Найти в Дзене
Вероника Горбачева

Печальный вальс для Штирлица

Оглавление

Есть версия, что создатели культового ныне сериала всерьёз подумывали: а не организовать ли Максу Отто фон Штирлицу некую романтическую линию? Дескать, «оживить» немного персонаж, позволить ему некоторую человеческую слабость.

Лучший на все времена
Лучший на все времена

Однако, похоже, герой защитил себя сам, так и оставшись верен далёкой любимой жене душой и телом. Это прекрасно.

Прекрасно и то, что серьёзный фильм обогатился невероятно лиричным эпизодом. Не будь его, мы бы не услышали печальный вальс фрау Заурих.

Для многих эта сцена – танец Габи и Штирлица. Для меня здесь главное действующее лицо – Вальс.

Увы, Габи...

Несколько слов о пожилой фрау

Когда пересматриваешь фильм энный раз, всё время открываешь что-то новое. Равно как и перечитывая рецензии. Оказывается, в романе Семёнова той очаровательной немолодой дамы не было. Её «создали», причём виртуозно, для того, чтобы… правильно, оттенить человеческие качества Главгероя. Например, уточняя по ходу, что больше всего он любит стариков и детей.

Сама фрау Заурих вписана в сценарий не с бухты-барахты. Образ продуман до мелочей, вплоть, как мне кажется, до прописанной биографии. Из диалогов мы узнаём о её прошлом. О том, что на фронте пропал сын. Что она вынуждена сдавать комнаты в своём… явно не коттедже, но особнячке, ибо свободных комнат несколько. Но и доходов от крошечного пансионата не хватает, приходится подрабатывать гадалкой.

А ничего большего она, скорее всего, не умеет. Либо даже в тяжёлые времена не желает терять достоинство. Ведь прошлое её было обеспеченным. Богатый дом, в котором дочерей обучали манерам и игре на рояле, играли в шахматы, хранили традиции… «Это бусы моей бабушки. А ей достались от её бабушки». Учили отзывчивости и доброте.

Вспомните с чего начинается сама история «приглашения на ветчину».

Штирлиц заходит в ресторанчик, подсаживается за столик и обращает внимание на расстроенную Габи. Та не печатает на своей машинке в своём отдалённом уголке, а вытирает заплаканные глаза. Кто-то нагрубил? Подъехал с неприличным предложением?

Фрау Заурих, утешающая её, почуяв взгляд «господина Бользена», как бы невзначай встаёт, заслоняя плачущую девушку. Из солидарности ли женской, чисто по-матерински ли – но она не хочет, чтобы её младшую подругу видели в таком состоянии.

И после, когда «господин Бользен» приглашает фрау по-дружески на ветчину, она поспешно уточняет: а Габи?

И тут, мне кажется, дело не в стремлении подкормить подопечную, а в понимании, что хорошо бы её отсюда увести. Скорее всего, обидчик, а быть может и домогатель, ещё вернётся.

А наш герой, похоже, это тоже понял. Пригласил и Габи. Девушку он не скомпрометировал, поскольку она едет к нему в компании добропорядочной фрау, а вот окружающим недвусмысленно дал понять, что за Габи Нобель есть кому заступиться, если что. И за этот рыцарский поступок ему большое спасибо.

И, собственно, вальс…

Мне кажется, что после этой пронзительно-нежной мелодии, держащей всю сцену, какие-то иные романтические штрихи к облику штандартенфюрера-нашего-резидента были бы уже лишними. В этом эпизоде всё так цельно и гармонично, что… пояснений уже не нужно.

И ещё одна версия.