Найти в Дзене
Адвокат Полетаев

АвтоФокус | Ущерб от ДТП по вине такси - c таксопарка, а не с водителя.

Возник тут у меня в личной практике вопрос, изыскания по которому, думаю, могут быть полезны многим автовладельцам.

Позвонил мне – по рекомендации, конечно 😊 – автовладелец, попавший в ДТП. Виновник ДТП – водитель автомобиля такси. Таксист въехал сзади, соответственно, механические повреждения задка пострадавшего автомобиля моего клиента. Ущерб относительно небольшой, тысяч на 50-60.

НО… полис ОСАГО у таксиста поддельный ☹, сам таксист – из глубокой Московской области, и после ДТП «скрылся в тумане» и перестал выходить на связь с пострадавшим. Поскольку ОСАГО нет – перед моим потенциальным клиентом замаячила стремноватая перспектива долго и мучительно взыскивать ущерб с водителя такси, и есть большие сомнения в том, что у таксиста имеется хоть какое-то имущество, на которое можно обратить взыскание.

Почему мы начали говорить о водителе такси, как ответственном за ущерб лице? А потому что фактические обстоятельства таковы, что таксист - физическое лицо – владел автомобилем на основании договора субаренды, т.е. вроде как (😉) был крайним в цепочке владельцев.

Таксист взял такси в субаренду у юридического лица – назовем его ООО «Ромашка», субарендодатель. Но ООО «Ромашка» само тоже не было собственником машины такси, а арендовало его у собственника, назовем его - ООО «Рога и копыта».

Вот такая цепочка владельцев, таксис-«физик», вроде как, последний. Почему это важно? А потому, что в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 ст. 1079 ГК РФ «Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)».

То есть, в силу Закона, отвечает за ущерб, причиненный автомобилем, например, в ДТП – его владелец, фактический причинитель вреда. Не собственник, а именно владелец, то есть тот, кто владеет и управляет автомобилем в момент ДТП – по договору аренды, по доверенности и т.д..

В нашем случае – получается – вроде как таксист-«физик». И вот клиент попросил меня провести правовой анализ на предмет того, а нет ли, часом, правовых оснований предъявить, все-таки, требование о возмещении ущерба не таксисту – с перспективами взыскания ущерба с которого все грустно – а ООО «Ромашка». Потому что – ну, Вы понимаете – перспектив взыскания с юридического лица все же поболе будет…

Я начал анализировать судебную практику - и оказалось, что именно в отношении ущерба, причиненного автомобилями такси Закон возлагает ответственность не на водителя такси – даже если он не работник по трудовому договору, а, как в нашем случае, субарендатор – а на крайнее в цепочке владельцев юридическое лицо.

Подробное правовое обоснование хорошо выписано, скажем, в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24/07/2020 года по делу № 33-12984/2020, фрагмент которого приведен ниже.

«Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании п. п. 2, 3 ст. 9 указанного Федерального закона разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами субъектов Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.

Согласно пп. "г" п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно соответствовать обязательным требованиям, в том числе должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Таким образом, лицо, получившее разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, тем самым подтвердило соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, установленным требованиям законодательства.

Из буквального толкования пунктов 1 и 2 ч. 16 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ следует, что водителями легкового такси являются работники по трудовому договору и лица, заключившие гражданско-правовой договор. Передача транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, по договору аренды другому лицу для использования в качестве легкового такси, не допускается, услуги по таксомоторным перевозкам физическое лицо от своего имени оказывать не может. Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих на крыше - опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Как следует из материалов дела 16.03.2018 года Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в отношении автомобиля *** номер *** на имя ООО «СВСТАЙМ» выдано разрешение N 205805 на право осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Московской области, указанное разрешение являлось действующим до 15.03.2023.

Таким образом, ООО «СВСТАЙМ» является перевозчиком и обязано контролировать состоянием транспортного средства, используемого в качестве такси на основании полученного разрешения.

Как следует из материалов дела, что транспортное средство *** VIN ***, водителем которого являлся ***, в момент ДТП было оборудовано опознавательным фонарем легкового такси, имело регистрационные знаки типа 1Б (желтый цвет поля), застраховано как "такси" с допуском к управлению неограниченного количества лиц, страхователем по полису ОСАГО является ООО Контрол лизинг. Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СВСТАЙМ» одним из видов его деятельности является деятельность такси. В письменных объяснениях от 29.11.2018, данных при составлении административного материала по факту ДТП, *** указал место работы «такси», а также дал объяснения о том, что совершил ДТП в связи с тем, что отвлекся на телефон на заказ такси. В постановлении по делу об административном правонарушении от 29.11.2018 должность *** также указана как водитель такси.

На основании изложенного районный суд пришел к правильному выводу о том, что *** в момент ДТП не являлся владельцем источника повышенной опасности по смыслу ст. 1079 ГК РФ, так как использовал автомобилем не по своему усмотрению, а по заданию ответчика, в его интересах, под его контролем с единственной целью по перевозке пассажиров такси, то есть при осуществлении деятельности, которую он самостоятельно осуществлять не имел права. *** фактически состоял с ООО «СВСТАЙМ» в трудовых отношениях, следовательно, он не может быть признан лицом, ответственным за причиненный истцу вред, поскольку надлежащим ответчиком по делу в рассматриваемом случае в силу ст. 1068 ГК РФ выступает именно ООО «СВСТАЙМ».

Так что очень полезно иногда проводить анализ судебной практики 😊.

По результатам предварительного анализа мы выяснили, что у моего клиента – с учетом содержания судебной практики – есть неплохая правовая перспектива взыскивать ущерб с ООО «Ромашка» - таксомоторного парка, которое и является лицом, ответственным за причиненный автомобилем такси ущерб.