авиационной техники:
· Борис Николаевич Юрьев – первый вертолёт, изобрёл автомат-перекос
· Яков Модестович Гаккель – первым в России стал использовать обтекаемые формы
· Степан Васильевич Гризодубов (отец лётчицы Валентины Гризодубовой) – ряд оригинальных конструкций
Пилоты
За 1910-1911 год 109 российских авиаторов получили пилотские свидетельства (из них 39 за рубежом, остальные в России). Среди них были и три первых русских лётчицы: Лидия Зверева (диплом №31), Евдокия Анатра (№54), Любовь Голанчикова (№59). Виктор Дыбовский (№13) и Владимир Слюсаренко (№23) вскоре занялись конструированием самолётов, а Слюсаренко и Зверева стали первой в России авиационной семьёй…
Знаменитую «петлю Нестерова» в 1880 году предсказал родоначальник аэродинамики Николай Егорович Жуковский в своих работах «К теории летания» и «О парении птиц». Пётр Николаевич Нестеров обсуждал с ним свои выводы и, убедившись в их правильности, 27 августа 1913 года впервые в мире выполнил «мёртвую петлю» на самолёте «Ньюпор-4» – чем положил начало высшему пилотажу. Командир Нестерова сгоряча даже собирался посадить его под арест – в русской авиации в то время любые резкие эволюции были запрещены, даже поворачивали без крена, «блинчиком» (это часто приводило к срыву в штопор, с которым тогда бороться не умели). Но смелый эксперимент вскоре принёс русскому пилоту мировую известность.
С началом Первой Мировой войны штабс-капитан Нестеров на фронте. Над русскими позициями почти каждый день появляется австрийский «Альбатрос». Нестеров приходит к мысли повредить крыло вражеского аппарата ударом колёс, и 8 сентября 1914 года проводит первый в мире воздушный таран. Ценой своей жизни герой совершил подвиг, сбив вражеский самолёт. Но уже через полгода, 31 марта 1915, Александр Александрович Казаков совершает второй таран и благополучно приземляется после атаки.
А штопор победил 16 сентября 1916 года другой русский авиатор, Константин Константинович Арцеулов, внук Айвазовского. В двадцатых годах он испытывал первые советские самолёты, стоял у истоков планеризма, а с 1955 года и практически до самой своей смерти в 1980 году иллюстрировал замечательный журнал «Техника – молодёжи».
Александр Николаевич Прокофьев-Северский в июле 1915 года при возвращении из боевого вылета подорвался на собственной бомбе и лишился правой ноги, но по выздоровлении продолжил летать. Разрешение на полёты ему дал лично Николай II, а сам авиатор стал героем рассказа Куприна «Сашка и Яшка». Именно этот случай, не называя имён, приводит комиссар Алексею Маресьеву в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Как и Сикорский, Северский не принял революцию и уехал в США, где тоже стал известным авиаконструктором. Но это совсем другая история…
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)
Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/
Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#авиация, #русскиелётчики, #первыевмире, #времяпервых