Вторая часть тут
Становление радио неразрывно связано с флотом и авиацией – им связь без проводов была необходима как воздух. И на рубеже XIX и XX века эти обстоятельства сложились самым удачным образом.
Почему Попов – изобретатель радио? Ведь основные части его «грозоотметчика» (когерер Бранли, антенна Лоджа) были известны? Попов не стал слепо повторять известную конструкцию физического прибора, а внёс в неё ряд усовершенствований и получил устройство, пригодное для реального применения. А в технике традиционно изобретателем считается не тот, кто был «самым первым», а тот, кто внёс кардинальное усовершенствование и добился применимого на деле результата.
Кстати, такой принцип определения технического приоритета применяется во всём мире – но только не для России. Паровые машины были и до Уатта – но он добился стабильной работы за счёт центробежного регулятора оборотов, который долгие годы так и называли «регулятором Уатта». Первый пароход поплыл за полвека до Фултона – но именно его конструкция оказалась надёжной и удобной в эксплуатации. Успешные попытки моторного полёта были и до братьев Райт – но именно братья внесли «последний штрих» в конструкцию и добились устойчивого управляемого полёта.
Однако в случае радио Запад считает изобретателем Маркони только на том основании, что он первым начал коммерческое применение радиосвязи – старательно «забывая» тот факт, что Маркони просто повторил приёмник Попова, описание которого было опубликовано в научной печати. Тогда так было принято, открытиями и изобретениями делились ради прогресса и чужие достижения не присваивали – но Маркони нахально сжульничал...
Кстати, Маркони марконями, но в США «грозоотметчик» Попова (детектор молний в английской терминологии) выпускался в неизменном виде и применялся по назначению вплоть до начала 1930-х годов (пока не были изобретены быстродействующие предохранители, во гремя грозы воздушные линии связи и электроснабжения нужно было отключать и заземлять, и лучше заблаговременно).
Начало
А началось всё в Минном офицерском классе, где Попов преподавал физику и электротехнику – флот насыщался новой техникой, и это, говоря современным языком, были «курсы повышения квалификации». Для демонстрации «волн Герца» он в 1895 году изготовил прибор по описанию в европейском научном журнале. Но для улучшения его работы Попов внёс в конструкцию важнейшие дополнения, без которых он так и остался бы учебным пособием. Главные изобретения Попова – обратная связь, которая восстанавливала работу когерера (детектора) приёмника после прихода электромагнитной волны и реле, повысившее чувствительность прибора настолько, что он стал реагировать на молнии.
В определённом смысле Попову чрезвычайно повезло, что он имел дело с флотскими офицерами – на суше его изобретение не имело особых перспектив, государство и армия вполне довольствовались телеграфом, который уже передавал сообщения не только «морзянкой», но и текстом. А флот остро нуждался в дальней связи – флажной семафор, сигнальные флажки или сигнальный фонарь (ратьер) обеспечивали связь лишь в пределах видимости. Поэтому опыты Попова поощрили, у него появились помощники – и дальность связи быстро росла.
Огромную роль в становлении радио сыграл Пётр Николаевич Рыбкин – непосредственный исполнитель опытно-экспериментальных работ по беспроводной сигнализации и телеграфии. Так, 28 мая 1899 года совместно с Д. С. Троицким он обнаружил возможность приёма импульсов искрового телеграфа на «телефонные трубки» (наушники). Дальность связи сразу возросла в несколько раз – уже в опытах 11 июня 1899 года была установлена связь на расстоянии 26 км, а к 1901 г. в реальных корабельных условиях дальность связи достигла 150 км.
Не было бы счастья, да несчастье помогло…
В декабре 1899 года на камни возле острова Гогланд сел броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», для операции по его спасению организовали радиосвязь между островами Гогланд и Кутсало. В операции принимал участие и первый в мире ледокол «Ермак». А дальше случилось то, что в Финском заливе случается каждый год (традиция, однако)…
6 февраля 1900 года стало известно, что на оторвавшейся льдине в море уносит рыбаков. Попов собственноручно отправил радиограмму: «Командиру «Ермака». Около Лавенсаари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь». Приказ о спасательной операции был передан капитану «Ермака» – так началась первая в мире спасательная операция с участием ледокола. К вечеру спасённые были доставлены на берег. Инфоповод оказался мощным, и благодаря усилиям прессы о «беспроволочном телеграфе» заговорили и в обществе.
Рывок вперёд
Первых помнят чуть менее, чем все. Вторых – немногие. Третьих – единицы. Валентин Петрович Вологдин сделал не шаг – настоящий рывок вперёд в радиосвязи. Вместо искрового разрядника для возбуждения колебательного контура передатчика он предложил в 1908 году «машину высокой частоты» (генератор переменного тока частотой 1000 Гц). Тон передатчика стал чище, резко снизились побочные излучения, повысилась надёжность – это особенно важно для мощных передатчиков (об одном таком чуть дальше). Радиолампы в это время ещё делали первые шаги, и это изобретение оказалось очень удачным и своевременным. Вологдин многое сделал для освобождения отечественной радиотехники от иностранной зависимости, а в дальнейшем разработал первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители, методы плавки, пайки и поверхностной закалки с помощью токов высокой частоты. Но это уже другая история.
Самая мощная в Европе
С началом Первой Мировой войны Россия осталась без международной связи – немцы перерезали подводные телеграфные кабели в Балтийском море, которые соединяли Россию со странами Запада. Поэтому уже 14 августа 1914 года военный министр В. А. Сухомлинов ходатайствовал в Совете Министров о сооружении радиостанций в Москве на Ходынском поле.
Строительством станции занималось «Русское Общество Беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ), она была построена всего за сто дней и начала действовать 7 декабря 1914 года. По соседству со зданиями радиостанции располагалось огромное антенное поле – длинноволновые антенны на мачтах высотой 150 м растянулись на три километра.
Ходынская искровая радиостанция на момент постройки была самой мощной в Европе, около 100 кВт. Она передавала сообщения телеграфом на волнах длиной 7000, 9000 и 11000 метров. Искровой разрядник представлял собой медное зубчатое колесо, которое приводилось во вращение бензиновым мотором. Телеграфный ключ длиной более метра выходил в соседнее помещение, где помещался оператор. И неспроста – при разрыве контактов ключа возникала мощная электрическая дуга, которую «сдували» струёй сжатого воздуха от компрессора. Раздавался звук, похожий на выстрел – работу телеграфиста можно было слышать на расстоянии до километра.
Ходынская искровая радиостанция проработала до 1922 года, когда произошёл пожар, после чего была восстановлена, появился ламповый передатчик. Антенны перенесли – они мешали полётам самолётов с Ходынского аэродрома.
Армейская радиосвязь
В литературе советского периода было принято ругать «продажных царских чиновников» за плохую обеспеченность армии радиосвязью, отсутствие отечественных радиостанций, за всё подряд – полёт фантазии не ограничивался. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Конечно, на уровне роты и батальона радиосвязь отсутствовала – по доктрине тех лет и полки не всегда обеспечивались радиосвязью. Тем не менее, отечественные радиостанции были, и широко использовались.
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)
Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/
Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#радио #радиотехника #история #первыевмире #времяпервых