Найти тему
Урал Звук

Время первых – I

Мы начинаем цикл исторических обзоров «Время первых». Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы им гордиться, но чтобы строить новое будущее. Западные идеологи и отечественные «либерасты» старательно переписывают историю, с подачи «соросов» сделанные в России эпохальные изобретения и открытия основательно забыты. Пришло время вспомнить первых!
Мы начинаем цикл исторических обзоров «Время первых». Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы им гордиться, но чтобы строить новое будущее. Западные идеологи и отечественные «либерасты» старательно переписывают историю, с подачи «соросов» сделанные в России эпохальные изобретения и открытия основательно забыты. Пришло время вспомнить первых!

Россия с её богатствами всегда была лакомым кусочком, на протяжении всей истории нам приходилось защищать свои рубежи. Александр III говорил, что у России только два союзника – армия и флот. Поэтому неудивительно, что во все времена первыми «путёвку в жизнь» получали изобретения военного значения. И прежде всего – изобретения для флота, его развитие шло бурными темпами. Чтобы рассказать об этом во всех подробностях, нужна целая книга – «но я должен быть краток».

"Потаённое судно"
"Потаённое судно"

Первая в мире боевая подводная лодка строилась в России во времена Петра I. Крестьянский самородок Ефим Никонов предложил в 1719 году «потаённое судно», которое может вражеский корабль «под самое дно подбити». Факт постройки хорошо документирован – сохранились записи об отпуске материалов и результатах испытаний за период 1720-1727 гг. Проект значительно опередил своё время, и, несмотря на успешное испытание масштабной модели, полноразмерная конструкция не выдержала погружения. Ничего удивительного – в то время даже академики не смогли бы сделать расчёты на прочность, всё делалось по наитию. Но поражает продуманный инженерный подход – сначала модель, потом изделие. Такой подход получил распространение только полтора века спустя.
Любители «Вики» могут возразить, что первой подводной лодкой считается «Черепаха» Бушнелла, но справедливее будет сказать, что она была первой, которая не потонула. Её боевое применение во время войны за независимость Соединённых Штатов (1775 г.) трудно назвать успешным, но попытка засчитана. Гораздо успешнее оказались подводные лодки Роберта Фултона (1800-1804 гг.), но Наполеон после некоторых колебаний отказался принимать «не рыцарский» способ ведения войны. Фултон не особо огорчился, и уехал в Америку строить пароход – но это уже совсем другая история. Кстати, его пароход (1807 г.) отнюдь не был первым в истории – но оказался первым удачным, и, что главное, – появился в нужное время в нужном месте. Именно поэтому Фултон и считается изобретателем парохода.

Модель подводной лодки К.А. Шильдера
Модель подводной лодки К.А. Шильдера

Подводная лодка конструкции Карла Андреевича Шильдера (1834 г.) не была первым успешно испытанным подводным судном – сам автор отмечал, что руководствовался известными ему зарубежными проектами, но постарался при этом устранить все существующие недостатки. В результате на лодке Шильдера впервые в мире комплексно применили все обязательные ныне системы: перископ, подводный якорь, систему аварийного всплытия, поглотители углекислоты и даже систему вентиляции в подводном положении через выдвижной воздухозаборник (немецкий «шнорхель» нервно курит в сторонке). Вишенкой на торте – ракетное вооружение, электрический пуск ракет можно было производить даже из-под воды. Но мускульный привод ограничивал скорость лодки, применять её можно было только против неподвижных целей. И, хотя для испытаний на лодку и был назначен экипаж, в состав флота её не включили, а весь проект в 1841 году был закрыт высочайшим указом. Но разработанные Шильдером электрозапалы, мины и ракеты не пропали.

Подводная лодка С.К. Джевецкого
Подводная лодка С.К. Джевецкого

А подводные лодки с мускульным приводом в состав флота всё же попали – это были карликовые субмарины конструкции Степана Карловича (Стефана Казимировича) Джевецкого, изготовленные в 1881 году крупной серией в 50 экземпляров и остававшиеся в строю до 1891 г. В Кронштадте оставили 16 лодок, а 32 отправили по железной дороге (опять-таки впервые в мире) на Чёрное море. Эти лодки были предназначены для обороны крепостей и диверсионно-разведывательной работы – о «рыцарских» способах ведения войны на море с момента появления якорных мин уже не вспоминали.
Кстати, первое боевое применение якорных мин – опять у нас. Академик Борис Семёнович Якоби, «главный электротехник всея Руси», разработал и применил гальваноударные мины для защиты Кронштадта в 1855 году, во время Крымской войны. Наскочивший на мину английский корабль получил настолько серьёзные повреждения, что ему потребовался ремонт в доке – и «непобедимый британский флот» оказался от нападения на крепость. Моральный ущерб английских моряков оказался неизмеримо страшнее материального… Еще можно вспомнить, что первое в мире судно с электрическим двигателем – это снова Якоби, но рассказ об этом уведёт нас в сторону.

Минные катера С.О. Макарова
Минные катера С.О. Макарова

Будущий адмирал Степан Осипович Макаров превратил минное оружие из оборонительного в наступательное. Во время очередной русско-турецкой войны паровые катера с шестовыми минами потопили три турецких броненосца, а в 1878 году его отряд провёл первую в мире успешную торпедную атаку и потопил двумя торпедами канонерскую лодку «Интибах». Не исключено, что теорию непотопляемости кораблей Макаров разработал на основе боевого опыта. Потом он спроектировал и построил первый в мире ледокол «Ермак», и без этого ледокола развитие радио могло пойти совсем иначе… (интригу раскроем в продолжении цикла).

Подводная лодка И.Ф.Александровского
Подводная лодка И.Ф.Александровского

Реальное боевое применение подводных лодок стало возможным только после появления механического двигателя. Иван Федорович Александровский в 1866 году не только предложил проект первой в мире подводной лодки с единым двигателем надводного и подводного хода, но и добился постройки. На лодку был назначен флотский экипаж. Двигатель, разработанный отцом и сыном Барановскими, работал на сжатом воздухе, дальность экономического хода достигала 30 километров – уже вполне реальная угроза для противника. И враги не дремали – лодку банально утопили (к счастью – без экипажа), назначив ей испытательное погружение на глубину, в два раза превышавшую предельную расчётную – естественно, корпус не выдержал...
В конце XIX века единый двигатель для подводной лодки оставался несбыточной мечтой, и конструкторы вынуждены были использовать раздельные двигатели надводного и подводного хода. Французская субмарина «Нарвал», построенная в 1900 году, была оснащена паровой машиной(!) и электромотором. Как это ни парадоксально, но таким же путём сначала пошли и британские
учёные конструкторы, и подводные лодки «на угольном ходу» дослужили у них до Первой Мировой войны…


В это же время американские лодки конструкции Холланда использовали бензиновый мотор – пожароопасный, к тому же пары бензина отравляли экипаж. Бензиновый двигатель был и на первой в российском флоте подводной лодке «Дельфин», построенной в 1902-1903 г. по проекту Ивана Григорьевича Бубнова. Её командиром был назначен Михаил Николаевич Беклемишев. В 1904 году эта лодка вместе с шестью более современными отправилась на Дальний Восток – это была первая в мире перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн по железной дороге.

Модель первой русской подводной лодки «Дельфин», 1903 г.
Модель первой русской подводной лодки «Дельфин», 1903 г.

А тем временем в осаждённом Порт-Артуре Михаил Петрович Налётов строил первый в мире подводный минный заградитель. Практически готовый минзаг пришлось взорвать при сдаче крепости – чтобы не достался врагу. В 1907 году в Николаеве был начат постройкой новый подводный минный заградитель «Краб», но в строй он вступил лишь в 1915 году…

Подводный минный заградитель «Краб» М.П.Налётова
Подводный минный заградитель «Краб» М.П.Налётова

Именно русские конструкторы первыми предложили для подводной лодки безопасный и экономичный дизельный двигатель. На разработанных Бубновым и Беклемишевым лодках типа «Минога» и «Акула» уже стояли отечественные двигатели производства завода «Русский дизель», они стали основой подводного флота России, приняли участие в Первой Мировой войне и закончили свою службу уже в двадцатых годах XX века.

Подводная лодка «Акула», 1910 г.
Подводная лодка «Акула», 1910 г.

Продолжение

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в
статье
О продукции УРАЛ можно узнать
здесь
О новом АК - подробно -
тут

Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)

Наши соцсети:
🔊 VK -
https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube -
https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK -
https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM -
https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE -
https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/

Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)

#подлодки, #русскийфлот, #первыевмире, #времяпервых